12. Задатки и способности

                1. Способности

Психолог: Среди индивидуальных особенностей каждого человека немаловажное  место занимают его способности.
Если у кого-то есть способности к математике, то он быстро считает, легко решает задачи, без труда  запоминает сложный материал. У другого человека могут быть способности к спорту. Его не пугают физические нагрузки, он легко выполняет разнообразные физические упражнения, с азартом участвует в спортивных состязаниях.

Откуда «берутся» способности?

Психолог: Как правило, основой любой  способности являются определенные  врожденные задатки. Но превратятся эти задатки в способности или нет, зависит от воспитания, а также от того, проявляет человек интерес к данному виду деятельности или нет. Бывает, что у кого-то не обнаруживают задатков к математике, но зато у него есть постоянный, ярко выраженный интерес к этому предмету.  На основе данного интереса со временем могут развиться способности.

Когда проявляются  способности?

Психолог: У некоторых одарённых детей способности проявляются удивительно рано. Так, например, музыкальная одаренность у Моцарта обнаружилась в три года. Рафаэль - великий итальянский художник эпохи Возрождения – замечательно рисовал уже в восемь лет.
Но встречаются и противоположные примеры, когда дети, не проявлявшие в школьные годы ярких способностей, добивались потом выдающихся успехов.
Биографы великого  шведского естествоиспытателя Карла Линнея отмечают, что в детстве его развитие шло медленно. Зато уже с 24 лет он стал приобретать известность.
Величайший физик ХХ века Альберт Энштейн в школе считался отстающим.
Гоголя учителя начальной школы считали неспособным  к русскому языку.
Великий английский физик Исаак Ньютон ничем не выделялся  среди своих сверстников, когда учился в школе.
В великом немецком философе Гегеле ни в детстве, ни в юности никто не мог заподозрить не только гения, но и вообще человека сколько-нибудь выдающегося. Кроме прилежания и примерного поведения, никаких достоинств за ним не замечалось, ни в гимназии, ни в университете. 
Один из величайших гениев мировой науки Чарльз Дарвин слыл среди своих школьных учителей и школьных товарищей бестолковым и просто туповатым парнем.
Великий химик Менделеев во время учебы на первых курсах института имел по химии неудовлетворительные отметки.

Как развиваются  способности?

Психолог: На основании одних  и тех же задатков могут развиться разные способности. Например, острая наблюдательность и хорошая зрительная память  могут стать  подспорьем в работе художника, следователя, геолога, археолога, артиста. Разовьются эти задатки в способности или нет, зависит прежде всего от самого человека, его усердия, трудолюбия, целеустремлённости.  Немаловажным обстоятельством является и то, в каких условиях, каком обществе находится человек.
Представьте себе двух музыкально одарённых  мальчиков. Один из них живёт в городе, где есть музыкальные школы, талантливые учителя, большой выбор музыкальных инструментов. Место жительства другого – глухой таёжный посёлок, жители которого занимаются в основном охотничьим промыслом, и нет ни музыкальной школы, ни педагогов. Если этот мальчик останется жить и работать в посёлке, то ему надо будет приложить огромные усилия, чтобы развить свою музыкальность.

А бывают люди ни к чему не способные?

Психолог: Способность мыслить и творить – ценнейший из даров, получаемых каждым человеком при рождении. Однако распределяются они не поровну.  Трудно встретить такого счастливчика, который умел бы быстро бегать и прекрасно петь, потрясающе готовить и решать сложные математические задачи, поднимать огромные тяжести и легко осваивать иностранные языки…
Редкость и тот, кто обделён абсолютно всеми талантами. Те или иные задатки имеются у всех людей! У каждого человека есть свои склонности и свои интересы. Благоприятное стечение обстоятельств, а также заинтересованность самого человека дают возможность для развития его задатков.  Первое, что нужно преодолеть в себе на данном пути - это нежелание тратить время на то, чтобы научиться чему-нибудь новому.

Что нужно предпринять, если хочешь развить свои задатки?

Психолог: Если вы решили заняться чем-нибудь всерьёз, то делать это нужно регулярно! Увлечение может быть любым – это может быть шитье, рисование, игра на каком-нибудь инструменте, иностранный язык и т.д.
Второй существенной помехой для развития способностей является неверие в свои возможности. «У меня все равно не получится», - говорим мы и не идём в спортивную секцию или театральный кружок, отказываемся от занятий живописью или музыкой. Низкая самооценка –  труднопреодолимое препятствие на пути самосовершенствования. Чтобы  ее повысить, нужно научиться замечать свои успехи. Не бойтесь ставить  перед собой высокие цели! Поначалу они кажутся недосягаемыми, но решение любой сложной задачи состоит из последовательных действий – она легко разбивается на ряд более мелких задач. Решая их последовательно, делая шаг за шагом, поднимаясь со ступеньки на ступеньку, вы добьетесь своего.

                2. Талант и гениальность

Каких людей называют талантливыми и гениальными?

Психолог: Когда человек сумел развить свои способности, свой дар и добился на избранном пути значительных результатов, говорят, что этот человек талантлив. Человека, чьи дела, идеи, произведения открыли новые горизонты в какой-либо области, вошли в разряд «самых-самых», считают гением.

Чем гении отличаются от остальных людей?

Психолог: Разница между гением и остальными смертными осознавалась людьми всегда. Ещё в XIX веке немецкий ученый Вагнер исследовал строение  мозга выдающихся людей в надежде найти особые приметы гениальности. Его ждало разочарование: по внешним признакам строения головного мозга  невозможно сказать что-то определенное о том, гениален был этот человек или нет. Так, например, русский классик Иван Тургенев и французский классик Анатоль Франс были выдающимися писателями своего времени. Но при этом мозг Тургенева весил 2000 граммов, а мозг Франса -  лишь 1000 граммов.

Талант даётся человеку с рождения, или он развивается воспитанием?

Психолог: Кажется, что способности, таланты, гениальность даются нам от природы. Но это не совсем так. Учёные полагают, что, хотя люди действительно отличаются друг от друга  по природным задаткам, человек в силах развить свои способности, и они не имеют ограничений для совершенствования. Но здесь имеется одна важная деталь – время! Некоторые специалисты полушутя, полусерьёзно говорят: каждый может стать академиком, только одному для этого требуется 30 лет, а другому 300 или ещё больше.

                Как пастор Витте воспитал талантливого сына

В начале XIX в. в городе Лохау, в Германии, разгорелся интересный спор. Местный пастор Витте выступил перед учителями гимназии с докладом, в котором утверждал, что талант – не врождённое свойство личности, а результат  воспитания, трудолюбия  и любознательности, особенно в первые годы учёбы. Пастор считал, что решающая роль в развитии таланта принадлежит воспитанию.
К удивлению пастора некоторые слушатели не согласились с ним. Они считали, что талант может быть только врождённым. Тогда пастор воскликнул: «Пусть Бог пошлёт мне сына, о чём я давно мечтаю, и я сделаю из него выдающегося человека». Через  полгода (1 июля 1800 г.) у пастора родился сын Карл. Теперь у него появилась реальная возможность осуществить своё желание и доказать свою правоту.
Пастор Витте составил обширный, тщательно продуманный план воспитания сына. Это занятие стало отныне главным делом его жизни. Все учителя города отнеслись к словам пастора как к вызову и потому  внимательно следили за результатами необычного педагогического эксперимента. Поначалу они не без злорадства отмечали, что этому «выскочке» пастору не удалось добиться  значительных успехов. Ребёнок рос вялым, ленивым и, казалось, ни к чему не способным. Даже родная мать ребёнка считала усилия мужа напрасными. Все родственники соглашались, что «Карл будет добрым, порядочным человеком, но конечно, не знаменитым; ведь природа не наградила его талантом». Как же они ошибались! К четырём-пяти годам Карл догнал, а в шесть лет уже значительно опережал по развитию своих сверстников. В 9 лет Карл читал в подлиннике произведения латинских и итальянских классиков. В 10 лет он поступил в Лейпцигский университет. В 13 лет он защитил докторскую диссертацию по философии. В 15 лет ему было присвоено звание доктора юридических наук. Он стал профессором  и начал преподавать в Гейдельбергском университете. Умер Карл Витте в 83 года, окружённый почётом и уважением.


Рецензии
Верно мыслил господин Витте старший! Но гениями всё-же рождаются, а не становятся.

Марина Рощина   20.02.2020 14:14     Заявить о нарушении
Гениальность, может быть. Но способности развиваются целенаправленным воспитанием. Это доказывалось неоднократно (пример Витте не единственный). Просто это требует огромных усилий от родителей (именно от них!), а у родителей зачастую нет для этого ни времени, ни желания, ни возможностей.

Константин Рыжов   20.02.2020 20:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.