Даже 1000 рентген не положат русский ч ен!
Как писали в защиту фильму кинокритики с улицы, лента носит глубинный характер, ведь главный герой, по сути, становится перед выбором: извещать трудовое население об аварии или действовать по приказу спецкомиссии из Москвы, пытавшейся всеми силами скрыть последствия инцидента. Что же выбирает главгерой - персонаж оригинально наделенный теми качествами, которыми не обладают второстепенные персонажи? Он наделен силой - знанием происходящего, и вместо того, чтобы хоть как-то проявить себя со стороны, одним словом, доказать себе и нам, что он человек с большой буквы, он за одно лишь 26 апреля пытается дважды бежать из Припяти, но что-то все время удерживает его на месте постоянного пребывания... Совесть ли? Об этом качестве вообще следует сказать отдельно - Минандзе рисует угрюмое существо, влачащее жалкое существование, обнявшись с тремя бутылками красного вина. Именно в этот момент, говорит режиссер, главгероя посещают мысли, его разрывают сомнения, а, быть может, извечные вопросы о бытии. Фильм "в субботу", скорее, заново знакомит нам с бытом русских людей, и не важно, что на дворе Антиалкогольная кампания, сформированная самим Горбачевым, нет, Александр Анатольевич говорит нам: русский человек всегда был таким: пьющим, занимающийся сексом с кем, а главное, где попало и обильно ругающимся матом. Кроме этого в фильме нет больше ничего.
Отдельной похвалы занимает работа камеры, большую половину фильма герои мечутся по Атомограду, сбивая рядовых жителей с ног, пытаясь то убежать, то остаться. Глупо было бы называть данный прием - стремлением человека, прозомбированного коммунистической идеологией до мозга костей, убежать от сложившихся устоев.
Самое интересное, что Валера и Вера - главные персонажи картины - ничем не отличаются друг от друга, да и вообще от всего населения города, области, страны. Их мысли, реплики, действия - связаны единой штамповкой - что там уже говорить о каких-то конкретных действиях, не выходящих за рамки их бытия. Да, намекает нам Минандзе - при социализме всем плохо жилось, даже о глобальной техногенной катастрофе умудрились умолчать, что там уже о героях - они жертвы режима. Но в том-то и отличие героев от всей остальной серой массы - они не часть, и даже не антипод фона, который то ли говорит нам о недостатках принципов социального равенства, то ли о самой катастрофе - они вне его зоны действия. Здесь такого, как уже стало ясно, и в помине не было.
"Что ты привязался с этим реактором? Ведь до него как-то жили" - типичный ответ героини, которая впоследствии будет изнасилована в складу.
Разврат, мат, беспробудно пьянство и мужские ужимки, которые в фильме странно называют дружбой - все это картина "В субботу".
На сладенькое режиссер решил удивить зрителей ходом конем - очнулся главгерой в составе своей рок-группы, а по совместимости команды сменщиков на 4-Энергоблоке, на маленькой лодке, аккурат проплывающей возле дымящегося реактора. Возможно, лишь здесь наглядно показана идея - о том, что никто, задержавшись в Припяти не более суток, уже никогда не сможет быть тем, кем он был до 26 апреля 1986 г. Быть может так, а может Минандзе хотел просто удивить нас невероятно красивым кадром, заставившим зрителей ненадолго заново оккупировать кинозал? Кто знает?
Свидетельство о публикации №211112701322