Кто и как делал книгу в допечатной руси?

Самые древние русские рукописные книги, дошедшие до нас, датированы началом XI века. Хотя ученые полагают, что такие книги могли появиться на Руси уже в IX в. вслед за изобретением сла-вянской письменности. По приблизительным оценкам Н.К. Никольского, посвятившего свою жизнь составлению картотеки древнерусских письменных изданий, число рукописных книг XI – XVIII в.в. в наших хранилищах составляет от 80 до 100 тыс. По мнению же академика Д.С. Лихачева этот подсчет более чем скромен. Древнерусская книжность поистине огромна, и сегодня о ней говорят, как об отдельной ветви древнерусского искусства. Но знаем мы о нем очень мало…

Писцы и их детища
Известно, что книгописание на Руси в XI – XIV в.в. было безусловной прерогативой церкви. Сама церковь нуждалась во все возрастающем количестве богослужебных книг: библиях, евангелиях, псалтырях, часословах и др. Поэтому списывание "книг святых" считалось делом богоугодным. Переписывали книги писцы. В большинстве случаев они копировали тексты и рисунки с какого-либо оригинала, но могло иметь место и письмо под диктовку. Исключение составляли авторы-писцы.
Кто были эти люди - древнерусские писцы, в каких условиях они работали, какими инструментами пользовались, что за приемы работы изобретали или заимствовали? Свидетельств этому крайне мало. Поэтому огромный интерес представляют записи, сделанные в конце книг самими писцами. Это своего рода дневники, повествующие разнообразные сведения о переписчике и об обстанов-ке в процессе его работы над книгой. Еще одним косвенным источником информации являются многочисленные миниатюры, включенные в книгу.
Чаще всего в дневниковых записях писец сообщал свое имя (или два имени), нередко указывалась и профессия, например: "поп Упырь Лихой" (1047 г.), или "Антоний, инок" (1129 г.). Среди лиц, писавших книги, были писцы "по обету или по приказанию игумена", профессиональные писцы и авторы-писцы. Долгое время считалось, что они были преимущественно людьми духовного звания. Историк же Б.А. Рыбаков подсчитал, что среди писцов XI – XV в.в. свыше половины были светскими.
Перепись книги была очень трудоемкой и длительной работой. Причем делать ее без должного благоговения считалось величайшим грехом. Вот и приступал к делу писец со страхом и трепе-том. Сохранились записи с указанием начала и окончания работы над книгой. Например, Остро-мирово евангелие, считающееся самой древней русской рукописной книгой, дошедшей до нас, было переписано за 7 месяцев (с октября 1056 г. по май 1057 г.). В книге 294 листка, значит пере-писывалось около 1,5 листков в день.
В целом ряде записей писцы сообщают, что они работают над книгой вечером или даже ночью: "Уже нощь, вельми темно". Извиняясь за допущенные ошибки, переписчики ссылаются на "дрема-ние". Возможно, книги писались этими людьми в свободное от основных занятий время.
До XIV в. материалом для страниц рукописных книг служил пергамен.
Пергамен (от греч. Pergamos – Пергам, ныне Бергама, город в Малой Азии, где во II в. до н.э. широко применялся пергамен) – специально обработанные кожи животных, применявшийся как основной материал для письма до изобретения бумаги. С появлением пергамена изменилась форма книги – вместо свитка она приобрела вид, близкий к современному (кодекс). Листы пер-гамена обрезались по краям, им придавалась прямоугольная форма. Сложенные пополам, они представляли собой 4 книжных страницы – тетрадь. Любители роскошных красочных изданий продолжали заказывать книги на пергамене и после появления бумаги. В дальнейшем пергамен стали использовать для обтягивания переплетов.
Нередко писцы жаловались на плохое его качество – он требовал штопки для заделывания дыр. В качестве основных инструментов письма в записях упоминаются "перо" и "чернила". В XI – XIV в.в. писали птичьими (гусиными) перьями и железистыми чернилами разных оттенков (от светло-ржавого до черного).
 
Переписка книг.
Сохранившиеся миниатюры изображают писцов за работой. Сидят они на резных скамьях без спинок, на которые положены специальные подушки. Пишут и на свитках, и на отдельных листах, и в переплетенных тетрадях. Оригинал ру-кописи, как правило, укреплен на пюпитре. Рядом с местом работы - тумба с инструментами. Инструменты изображены весьма условно. Однако можно уга-дать и чернильницу с двумя отверстиями – для киновари (красной краски) и обычных чернил, и чернильницу в виде кувшинчика, а также пенал, циркуль, нож, перо или трость, линейку, ножницы, шило. Основное положение листа кни-ги при письме – на колене.
Для получения ровных строчек лист пергамена, а позже бумаги, разлиновывали острым инструментом. Только после этого приступали к тщательному перепи-сыванию каждой буквы.

 
Буквицы
Особое восхищение вызывают буквицы, или инициалы – начальные буквы статьи. Их чаще писали киноварью, отсюда и название "красная строка". Буквица призвана была заинтересовывать читателя, привлекать его вни-мание. Выписывалась она много крупнее основного текста, сплошь была увита орнаментом, сквозь который частенько можно было разглядеть за-гадочного зверя, птицу или человеческое лицо.

 
Венецианский орнамент
Нередко рукописи украшались многочисленными рисунками, причем не только на отдельных страницах, но и на полях. В начале текста помеща-лись орнаментальные заставки. Орнаментика древних русских книг явля-ется особым предметом изучения для искусствоведов и историков. Ее мотивы и колористика подсказывают, была ли заимствована книжная графика из западных изданий или создана книжниками Древней Руси. Нужно сказать, что книжные художники нередко были людьми начитанными, эрудированными. Для создания росписей и миниатюр они комбинировали сведения из различных письменных источников.

Культурные связи Руси постепенно расширялись. На ее территории имели хождение иностранные книги, привезенные послами или путешественниками. Привозили книги и зодчие, прибывшие из Италии для постройки соборов Кремля. Многие рукописи попали на Русь из Константинополя. Осевшие там русские монахи занимались переводом и переписью церковных книг. Безусловно, в книжных орнаментах заметно влияние Византии, Венеции, Германии, южнославянских стран и других европейских центров, где издание книг началось намного раньше. Для XIII – XIV в.в. харак-терен звериный орнамент (так называемый тератологический): очертания зверей, птиц, змей, фантастических чудовищ, сплетенных узлами и хвостатыми росчерками. В XV в. на смену ему пришла геометрия – узоры из кружочков и решеточек вперемешку с растительными мотивами.
Каким бы трепетным ни было отношение к книгописанию, писцы нередко позволяли себе небреж-ничать, отвлекаясь на дружеские беседы или трапезу. Здесь любопытно заметить, что обета мол-чания во время работы, как это было принято в западных странах, на Руси не было. Исполнению "богоугодного дела" зачастую мешало пьянство и другие недуги. Вот как об этом пишет Козьма попович: "Охъ мне лихаго сего попирия (питья): голова мя болить, и рука ся тепет".
Для каждого писца переписанная книга становилась детищем его искусства. Она несла в себе часть его души. Можно себе представить, какая радость облегчения посещала писца по окончании трудов. С благодарственной молитвой и ликованием сообщается об этом в дневниковых записях. Однако радость зачастую сменялась тревогой: в какие руки попадет драгоценное творение? И вот писец прибавляет к послесловию страшные заклятья: "… кто похитит сию книгу, да будет тому в нынешнем веце и будущем вечная мука", или "…а который поп или дьякон чтет, а не застегает всех застежек, буди проклят".



Вот древнейшие точно датированные русские рукописные книги.

 
Остромирово евангелие
(1056-1057 г.г.)Шедевр древнерусского искусства книги. В записи одного из писцов Григория сообщается, что книга выполнена по заказу новгородского посадника Остромира, направленного управлять новгородскими землями киевским князем Изяславом Ярославичем в 1054 г.
294 пергаменных страницы украшены великолепными изображениями евангелистов, красочными заставками и буквицами. Текст изложен ровными строчками старославянской кириллицы. В орна-ментах прослеживаются византийские традиции. Написано евангелие в единственном экземпляре.
 
Изборник Святослава (1073 г.)
Книга 1073 г. переписана в Киеве для князя Святослава Ярославича. Парадное издание. Целая эн-циклопедия различных сведений, содержащая более 400 разделов из истории, математики, естест-вознания, грамматики, философии и других областей. Написана на пергамене кириллицей. Ориги-налом для этой книги считается болгарский сборник, написанный в X в. для царя Симеона. Одна из самых больших по размеру древних книг. Особенно декоративны фронтисписы – их в книге два.

Изборник Святослава
(1076 г.) Написан двумя писцами, один из которых работал над Изборником 1073 г. В записях писец сооб-щил, что рукопись составлена «из многих книг княжьих». Небольшая по размеру настольная книга также энциклопедического содержания. В ней нет парадных иллюстраций. По сравнению с Избор-ником 1073 г. изменен состав книги – здесь больше статей религиозно-нравственного содержания. Среди новых текстов – "Слово о чтении книг", где автор поучает, как читать книгу.
 
Архангельское Евангелие
1092 г. Рукопись уникальна с точки зрения лингвистики, палеографии и книговедения. В ней выдержано древнерусское правописание. В художественном отношении издание более чем скромное. Написа-но на пергамене уставом. В нем нет рисунков и миниатюр. Зато хороши лаконичные по цвету, но гармоничные по пропорциям и украшениям заставки. Плотные ровные строчки лишь на редких страницах разделены киноварной строкой с буквицами.
В 2000 г. внесено ЮНЕСКО в международный реестр “Память мира”.

Новгородские служебные минеи
на сентябрь 1095—1096, октябрь 1096 года
и ноябрь 1097 года
Минеи (menaion, от греч. men месяц) - богослужебные книги и книги для чтения, содержащие "жития святых", сказания о церковных праздниках и поучения.
Минеи служебные месячные содержат тексты на один месяц, расположенные по дням каждого ме-сяца соответственно с праздниками и днями памяти святых.
Дошли до наших дней не полностью (в каждой не хватает по несколько листков). Книги большого объема: в двух из них более, чем по 170 листов, в одной – более 120.
Написаны для новгородского Лазарева монастыря. Древнейшие памятники церковнославянского языка, выявляющие особенности древнерусских северных говоров.

Мировой сенсацией стала новгородская находка 2000 г.: при раскопках в слоях конца Х – начала ХI вв. была обнаружена рус-ская рукописная книга – отрывок из псалтири, возраст которой примерно на 20 лет превосходит возраст Остромирова Евангелия. Страницами книги служат деревянные дощечки - "церы", покрытые внутри слоем воска, на который нанесены записи.


Развитие книгописания
На рубеже XIII – XIV в.в. слово "писец" стало обыденным, а книгописание и письмо грамот офор-милось в самостоятельную ремесленную отрасль светского типа. Если сначала книги представля-ли собой исключительно религиозную литературу или летописи, то теперь появились разнообраз-ные хронографы, судебники, книги, регламентирующие жизненный уклад, изборники (собрания изречений, сказаний, повестей и притч), научные книги, азбуковники и другие. В отличие от книг - предметов культа книги для массового чтения стали писать в большом количестве. Работали мас-тера по найму и на заказ. В конце книги стали появляться записи с обозначением цены - посте-пенно складывался книжный рынок. Для ускорения работы приглашали уже не одного, а двух и более писцов, одного из которых назначали старшим. Заурядные книги, как правило, декорирова-лись и переплетались самими писцами. Первый автограф переплетчика сохранился лишь от конца XIII в.
Исполнение книги на заказ предполагало создание настоящего произведения искусства. Исполь-зовалась дорогая купленная за границей бумага. С ее появлением стала применяться брошюро-вочная техника. Многоцветные иллюстрации и орнаменты подчас вытесняли текст на второсте-пенное место. Заголовки и буквицы прописывались золотом. Богатые кожаные переплеты укра-шались окладами и драгоценными камнями. Очевидно, что в таком случае над книгой трудилось несколько мастеров разных специальностей. Так в книгописании появилось разделение труда. В первой половине XVI в. оно уже зашло очень далеко.
Вот, к примеру, описание статей расходов на производство Четвероевангелия 1532 г. Боровского Пафнутьева монастыря:
1. доброписец чернописный
2. живописец иконный
3. златописец
4. заставный писец
5. статейный писец
6. золото на заставицы, статьи, прописи, тетрование, точки и запятые, скань
7. серебро на доску и скань
8. застежки и подковы
9. златокузнецу и среброкузнецу и сканному мастеру
10. жемчуга яхонты, прочие каменьи – всего 100 рублей и 20 гривен.
Доброписец писал основной текст; статейный писец исполнял киноварью вязь, надстрочные и подстрочные знаки, записи, точки и другой текст, в дальнейшем прописывавшийся золотом; заставный писец рисовал заставки и буквицы, а живописец – миниатюры; златокузнец и сканный мастер – ювелиры, украшавшие оклад книги.
 
Фронтиспис
 Не только художественный облик книги, но и форма ее построения выработались в некото-рый стандарт. Для богослужебных книг он был таков, как, например, в Четвероевангелии: 4 основных раздела – евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна – разграничены один от другого. Перед каждым разделом помещен фронтиспис с изображением евангелиста. На-чальную полосу открывают большие заставки и выполненные вязью заголовки. Вспомога-тельные разделы – оглавление и послесловие - выделены малыми заставками. Евангелисты изображены традиционно – они читают или пишут, сидя на табуретах. В изображения включены свиток, книга, инструменты для письма.


Рецензии