Время спящих богов

 (о поэте Владимире Ширяеве,о религиии и о психоаналитике)
 В этом году у меня  не уродилась тыква, а я так люблю кашу с ароматом и привкусом этого поистине золотого дара природы. Рецепт изготовления моей каши прост. Почти все так, как при приготовлении гурьевской каши. В небольшое количество кипящей воды всыпать манку, немного поварив, добавить нарезанную кубиками тыкву. Всыпать соль и сахар по вкусу. Немного поварив, влить молоко или сливки. А уже затем, когда каша почти готова, присоединить ранее отваренную курагу, немного поварить, чтобы курага «утонула в объятиях гостеприимной тыквы».  Курагу  можно измельчить, можно оставить в кусочках, - так даже приятнее кушать.
Когда-то я не заботилась об урожае тыквы, приходила в магазин ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ, где меня дожидались добродушные пузанчики, и с удовольствием уносила их домой. Неожиданно узнаю от  Раисой Чекалдиной, что этих золотых пузанчиков выращивала она со своим супругом - поэтом Владимиром Ширяевым. Так возник интерес к имени поэта, а затем наследию Владимира Ширяева – его книге «Расскажу без прикрас».
 В своих поисках места под солнцем, друзей, в своих исканиях смысла жизни, была всегда где-то очень далеко от Кемерово. Сейчас, прорастая Сибирью – моей колыбелью, ощущаю желание быть свидетелем жизни, делаемой земляками. Мне интересно, что происходит рядом со мной с моими друзьями, а не на неограниченных пространствах, тем более у стен Кремля или за кремлевской стеной. В этом я солидарна с Владимиром Ширяевым. Написать картины настоящей – не придуманной жизни, запечатлеть реальных героев больше, чем фантастика (назову это стилем Ширяева), ибо в будущем всегда проявятся жрецы, которые из талантливо и правдиво изображенного прошлого напишут легенды – путеводители по истории человечества.  Через прошлое легче понять настоящее и увидеть будущее.
Предыдущий и 2002 год - год трагической смерти Владимира Ширяева  забрал многих дорогих мне людей в мир иной, словно собрал  зрелый урожай на подмогу  Всевышнему. Всегда трудно примериться с утратами.  Единственное что остается – наша память, облаченная в одежды творчества, требующая донести и муки, и радости: в чем - то предупредить, чему-то научить. Его супруга Чекалдина Р.М.,  считаю, достойно справилась с этой задачей, издав книгу – память под редакцией Людмилы Глебовой – известного ценителя литературного творчества сибиряков.
Предлагаемые рассуждения о творчестве касаются не только Владимира Ширяева, но и  меня самоё.
Нас учила партия, комсомол. Нам казалось, что мы вырастали ярыми атеистами, отрицая базовые постулаты - базовые принципы сосуществования. Мы отрицали то, чего не знали. Критиковали, не утруждая себя поисками и чтением первоисточников, безоглядно веря вождям, находясь под неким гипнозом их учений. Они были реальными богами в той части времени, в которой мы были от них зависимы. На трудные вопросы своего времени они искали ответы там, в преданиях старины глубокой. Выгодные им догмы и нравоучения они брали тоже оттуда.
Веками писалась Библия, жрецами компилировалась в соответствии с реалиями их времени. Мы не знаем настоящих имен редакторов, авторов нравоучений, героев древних сказаний, преданий, мифов, притч и побасенок. «…Библия, словно чудом уцелевший осколок живой жизни отдаленных эпох, позволяет нам сегодня заглянуть в самую глубь чего-то подлинно человеческого и непреходящего». (Зенон Косидовский). Сравнить далеко ли мы ушли в познании мира, в искании смысла жизни, в познании меры добра и зла – а значит мудрости.
В противоречивый мир Владимира Ширяева не сложно было окунуться, сопереживая и радуясь особенному звучанию стихотворений, разноцветию картинок природы и событий, игры ума. Сложно было выходить из этого мира, словно прощаться с чем-то значимым и надолго. Используя его стихотворение «Автопортрет» - как предложение к диалогу, пробую по – своему создать его творческий портрет:
                Художника взглядом окину,
                отвечу ему на вопросы…
                С меня он рисует картину
                «мужик, отбивающий косу»
К.Р. вопрос:   О чем больше всего вы мечтали?
Ш.В. ответ:    А чисто по-российски
               Я думал все о том,
               Как людям жизнь устроить
               И сообща построить
               Бессмертья крепкий дом.
К.Р.: Жанр ваших стихов? Ваша специализация?
Ш.В.:     Жанр моих стихов – учебник…
          чувствую: кощунствую
          Очень ясно чувствую!
          А еще – юродствую
          И, конечно, мудрствую….
                Моя специализация-
                Дестабилизация.
К.Р.: Что бы Вы сказали  о своих достижениях?
Ш.В.:      «Ни покараулить, ни украсть!»-
           говорили люди обо мне.
           …закричал я Солнышку: « Ура!»
           И помчался на его лучи.
           И покараулил и украл
           И медаль за это получил…
           Малоизвестный был поэт,
           Стал знаменитый тыквовед.
К.Р.:  Какой стиль руководства Вы приемлете?
Ш.В.:      ..и, наконец, догадкою пронзенный,
           Коллегиальный выбираю стиль.
К.Р.:  Как секрет  дамасской стали повлиял на ваше творчество?
Ш.В.:      …Нам древние рецепты эти жутки.
           Их в производстве применять нельзя.
           Мы иногда лишь закаляем шутки
На собственных любимых и друзьях.
К.Р.:  Какие Вам сходили капризы?
Ш.В. :     И мне любые сходили капризы -
           Я безмятежно ходил по карнизам.
К.Р.:  Где истина, если не в вине?
Ш.В.:  «Тренер акробатического кружка»
       Учил нас истине простой:
       Что если рухнет пирамида,
       Ты заново ее построй.
К.Р.: В чём Вы видите  свое предназначение?
Ш.В.:    Сентябрь оккупировал город
         У пальто поднимаю я ворот,
         И по городу – столько уж лет! -
         Я хожу, словно тайный агент.
К.Р.:   Что есть «Закон тайги» для вас?
Ш.В.:      И рай - тому, кто проиграл…
           То победитель будет тот, кто
           Напишет первым лучший стих.
К.Р.:  Лучшим вашим стихом я считаю этот: «В доме для престарелых»,в этом стихе величайшая мера мудрости и терпения.
           Дочь-проститутка, а сын-алкоголик.
           - Милая, вы говорите неправду…
           …только бы криком каким огласились
           Стены печального учрежденья,
           Если б товарки ее согласились
           С этим правдивейшим утвержденьем.
К.Р.:  Дар признан, темы многослойные. Масса находок созерцательного плана, картины природы завораживают. Каждый стих ироничный или лирический имеет логически завершенную мысль, например:
           Все чаще чувствую вину я:
           К чему мне этот жребий сдался -
           Всегда вести игру двойную,
           Работать на два государства?
К.Р.:  Особо удачные свои стихи вы отмечаете наличием остроумных находок:      
           … Был у меня безмятежный союз
           С Шуткой легонькой…
           И задушила в объятьях меня
           Голая Логика.
К.Р.: Несомненно, колдовская сила искусства Михаила Булгакова, призывающая к утверждению добра и противостоянию зла, повлияла на ваше творчество. Облик Мастера – человека с чистой душой, с чистыми помыслами, охваченного творческим горением, поклонника красоты, творца, нуждающегося во взаимном внимании и родственной душе. Вы себя отождествляли с ним? 
Ш.В.:      Он знает: он за все в ответе
           И – ищет, ищет он ответ!
   Мастер носит в себе черты Иешуа Га-Ноцри( «Иешуа « - еврейское личное имя, в греческой передаче – «Иисус». «Га-Ноцри»-«Спаситель из Назарета» - именование Иисуса Христа в иудейских религиозных книгах. )
К.Р.:   Вы родились, чтобы играть со смертью?
Ш.В.:      К чему тогда отважные исканья?-
           Мир за руку ведет слепая смерть.
К.Р.:  Пусть смысл был в этом, но более смысла, чтобы играть со смертью за жизнь. Вы слышите торжество, венчающее успех  поиска смысла жизни?
Ш.В. :     На свете нет болезни горше…
           Зачем?..
           Герой наш побледнел от счастья
           И громко вымолвил: « Я - есть»!..
           А он всего лишь в ум вошедший
           Себя нашедший человек…
           Стремиться вдаль за золотым руном
           Зачем?
           Руно – с тобою рядом.
К.Р.:  У Вашей сатиры есть конкретные герои. Не боитесь?
Ш.В.:      …Очень жаль,
           Что не скромное средство
           Власть для вас,
           А – желанная цель…
К.Р.:  И опять нам может помочь в устройстве нашего дома публицистика М. Булгакова. Надеюсь, к месту и ко времени.
 «… настоящее пред нашими глазами. Оно таково, что глаза эти хочется закрыть! Не видеть!
Остается будущее. Загадочное неизвестное будущее.
…станет ясен тот мощный подъем титанической работы мира, который  вознесли западные страны на невиданную еще высоту мирного могущества.
  А мы?
  Мы опоздаем, что никто из современных пророков, пожалуй, не скажет, когда же, наконец, мы догоним их и догоним ли вообще?
Ибо мы наказаны. Перед нами тяжкая задача - завоевать, отнять свою собственную землю…
  …Те,  кто жалуется на «усталость»,  увы,  разочаруется,  ибо им придется «устать» еще больше.  Нужно будет платить за прошлое неимоверным трудом, суровой бедностью жизни.
- Платите, платите честно и вечно, помните «социальную революцию».
  Это было написано в 1919 году.  А Вы о том же?
              Проницательный не слишком,
              Я одно лишь твердо знаю:
              При распаде будет вспышка
              Ослепительного зла (Ширяев)…
Ш.В.:     «Эффект бабочки»
              Скажешь правду, даже куцую-
              И случиться революция.
К.Р.:   Приняв несовершенства нашего общества, Вы уже готовы понять замысел Создателя:
              Чтоб никакой не случилось беды,
              Чтением книжек богоугодных
              Занят – вчерашний лихой атеист.
              Я не зову к себе Славу, Удачу. (В.Ширяев)
Ш.В.:         Бога зауважал
              Пить почти завязал.
К.Р.: Вы понимает, что без религии не можете идти дальше. Вы богоборец по определению своего времени?
Ш.В.: Да мы боролись и миром и с собой…
      И все таки: как пахло свежим сеном .
 К.Р.:  Атеист – тот, кто отрицает Бога - создателя. Но вы никогда  атеистом не были. Вы самостоятельно проникали в веру  о  Всевышнем, это понятно по стиху «О смерти»:    
              … - не толкаемся
              Все вежливы, что характерно,…
              Торжественно он возлежит.
              Его душа почтовым голубем
              К себе на родину спешит.
К.Р.:  Хотя Вы и ироничны в культовым  местах:
              Только плюрализма – ни на йоту
              В этом достославном заведенье.
              Это ж – недоказанное дело:
              Верить, что спасет нас правый Боже…
              А священник: «уходи Иуда».   (В.Ширяев)
К.Р.:  К вопросу о боге приходишь в зрелости после болезней и утрат. Разрешите небольшой экскурс в этот вопрос?
Философская мысль приписывала  религии роль родителя, мол, она годна для детского возраста, она есть повторение детского опыта. Человек не может вечно оставаться ребенком. Кроме базовых основ нравственности, которые по крупицам собирали жрецы для формирования системы учений, в современности должно дополняться воспитанием чувства реальности.
  Человек несовершенен. Ему дается право себя совершенствовать, опираясь на опыт предков. Добиваться, чтобы жизнь стала сносной для всех и культура никого уже не угнетала. Сейчас не секрет, что религиозные деятели используют в отношениях со своими паствами психоаналитику, а психоаналитики используют ценнейший опыт предков.
Ш.В. :       Атеистом я себя
             Больше не считаю
             Иисуса возлюбя,
             «Отче наш» читаю
             И знаменьем поутру
             Осеняюсь крестным…
             Может я сперва умру,
             А потом воскресну?
К.Р.: В древних мифологиях национальные герои очень часто погибают при таинственных обстоятельствах. Чаще в виду вины за принесенные другим страдания. Вина должна быть серьезной. На сколь тяжкие последствия обрекает себя тот, кто не считается с законами и предписаниями своего времени?
Ш.В.:       Я кусаю сивый ус…
            Небушко безлунное
            Озираю и боюсь
            Соскользнуть в безумие…
            Я топорщу сивый ус-
            «Фигушки! Не провалюсь!»
К.Р.:  Вы  способны делать открытия  как психоаналитик?
Ш.В.:       Только жизнь оказала мне милость:
            Так тряхнуть ей меня удалось,
            Что в душе моей все улеглось
            Правда, хрупкое малость побилось…
            Бьются ярость и любовь
            Так пребудь же стойким…
            …придет какая ли беда.
            Шалят ли нервы.-
            Не унываю: я тогда
            Сажаю кедры.
К.Р.:  Вы стремитесь к славе, или ждете, когда она вас настигнет?
Ш.В. :       Славы не ищу:
             Славы ищет слабый
             Огород пашу,
             Лажу с бабой.
К.Р.: Назидательные истории должны служить как и в давние времена (это выполняли библийские сказания) – поддерживать дух  или выражать философские мысли, тревожащие умы современников. Вот Ваше назидание:
             Все что сомкнулось в собственном кругу
             Всегда обречено на вымиранье
К.Р.: Ваше творчество «Не зря?», как в одноимённом стихотворении?
             Нет, совсем не зря стихотворенье
             Так рифмуется с «сердцебиенье».
             И фамилия у герра Герца
             Переводится недаром - «сердце».
             Я пишу-сигналы шлю окрест
             Частотою в миллионы герц.
К.Р.: Что вы думаете о своем бессмертии?
Ш.В.            Вылечил я тыквою
                Правое предсердие.
                В ней открыли - мать моя!-
                Витамин бессмертия…
К.Р.:  В Вашем творчестве есть место и прекрасным женским образам. 
             …Бог знает, сколько времени,
             Но вспомню волосы твои -
             И вздрогну вдруг от дуновения
             Неразразившейся любви  (В.Ширяев)
 К.Р.:  Ваше  право быть изобретателем. Почему же  Вы жили и с болью и с гневом ?         
             Придет изобретатель ли, который
             Добьется, проворно и легко,
             Наш гнев включал тяжелые моторы
             И кипятил на кухне молоко. (В. Ширяев)
К.Р.:  Наконец, Вы изобрели своего божка, но помогал ли  он в Вашем творчестве?  Стал ли Спасителем?  Вы мечтали освободиться - быть таким же?
Ш.В. :    …Переводчиков. Аурой он
          Ослепительной – окружен.
          и снова - трюки, фокусы
          И радостные возгласы.
          «Се - настоящий бог».
К.Р.:  Приходило озарение. Приходило ненастье.
          Полно  чушь о Парнасе молоть
          Погляди: улыбаются люди,
          Золотой отрезая ломоть…
          Сознанье, ну не мучь!
          Я умоляю: «пожалуйста.
          Выгляни из-за туч.» (В.Ширяев)
К.Р.:  О чем жалеете?
Ш.В.:      Часа четыре
           Швыряю гири,
           Аж весь синею-
           А не сильнею!
           Пару лет не попить-
           И шедевр сочиню!
           Только вот – ни денька
           Без нее сатаны…
           И осторожно Истину
           Сторонкой обежал.
К.Р. Целителями души являются и священники и психоаналитики. В заботе о человеческом счастье и душе они опираются не только на откровение, но и на авторитет разума. Условием счастья признают и те и другие  внутреннюю свободу человека. Только в этом случае он будет здоров душою.
           И, наконец, заполучить
           Хроническое счастье. (В.Ширяев)
Ш.В.:  Итак, я счастлив.
К.Р.:  «Разум, ищущий истину,  уступил место интеллекту - простому манипулированию вещами и людьми. Человек разуверился в способности разума установить правильность норм и идеалов человеческого поведения. Вот почему погружение в религиозные ритуалы становятся единственным призывом к спасению. Вопрос не в том возвратиться ли человек к вере в бога, но в том, живет ли он в любви и мыслит ли он по истине. Употребляемые им символические системы, на самом деле второстепенны.» ( Э.Фромм).
Вы это понимали:
            Тянет руки к нам из тьмы,
            Так мечтает сбыться!
            Не поможем - значит, мы -
            Подлые убийцы.
            …И когда-нибудь я раскину,
            Чтобы смерть угодила в плен -
            Светозарную паутину,
            Для, которой не страшен тлен.(В.Ширяев)
К.Р. Завершая наш мистический диалог, верю, что Ваше творческое наследие поможет вдумчивому читателю найти свой выход из лабиринтов прагматичного ума.
   «Кто-то отпускал на свободу мастера, как сам он только что отпустил им созданного героя». Эти финальные строки вашего любимого романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» имеют в виду христианскую традицию: отпущение грехов и развязывание всех земных уз  « … от всякия узы разреши, и от всякия свободи… да отпуститься от уз плотских и греховных…».




 


Рецензии