Даже 1000 рентген не положат русский ч ен!

Такой эпичной фразой заканчивается новейшая лента - шедевр российско-украинско-белорусско-немецкого производства, фильм "В субботу". В широкий прокат фильм вышел 24 марта 2011, то есть почти за месяц, как в 1986 г. произошла Чернобыльская авария. Собственно, "в субботу" как раз повествует о событиях тревожных для всей Советской Империи дней. Однако фильм поразил меня не столько плохой игрой актеров, не той отвратительной работой камеры, не столь уличными диалогами героев, сколько отсутствием идеи. Просмотрев эту чудовищную киноленту, у меня возник естественный вопрос: зачем Минандзе снял это унылое, а дальше вы сами знаете...?
Как писали в защиту фильму кинокритики с улицы, лента носит глубинный характер, ведь главный герой, по сути, становится перед выбором: извещать трудовое население об аварии или действовать по приказу спецкомиссии из Москвы, пытавшейся всеми силами скрыть последствия инцидента. Что же выбирает главгерой - персонаж оригинально наделенный теми качествами, которыми не обладают второстепенные персонажи? Он наделен силой - знанием происходящего, и вместо того, чтобы хоть как-то проявить себя со стороны, одним словом, доказать себе и нам, что он человек с большой буквы, он за одно лишь 26 апреля пытается дважды бежать из Припяти, но что-то все время удерживает его на месте постоянного пребывания... Совесть ли? Об этом качестве вообще следует сказать отдельно - Минандзе рисует угрюмое существо, влачащее жалкое существование, обнявшись с тремя бутылками красного вина. Именно в этот момент, говорит режиссер, главгероя посещают мысли, его разрывают сомнения, а, быть может, извечные вопросы о бытии. Фильм "в субботу", скорее, заново знакомит нам с бытом русских людей, и не важно, что на дворе Антиалкогольная кампания, сформированная самим Горбачевым, нет, Александр Анатольевич говорит нам: русский человек всегда был таким: пьющим, занимающийся сексом с кем, а главное, где попало и обильно ругающимся матом. Кроме этого в фильме нет больше ничего.
Отдельной похвалы занимает работа камеры, большую половину фильма герои мечутся по Атомограду, сбивая рядовых жителей с ног, пытаясь то убежать, то остаться. Глупо было бы называть данный прием - стремлением человека, прозомбированного коммунистической идеологией до мозга костей, убежать от сложившихся устоев.
Самое интересное, что Валера и Вера - главные персонажи картины - ничем не отличаются друг от друга, да  и вообще от всего населения города, области, страны. Их мысли, реплики, действия - связаны единой штамповкой - что там уже говорить о каких-то конкретных действиях, не выходящих за рамки их бытия. Да, намекает нам Минандзе - при социализме всем плохо жилось, даже о глобальной техногенной катастрофе умудрились умолчать, что там уже о героях - они жертвы режима. Но в том-то и отличие героев от всей остальной серой массы - они не часть, и даже не антипод фона, который то ли говорит нам о недостатках принципов социального равенства, то ли о самой катастрофе - они вне его зоны действия. Здесь такого, как уже стало ясно, и в помине не было.
"Что ты привязался с этим реактором? Ведь до него как-то жили" - типичный ответ героини, которая впоследствии будет изнасилована в складу.
Разврат, мат, беспробудно пьянство и мужские ужимки, которые в фильме странно называют дружбой - все это картина "В субботу".
На сладенькое режиссер решил удивить зрителей ходом конем - очнулся главгерой в составе своей рок-группы, а по совместимости команды сменщиков на 4-Энергоблоке, на маленькой лодке, аккурат проплывающей возле дымящегося реактора. Возможно, лишь здесь наглядно показана идея - о том, что никто, задержавшись в Припяти не более суток, уже никогда не сможет быть тем, кем он был до 26 апреля 1986 г. Быть может так, а может Минандзе хотел просто удивить нас невероятно красивым кадром, заставившим зрителей ненадолго заново оккупировать кинозал? Кто знает? 


Рецензии