Язычество у балтийских славян

Западнославянская мифология  известна по нескольким локальным вариантам, относящимся к балтийским славянам.  Языческая традиция у балтийских славян была прервана христианизацией. Из богов балтийских славян известны: Свентовит – «первый или высший из богов», он связан с войной и победами; Триглав , однажды названный «высшим богом»; Сварожич – Радгост, связанный с военной функцией и гаданиями; Яровит почитался как бог плодородия. Есть все основания предполагать, что Свентовит, Триглав, Радгост восходят к образу Перуна.
Языковые данные позволяют выделить древнее индоевропейское ядро балтийской мифологии. Это схема основного мифа о поединке громовержца с его противником и имена участников этого мифа – Перкунаса (лит.,латыш.) , Велняса и Велса (латыш). Перкунас или Перконс – активный, грозный и мощный персонаж – бог грома и молнии, воплощающий военную функцию и функцию плодородия. Помощник громовержца – Кальвис  - мифический кузнец.
Перкунасу  противостоит Велняс, в культуре которого есть следы его связи со скотом, что свидетельствует  о продолжении индоевропейской традиции, согласно которой загробный мир представлялся пастбищем.
Высший уровень славянской мифологии – два православных божества –Регинъ (Перен) и Velesъ, а так же женский персонаж, праславянское имя которого остается неясным…
К более низкому уровню относятся божества, воплощавшие целостность замкнутых небольших коллективов: Род, Чур и женские божества Мокошь.
Абстрагированные функции имеют следующие персонажи – Доля, Лихо, Правда, Смерть, Суд. С этим было связано общеславянское слово – Бог…
К низшей мифологии относятся неиндивидуализированные нечисти: домовые, лешие, русалки, вилы, кикиморы.
Заслуживает внимание архаическое различение двух видов земного огня – «круглого», внутреннего, женского, связанного с женскими богинями огня – Вестой и Гестией и с домашним очагом, и с «четырехугольного огня, связанного с мужским началом и с небом.
Введение христианства положило конец официальному существованию славянской мифологии, сильно разрушив её высшие уровни, персонажи которых рассматривались как отрицательные, если только не были отождествлены с христианскими святыми, как Перун – со святым Ильей, Велес - - Влавием, Ярила – Юрием, Георгием. Низшие уровни оказались более устойчивыми.
Христианство  в значительной степени усвоило славянский мифологический словарь, восходящий к индоевропейским источникам.  Это такие наименования как – бог, спас, святой, пророк, молитва, крест, воскресити, обряд, треба, чудо…


Рецензии