Джуля

   
   

    Холодный, серый и ветреный февраль  - что может быть противнее в погоде, когда задувает в ворот пальто, распахивает полы и продувает все от колен до пояса, метет в лицо грязной пылью со старым снегом и пронизывает холодом до самых лопаток!
Именно в это время в в одной семье  колли по кличке Кити родила семь щенят - три девочки и четыре мальчика. Хозяева  не были настоящими собачниками. Купили  хорошенькую собачку дочери, та вскоре забросила ее, и забот только было  - покормить,  вывести собаку  и сразу домой. Кити не любила улицу. Она вообще не научилась любить, потому что не знала, что это такое. А любви надо учиться у кого-то.  Когда Кити рожала щенят,  появлявшихся с болью из нее один за другим, и они, мокрые и слабые, лезли вслепую к ее животу,  в ней появилось  непонятное  доселе тепло и радость.  С  ростом  щенят Кити (а они пушистыми комочками устраивались рядом с ней, облепляя  живот,  присасывались к ней, толкаясь и ища свой сосок) кроме усталости и истощения  стала  чувствовать такую неожиданно приятную любовь!   Бережно и ласково облизывала  она, урча,  каждого щенка…
  Не исполнилось щенкам и месяца, троих мальчиков забрали  соседи и знакомые хозяев. Оставалось еще четыре.  Хозяевам уже стало поднадоедать животное царство в их  доме,  и жена все настоятельнее требовала, что бы муж отвез щенков на базар (из-за дальности  его называли Соловки  – именно там продавали животных)
        Мы собаку в доме не держали.  Правда, в нашей квартире появлялись время от времени котята. Каждую весну, наши две дочки приносили домой котят, которые регулярно появлялись  у наших дворовых котов - плоды мартовских гуляний. Девочки уговаривали нас,как цыганята взять «такого хорошенького, посмотри, какой серенький, а какая мордочка, а какой он слабый и пушистый, ну давайте возьмем,  он же пропадет!» И с такими причитаниями до обессиленного согласия - «Ну ладно, тварь в дом- радость детям»… Правда, долго кошачья живность  не задерживалась у нас.  Вырастая,  они убегали на вольную волю с нашего первого этажа, в которой  родились, или их раздирали в очередном бою коты, отплачивая за сытое время «избранных и пригретых», мстя за то, что им пришлось расти в подвале с их мамочками и отцами,  довольствуясь плодами ночной охоты или «подбросами» сжалившихся людей. А этих ждала каждый день рыбка или кусочки мяса. ..   Даже наш квартирный  рыжий долгожитель, которого наш родственник окрестил Николаем Николаевичем Рыжковым, пропал после очередного побега в открытые двери на улицу.  И чего ему не жилось у нас?
Восьмого марта, по традиции,  мы всей нашей семьей  вместе с семьей брата собирались у бабушки.  Традиционно мы лепили полдня пельмени, обсуждая все семейные новости про тех и про этих. « Ну вот, чего сидеть полпраздника и лепить  руками, когда есть специальная штука у бабушки, Накатал тесто, прогнал - и целая партия готова!» - приговаривала я часто с недовольством. И каждый раз получала от брата один и тот же ответ, « Детей и пельмени предпочитаю делать старым способом!», и все начинали смеяться, что  эта кухонная сцена  повторяется каждый год. В тот вечер, когда было уже все переговорено, а под уксус и сметанку съедены все пельмени, разговор как-то зашел о живности (тоже ведь - члены семьи). У брата был королевский пудель, черная кудряво-лохматая Аза, предмет зависти и любви моих дочерей. И тут моя старшая десятилетняя дочь объявила очень веско, что, мол, коты у нас не приживаются, а вот собака точно приживется, тем более, что и выгуливать будет нетрудно - вышел из квартиры, и вот уже улица. Она  так пылко говорила, как  мечтает иметь собаку, и  что она  обещает взять на себя всю роль ее «мамочки» и хозяйки, а младшая тоже кивала и поддакивала, что будет помогать,  и они  поочередно  станут дежурить и выгуливать щенка. Редко, кто не любит собак. Но многие ни за что не соглашаются брать себе этого четвероногого друга в дом. Посмотреть, потрепать какого-то чужого пса, все горазды,  и  это даже хороший признак – «любит собак, значит человек хороший». И  особенно, если в ответ на эту неприхотливую ласку собака не огрызается, то тогда для  всех отношение к гостю, где живет собака, сразу теплеет: «хороший человек, раз собака к нему идет».  В тот день наш разговор о собаках был поддержан всеми. То ли от сытого праздничного времяпровождения, то ли просто все темы были исчерпаны. Началось  живое обсуждение, какая порода собак лучше и  все собачьи характеристики.  Равнодушных не было - невестка расхваливала своего пуделя, кто-то симпатизировал кокер-спаниелям. Даже бабушка вспомнила немецкую овчарку Трезора,  которого отец  привозил во время войны тогда еще совсем маленькому моему брату. Все оживились. Интересно, как люди любят отстаивать свои пристрастия! Я тоже высказала свое мнение. Мне, например,  всегда были симпатичны шотландки колли. Может после фильма «Лесси», или когда я, проходя мимо, наблюдала на собачьих площадках этих рыжих красавиц, выполняющих команды хозяев, любуясь, как шерсть их белоснежных воротников развевалась на бегу. И вроде бы просто застольный разговор шел. Но я вдруг так живо представила, как я выхожу в наш скверик с овчаркой и она, мягко ступая лапами,  идет рядом со мной,  и как мы будем красиво выглядеть - высокая стройная мама, блондинка с длинными волосами, прогуливается  с девочками, играющими с длинношерстной  рыже с белым овчаркой…   Я даже придумала ей имя – Джулитта или коротко Джуля… Но, опомнившись, я  оборвала разговор и строго предупредила, что если мы  когда-нибудь и купим собаку, это будет, во-первых, колли-девочка, а во-вторых, воспитателями должны быть дочери, чтобы не сваливали на меня еще одну обузу. Девчонки разинули рты. Они были согласны на все…
В следующее воскресенье мне нужно  было снова заехать  к маме, которая жила недалеко от рынка Соловки. Я  заехала туда что-то купить, и случайно попала в ряды, где продавали щенков.  Я прошлась по ним просто так, для интереса. Было холодно и ветрено, как обычно бывает ранней весной. Серое тяжелое небо затянулось надолго,  и было счастье, когда вдруг проглядывало солнце, и можно было, наконец,  увидеть свою тень. Холодный «сквознячок» пробирался по пояснице,  и я вспомнила, что совсем недавно мы обсуждали «собачью тему» и, наверное,  не случайно, что я все-таки прохаживаюсь по этим «животным рядам», что как всегда иду на поводу своих дочерей. Проходя по собачьему ряду, я видела модных тогда кокер-спаниелей, карликовых, будто из цирка, пуделей, овчарок-немок почти с человечьим взглядом, модных на ту пору длинноногих  афганов, и отвратительных  свиноподобных бультерьеров (собак для «крутых»). Колли не было, и я даже облегченно вздохнула  - «помечтала и хватит». Я  уже выходила из рядов и просто смотрела перед собой, как  вдруг какой-то необычный взгляд,  как будто две черные маслины прожгли меня.  Из-за пазухи какого-то мужчины на меня смотрела какая-то узкая длинная мордочка. «Лисенок, что ли?»  - недоумевала я. Взгляд был такой странный,  он проник мне в душу. Я подошла ближе, разглядывая узкую рыжую мордочку с белой звездочкой на лбу. Это был щенок колли,  и он смотрел на меня младенчески наивным взглядом, не понимая, зачем он здесь и почему его держат в пальто, хотя там было теплее, чем на ветру, но зачем  оторвали от мамы. И вообще, он хотел есть, пить и «погулять» одновременно… Я ушла в этот взгляд, не отрываясь от мягких и добрых глазок, не обращая внимания на лицо мужчины. «Это девочка?» - спросила я. «Да, сегодня уже одну продал. Вот последняя». «Сколько ей?» «Пятьсот…» «Да нет, какой возраст?» «Месяц уже есть».  Я с умилением смотрела на щенка. Денег с собой у меня не было, да и решения окончательного я  еще не приняла . «Возьмите, мы с ней оба замерзли, хороший хозяин в такую погоду собаку на улицу не выгонит, а жена, вот, с двумя щенками отправила… Возьмите щенка, собака хорошая», - просительно обращался ко мне мужчина, порядком замерзший за день. Но я только вздохнула, мысленно попрощавшись с этими сливовыми глазками, хотя и  попросила на всякий случай адрес хозяина. У нас всегда были деньги на счету, и мы не позволяли себе разбрасываться ими, к тому же это не плюшевую собаку купить -  наигрался и все. Я отмахнулась от этой странной встречи, не анализируя, зачем я оказалась на этом рынке, и что из всех щенят на рынке был только один щенок колли. Я как обычно, поехала к маме.
Прошло два дня, но я вдруг осознала, что не могу забыть тот щенячий взгляд. Я заглянула к своей коллеге по институту Светлане. У них дома был черный колли Анчар  - собака крупная, сильная, красивого черного с рыжим окраса. Когда мы собирались у Светки на ее день рождения, я всегда старалась погладить, поиграть с Анчаром. Он был, как и все колли,  сладкоежкой, но нам строго-настрого не разрешали ничего давать со стола. Светин муж воспитывал его как овчарку-защитника, и нас ругал, что мы его «развратительницы», на что мы со смехом парировали, что «нашему обаянию не может противостоять даже твой кобель».  Хотя Николай и завел себе «пса-охранника»,  он обходил его стороной, сам никогда с ним не гулял, а если Анчар, бывало, лизнет его, сразу же бежал в ванну мыть руки. А вот у Светки были свои отношения с Анчаром. Он был настоящий «мамин сын», и не отходил от нее ни на шаг. Особенно он любил, когда они были на кухне, и Светка что-нибудь готовила. Суетясь с приготовлением пищи, она все, что резала, давала в рот Чарику, иногда, почистив морковку, они кусали ее попеременно - мама, Чарик, снова мама. Собаки всегда чувствуют настоящего вожака в семье. Николай больше пыжился, напуская строгость на себя, Анчар же смекнул давно «кто главный в семье», и был предан Светке,  как только умеют собаки. Поэтому, зайдя к ней в институте поболтать, я спросила об Анчаре, насколько это хлопотно. Светка была простужена, а при вопросе моем вдруг раздраженно выпалила:  « Не представляешь, как  мне они все надоели! Я утром лежу с температурой, на улице холодрыга, Чар лезет своей мордой и будит меня. И хоть бы кто встал и пошел гулять с собакой! Я еле выползла на улицу, а он хоть бы сделал свои дела, да и домой, так с ним поиграть надо, палку побросать!» У меня как-то все сжалось внутри и… «Но ведь ты же любишь своего пса?» - захотелось мне ее поддержать и развернуть на то положительное, что я  хотела услышать. «Ну, в общем да, я когда уставшая с работы приползаю домой, он сядет напротив, свою тяжеленную голову положит мне на колени и  т а к  посмотрит…».   «Вот-вот, я тоже один взгляд запомнила…» - захотела я продолжить, но Светка резко оборвала: «Никогда не покупай собаку! Ты не представляешь, что это такое!»
        Прошло еще два дня. Как-то поужинав, мы остались с младшей дочерью  на кухне. И тут она начала рассказывать, как они с сестрой мечтают о собаке, и хорошо бы нам все же взять хотя бы «двортерьера»…  Неожиданно я  рассказала ей и про свой поход на рынок, и про мой разговор со Светланой. Из всего моего монолога  дочь запомнила только мое впечатление от щенячьих глаз. Она заворожено смотрела на меня и тихо произнесла: «Мам, давай поедем за собакой …я тоже хочу на ее глазки посмотреть». Воля моя снова была сломлена. Я дала согласие, что мы поедем и хорошо все разузнаем про щенка, при этом ничего не скажем Насте, и только посмотрим.Но, возможно...
 Вечером перед сном я еще долго разговаривала с мужем о том, как собаки нередко формируют характер у детей, развивают самостоятельность и ответственность, доброту и всякое такое, что могло его убедить и не стало бы конфликтом в доме. Я не знаю, почему я так легко «ловилась» на покупку собаки, на эти лишние заботы? Может из-за тех черных глаз-сливок с белой звездочкой на лбу, может, захотелось лишнего тепла и радости в доме…Но я уже мысленно решила поехать в субботу по адресу того мужика на рынке.
        Утро субботнее было не лучше предыдущей недели, но уже смелее выглядывало солнце. Я накануне договорилась с младшей, взяв с нее клятвенное слово, что она не разболтает Насте, куда мы едем и, отговорившись домашним, что я еду по делам, а Марина со мной, мы отправились по адресу.
       Добираться пришлось тремя транспортами, а, приехав к месту, долго искали на пронизывающем ветру нужный дом. Тогда не было не только мобильной связи, у нас у самих - то  дома не было телефона. Я так же боялась, что щенка уже взяли или хозяева куда-нибудь уехали. Хотя надеялась, что еще не все щенки проданы, а значит собака и хозяева дома…
        После звонка в дверь, нам открыла женщина в халате.  Она даже не сразу поняла  наши невнятные просьбы, откуда мы и какой щенок нам нужен. Проводив нас в комнату, она ушла переодеваться, а мы стали наблюдать колли и ее щенков. Они уже подросли, кто-то сидел в картонной коробке, кто-то лежал возле живота собаки. Я не видела «своего щенка»...
        Женщина вышла и позвала свою дочь, девочку лет восьми: « Пойди, погуляй с Кити, она давно не выходила, а я тут поговорю». Собака лениво поднялась на зов девочки и поплелась в прихожую. Мы начали рассматривать щенков. За коробкой, недалеко от батареи спал еще один щенок, свернувшись рыжим комочком. Я стала рассказывать  про мою встречу с ее мужем на рынке и о  щенке со звездочкой на лбу. «Да у них почти у всех звездочка, так же по породе положено…»,  тараторила, расхваливая щенков хозяйка. Очень скоро вернулась Кити с дочкой, и собака снова легла ближе к щенятам. Тот, что спал, поднял мордашку и пополз к голове  собаки. Кити облизнула его, и он  полез на нос матери,  но получил удар длинным носом  - «не лезь!». Щенок отвалился на спину. Как ежик. Потом обиженно отвернулся и лег спинкой  к собаке. Та подтянула к нему свою морду и ласково облизнула шерстку щенка.  Он живо откликнулся, поднялся и опять полез к матери. Кити снова облизала малыша. Казалось, тот весь растаял от ее любви, потом вскочил на ножки и полез ей на спину. Кити очередной раз сбросила щенка на пол и снова  облизала рыжую мягкую шерстку. Щенок, как бы улыбаясь, поднял мордашку, раскрыл свои влажные черные глазки…. и я узнала «своего рыжика»…
         Домой мы ехали так же долго,  и я,  как  в прошлое воскресенье его хозяин,  засунула щенка за пазуху. Дочка же смотрела на него, не отрываясь, не веря в свершенное чудо. Малыш чаще прятал свой узкий носик, тельце его дрожало. Но не от холода, в автобусе было тепло, а у меня в пальто тем более. Просто в этот раз он чувствовал, что уже не вернется к маме,  и что ждало его в его собачьем будущем, он не знал и пугался. Мы очень ласково обращались к нему,  поглаживая носик, но и у меня все дрожало, и  тяжелая мера ответственности была на одних весах с той радостью, которую мы везли  себе в семью.
     Уже перед самой дверью мы договорились с дочкой, что тихо разденемся, выпустим щенка на пол и только потом позовем Настю из ее комнаты.которая не сразу услышала наш приход. Марина открыла дверь и зашла в детскую, а я, опустив щенка на пол, тихо приговаривала «ну вот ты и дома…»  Мы  хотели сделать Насте сюрприз,  ведь она так мечтала о собаке, но щенок уже целых две минуты находился в квартире, а та никак не реагировала.Но вдруг,, что-то почувствовав, она тихо вышли из комнаты. Дочь посмотрела на меня,  на Марину, что-то ее насторожило, и тут ее взгляд упал на пол. Она несколько секунд оторопело смотрела на движущийся пушистый  четвероногий комочек и вдруг с радостным визгом подхватила его на руки,  прижалась щекой к узкой мордашке и с влажными глазами возбужденно прокричала: « У меня есть собака, это моя собака!»
      Имя выбирала я сама, но девчонки и не противились - что имя, главное в доме есть щенок! ИХ собака! Говорят, имя  будет влиять на будущее щенка – характер, внешность, поведение. Имя нашей очаровательной девочки  стало Джуля, как я изначально и хотела. Это был наш новый ребенок, и первое время мы все были помешаны на уходе за ней –  куда положить, постоянно проверяли ее сон, я уже не говорю о разнообразном меню, которое готовилось каждый день. Прогулки были быстрыми и на короткое расстояние, Это все из-за еще неустановившейся погоды, и в целях биологического расписания. Так промчался месяц, и нашим завоеванием было то, что Джуле у нас нравилось, и она постепенно обжила дом, привыкла ко всем и даже к приезжающей бабушке.
       Удивительно, но появление собаки в доме принесло мне какое-то радостное возбуждение, меня распирало от новости, что наша семья увеличилась. Когда котята  жили у нас, они были как игрушки. Джуля стала маленьким членом семьи, еще одним ребенком, и не хотелось думать о сопряженных с ней хлопотами. Я даже с работы возвращалась легкая, с желанием увидеть все мое большое семейство. Спустя  пару недель я возвращалась домой с подругой Натальей (мы все дружили компанией, и Светлана была там же). Я наверно как-то приподнято выглядела, отчего Наташка  лукаво спросила: «Ты чего это вся светишься?». Я улыбнулась и как мои девчонки,  выпалила: «Мы купили собаку! Щенок колли, рыжая с белым, Прелесть необыкновенная, назвали Джулей, вот!». Наташка изменилась в лице. Губы ее сузились, и глаза пробуравили меня через стекла ее очков. «Ты извини меня, но ты просто дура! Тебе примера Светки мало! У тебя все прекрасно, «маркиза»? Она долго убеждала меня, что дети наиграются и все, а дальше - собака ляжет на мои плечи, ну и все в таком роде.  Она прямо сбила меня своей отповедью. Я пыталась ей что-то сказать, но она снова стала приводить примеры наших коллег, и что я просто одела еще одну гирьку на шею… Но я только улыбалась, уверяя ее, что она просто не знает, что это такое…
             Пришел теплый апрель, земля покрылась зеленой молодой травой, небо все больше становилось синим,  как аквамарин, тепло все настойчивее прогоняло ветреную погоду с остатками холода. Выгулы собаки распределялись спонтанно…и я все чаще вспоминала Свету… Щенок был ласковый, очень «деликатный», не лез нахально на наши спальные места, не скулил, прося настойчиво поесть. Джулька привыкала к нам, изучая наши характеры, а мы привыкали к ней, уча ее и учась воспитывать ее в любви и терпении. Прошло уже много лет, но я никогда не забуду одну прогулку с ней на собачьей площадке, изумрудно зеленой от первой травы. Джуля была, как все малыши «сбитенькой», и надо было приучать ее двигаться, бегать. Она еще не понимала игру с палкой, мячиком, и мы просто выходили с кем-то из девчонок, становились каждый в конце поля и звали ее попеременно. Джулька  бегала из одного конца в другой между двумя любящими и любимыми ею людьми. В очередной раз я крикнула: «Джуличка, ко мне!»  - и она помчалась  «как большая»- отталкиваясь задними ногами на передние, еще не очень слаженно и быстро, но она так старалась, ее черные глазки радостно  блестели и  она, ну честное слово, она улыбалась!  Я подхватила ее на руки и расцеловала как мое новое дитя. Если я  и была дурой, то счастливой!
             Но, подрастая, Джуля стала проявлять такие качества натуры, которые поставили нас перед проблемой вывода ее на улицу. Возможно, это были гены ее мамы.  Когда мы были  у ее хозяев, я заметила, как нервничала хозяйка, когда после очень короткой прогулки дочка привела Кити домой и хозяйкино нервное «Так быстро?..» я услышала из передней.. Джулька была на улице так напряжена, особенно, когда видела собак, она рвалась с поводка, и дважды, вырывалась и мчалась назад домой. А там надо перебегать проезжую часть! Как-то мы всей семьей (моя мечта: «стройная мама с детьми и мужем и рядом красивая колли»….) пошли летом в районный сквер. Теплый солнечный день, тенистая аллея, мы радуемся, как Джулька бегает за палкой.  Глаза ее счастливые, она возбужденно вертится вокруг нас - ну полная идиллия выходного семейного дня! И вдруг Джуля вся напряглась, повернула голову в сторону - там шел мужчина с ротвейлером, ведя его на поводке. Собака шла спокойно, послушно…и вдруг наша Джуля сначала вся сжалась как пружина, потом резко вытянулась и вихрем помчалась назад!.. Мы никак не успели отреагировать, я только крикнула девочкам - «Бегите вслед и ищите во дворах!»- и мы все понеслись, забегая во все дворы, спрашивая задыхающимся голосом: «Собака рыжая  не пробегала мимо?» Так мы прочесывали весь путь назад, и уже подходя к дому, издалека увидели, как Джуля волчком крутиться около нашего подъезда. Увидев нас издалека, она так обрадовалась, приветствуя нас лаем, будто говорящим: «Я дома! Вы сомневались?»! Вид у нее был, как у ребенка, который нашкодил, но не понял, что же он наделал. Мы, конечно, обрадовались тоже, но я изумилась - как она нашла так быстро дорогу, мы ведь в первый раз так далеко заходили! И такие чудеса повторялись не единожды. Джуля находила свой адрес безошибочно. Но ей и  влетало потом от меня по первое число!
  Когда Джуле исполнился год, мы вывезли нашу собаку на море. Там мы снимали семейный домик прямо на краю большого песчаного пляжа, окна которого выходили на морской берег, радуя нас разнообразием красок от  изменчивости воды и
 отсвета пляжного песка в разное время суток.
   Это было второе лето в  собачьей жизни  Джулии, которая уже  вытянулась. У нее появился воротник и «штанишки» на задних лапах. Короче приобрела законченный вид собаки-колли. Мои сотрудники подходили к дому, рассматривали со вниманием ее, неекоторые даже меняли интонацию: «Ути,  какая хорошенькая, и как же тебя зовут?»... Джулька всем понравилась, и у нас даже не было проблем с кормом – многие приносили ей остатки пищи.
На морском побережье Джуле понравилось тем, что  не было собак на нашей базе, но само море она воспринимала как большой живой организм, как оно и есть на самом деле. Ей нравилось носиться за мной ранним утром по мокрому песку, и на волны она бросалась с громким лаем, кусая пенные гребешки. А когда  я отплывала от берега, она металась, отчаянно гавкала, звала, волнуясь за меня,  но трусишка все же не решалась заплыть и «спасать» маму. Поэтому я возвращалась на берег,  и, подхватив уже  тяжелую Джульку,  заносила ее подальше от берега и опускала в воду. Она, дрожа, плюхалась в воду и тут же поворачивала к берегу. Ее длинный нос, торчащий над водой,  был подобен  перископу подводной лодки…   Потом она выскакивала на берег и начиналось самое интересное – Джуля  отряхивала свою длинную шерсть и брызги летели от нее фонтаном, как  будто она сбрасывала  сверкающий  под утренним солнцем дождь вокруг себя. Но утренние прогулки  появились неслучайно…
Когда мы в самый первый раз  вышли на берег днем всей семьей и заняли место на пляже,  Джулька улеглась рядом с нами, свесив длинный язык и часто дыша от жары. Весь берег был устлан подстилками и отдыхающие, разнежившись под жарким летним солнцем, лежали полусонные, закрыв лица, кто шляпами, кто полотенцами. Девчонки, позагорав немного, побежали к морю. Джулька за ними. И тут началось такое! Девочки играли и брызгались в воде как всегда, а наша собака  бегала возле купающихся в воде дочерей и лаяла истошно на весь берег. Она не любила громких голосов (свой лай она не примечала),  и верно подумала, что  девочки ссорятся. Все, кто читал, кто дремал, подняли головы, обратив  свое внимание -  что там происходит? Потом наша собака забежала в  воду, но сразу же выскочила и через все подстилки, отряхивая мокрую шерсть, обрызгав полпляжа и оставляя  после себя мокрые комочки песка на подстилках и пляжной литературе, стала бегать в поисках  меня. Бедная, она,видно,  решила, что девочкам грозит опасность. Сама она всегда боялась воды и безропотно могла простоять только во время купания в ванне. Начались возмущенные крики, куда подевалось недавние умиление  от Джулечки: «Уберите собаку! Здесь место отдыха, что за безобразие!»…слышалось отовсюду, и я готова была зарыться в горячий песок... После этого первого выхода в «курортный свет», на семейном совете было установлены ранние утренние выгулы собаки на пляже, чтобы не мешать отдыхающей публике. Ну, и понятно,  к т о должен  был проводить эти утренние прогулки…
               А потом пришла осень. В нашей семье она начинается сразу 1 сентября, так как  я сама работала в учебном заведении, а девчонки отправлялись в школу, да и папа на работе. Джулька надолго оставалась одна. Она каким – то образом поняла, что есть дом, в котором мы все жили и улица за стеклом, и когда поднималась на задние лапы, опираясь на передние на подоконник, выглядывала, как бы контролируя наружную обстановку. Иногда мы ей сами показывали, уча через окно как ребенка, замечать кого-то, приближающегося из нашей семьи. И теперь ее смотровой площадкой и наблюдательным пунктом стала Настина кровать, что стояла возле самого окна. Мы разрешали ей лежать на покрывале (да она нас и не особо спрашивала, когда нас не было дома), но, подходя к нашим окнам, всегда сбоку в окне торчала Джулина узкая морда, и ее серьезные черные глаза. Причем собаку могли видеть прохожие, и часто останавливались маленькие дети с мамами или бабушками, показывая пальчиками на Джулю, и махали ей руками. Джуля не поддавалась ни на какие посторонние контакты и смотрела вперед, как дежурный на посту. Но завидя кого-то из своих, она начинала громко лаять, прыгала с кровати и снова запрыгивала и утыкалась длинным носом в стекло, пока этот кто-то родной уже не заходил в подъезд. Иногда мы махали рукой, и она радостно лаяла. Но самое страшное начиналось, когда мы подходили к своей двери. Хорошо в подъезде каждые две квартиры были перегорожены в так называемый тамбур,  потому что Джулькин лай (скорее похожий на радостное гавканье-вопль) был слышен на все два-три этажа, и  соседи не раз жаловались порой с раздражением - «Уймите вашу собаку!». И, действительно, это было просто невозможно. Джулины эмоции зашкаливали все допустимые рамки собачьего лая. Она еще по началу и прыгала передними лапами на грудь, так как  не понимала, что могла испачкать. Я ее отучала жестко, не один раз побив по заднице. Но и потом были не меньшие «выкрутасы» - лай прекратить было нельзя, она могла перейти на повизгивание, но крутилась перед ногами волчком, выписывая радостные круги. Очень любила Джуля нашу бабушку - тут просто начиналось «светопредставление» – и бабушка просила  закрывать собаку  в  квартире, чтобы утихомирить ее чувства, пока она снимает обувь в прихожей. Как только член нашей семьи после бурного Джулиного приветствия уже попадал в дом, собака успокаивалась и затихала. Признаться, эти встречи  становились проблемой, потому что спокойно в дом прийти было нельзя, и не всегда эти зашкаленные эмоции  радовали, особенно, если у самого были какие-то проблемы или плохое настроение. Но с этим надо было смириться. Колли вообще гавкучие собаки,  очень любвиобильны, преданны и эмоциональны. Наша же по всем этим параметрам была «выше крыши».
       Собаки  похожи на детей. И как мы советуемся с мамашками по поводу воспитания или здоровья наших малышей, так и собачники готовы говорить о своих питомцах часами. Мое возвращение  с работы  на транспорте занимало около часа. В моем спальном районе жила и моя сотрудница, у которой была тоже собака, огромная сенбернариха. Приятельница жила в личном доме и имела в небольшом дворе вольер для нее. Однажды мы сели вместе в трамвай и начали говорить…ну, конечно же,  о наших собаках! Мы проговорили с ней всю дорогу и не заметили время. Она смеялась перед выходом: « Что значит собачники! Рыбаки о рыбе, а мы о собаках, и время не заметили!» И я вдруг вспомнила кадр из Герасимовского фильма «Журналист». Герои фильма еще в «мохнатые» совковые времена оказались на конференции в Париже. В одной из сцен, они  сидели  в кафе на улице, а рядом за столиком примостились две пожилые дамы в шляпках и оживленно о чем-то беседовали. Героиня (ее играла Тамара Макарова) обращает внимание другого героя кадра на этих старушек, отмечая, какие они аккуратненькие, в шляпках, и задает вопрос:  «Как вы думаете, о чем они так оживленно болтают?» Ее партнер  предполагает - «О внуках?»    «Нет,- отпивая из маленькой чашечки кофе, говорит Макарова. - Они говорят о собачках….»
           Джуля была уже нашей «родненькой». И мы принимали ее со всеми ее прелестями и недостатками. Но хлопот с ней было не мало. В большинстве они ложились на меня, как на маму, потому что я ответственнее была, и уж коль принесла животное в дом - мне и отвечать. Но вечерами, когда все поели, а значит эмоционально уравновешенны, так приятно, когда твоя собака сидит рядом, с удовольствием выполняет приказы (так, играючись), положит на колени свою узкую морду, ты зарываешь руку в ее пушистую рыжую шерсть, а она заглядывает своими черными сливами  тебе не просто в глаза, а в самую душу…   И как это у них получается?
           Уже в октябре я как-то зашла в класс к  Наталье, и не успела я и рот раскрыть, как Наташка, у которой глаза блестели сильнее, чем стекла ее очков, гордо и радостно объявила: « Мы купили собаку, дога, назвали Курт!». Я так и села… А потом только тихо произнесла: «Какая же ты дура…..» Наташка раздраженно пожала плечами. Я напомнила:  «Ты же меня сама так назвала, когда я приобрела Джулю, ты мне в пример приводила бедную Светку, а теперь… Да еще и дога! У тебя семья из четырех человек и двухкомнатная квартирка, живешь на девятом этаже! У меня хоть три комнаты и я на первом. Да  я иногда просто открываю дверь и выпускаю Джульку на улицу, если не успеваю пойти, а чем ты думала!» Наташка в ответ только улыбалась…
          Да, в то время  была мода на собак. В те трудные времена стал даже развиваться «собачий бизнес», когда собака рожала каждый год, и  ее щенков продавали, тем самым поддерживая свой семейный бюджет. Но эта история была не про нас.  Я помню, как-то моя сокурсница, (продолжая «собачью тему»), рассказывала, что ей позвонила ее приятельница и пригласила в гости на чай, заодно поведав о приобретении собаки.  Когда та пришла в гости – никакого лая, никто, кроме подруги  не встретил ее. Она удивилась, переспросив: «А где твоя собака?  Я то думала, выскочит эдакий щен…» И тогда ее провели  в другую комнату и  подвели к дивану, где на маленькой разноцветной подушке  лежала малюсенькая  «кнопка» той-теръер. Собачка поднялась на тонких, как карандаши лапках, подняв глаза-пуговицы, тихо выдохнула «тяв!» и снова упала на подушку. Хозяйка гордо и с обожанием смотрела на свое приобретение…
 Действительно, нет разницы в размере или породе собаки, нет даже какой-то особой причины в ее выборе.  Парадокс в том, что собака приносит что-то такое и в семью,  и тебе в душу, что разъяснению  не совсем поддается. Вот просто хочется иметь этого четвероного друга и все. Может это от недоразвитой нашей любви, может, через них мы, наоборот, сами получаем «витамин любви», учимся быть ответственными и заботливыми. Я не знаю. Я и тогда не знала. Может, просто надо было пережить эту «собачью эпоху» в своей личной жизни и что-то почувствовать, понять…
  Джуля стала красавицей… Ленка,  «собачница с авторитетом», живущая на седьмом этаже нашего подъезда  и хозяйка огромной догини Альмы, напомнила мне, что Джулин возраст уже требует  искать ей жениха.  И начались поиски достойного кавалера. Теперь я надевала ошейник и волокла Джулю «в свет»… Завидев какого-нибудь колли, я направлялась туда, и  тащила упиравшуюся Джулю «познакомиться». Когда я поняла, что не смогу с ней справиться, я стала сама искать и подходить к каждому кобелю, те есть к его хозяину, и начинала расспрашивать, предлагать свою «невесту», обмениваться телефонами. Оказывается,  и среди собак к некоторым кобелям «на хромой козе не подъедешь»… Но жениха нашла все та же Ленка. Расхваливая его, как распрекрасного, здорового и  «с бумагами», носителя породы (как будто Джуля была дворнягой-бесприданницей!), Лена назначила свидание-случку у нас дома. Мы тщательно подготовились, причесали собаку, хотели искупать, но Ленка запретила - «Запах отобьешь». Пришедший в гости и еще ничего не понимающий колли,  огромный красавец с роскошным воротником, черно-рыжий, сначала повертелся в прихожей, и только потом мы выпустили из комнаты Джулю для встречи. Собаки принюхались, Джуля стала поджимать хвост, что очень не понравилось…Лене. Она по-деловому отправила собак в кухню и сказала: «Пока не заходи. Сами разберутся».  Разобрались. Через три месяца та же Ленка приходила к нам «принимать роды». Вообще меня поражают девчонки-собачницы. Они просто «спецы» в их собачьем мире. Я просто не представляла, как будет рожать моя Джулька…. Ленка  же просто объявила - «Начнутся схватки – зови меня!». Все как у людей…
  Когда мы заметили необычное поведение собаки (она устраивала себе «гнездо» под столом, стала беспокойная и привывала тихонько)– мы пригласили Лену. Та, спустившись к нам,  так же по-деловому давала нам задание о приготовлениях. Мы все забегали. Я искала чистые тряпки, девчонки набрали ведро воды. Начались роды.  Папа удалился в гостиную, мы хлопотали в детской.  Перед самым появлением щенка, Джуля уползала в коридор, Ленка за ней. Там и «ловили» щенков.  Все ужасно волновались и за Джулю, и за появившиеся мокрые комочки. Роды растянулись часа на два-три. Пошел уже пятый щенок. В перерыве Ленка выходила на площадку подъезда покурить. Все соседи уже узнали, что Джуля рожает  и время от времени высовывались из своих дверей,  спрашивая: « Ну как? Сколько уже? Как Джуля?» На что Ленка, как опытная акушерка отвечала: «С Джулей все нормально. Папа только нервничает - из комнаты не выходит…»
  Щенков родилось восемь- один умер сразу, задохнулся, и у меня вместо радости  появился страх - «что я с ними буду делать?».   Но природа делала свое дело - Джуля превратилась в заботливую маму и все время лежала со щенками. Мы старались ее кормить хорошо, и она сразу после корма ложилась к мохнатым комочкам.  Лена теперь стала «патронажной сестрой», проведывала щенков, проверяла Джулю, делала замечания, советовала прикармливать щенят молоком и туда разбивать желтки. Короче - щенки вырастали такие красивые, а шерстка была густой, шелковистой и блестела как мех норки. Со временем их взросления и «расползания» по квартире ( при том, что я их закрывала в одной из комнат, в которой мы сняли ковры и застилали комнату газетами ), нам приходилось  менять «печатное покрытие» по нескольку раз в день и вытирать лужи на  полу. Настало время, когда  надо было уже прикармливать щенят. Я готовила им бадью манной каши, туда бросала две ложки масла, ставила на полу посреди комнаты и звала: «Детки,  ваша каша пришла, налетай!» После моего зова  с разных концов комнаты катились пушистые комочки, и уже вытянутые мордочки окунались в миску, а короткие еще хвостики  торчали «ромашкой» вокруг миски. Джуля  в это время отдыхала от щенков, развалившись где-нибудь в комнатах.
        Сказать по правде, щенков наших разобрали быстро, и все хозяева были довольны, да и щенки наши были такие красивые и здоровенькие! Не надо было никаких подтверждающих бумаг с родословными, их брали, потому что нельзя было пройти мимо таких симпотяжек. А Джуля после своего выводка немного отдохнула и переключила свое материнское внимание на девчонок – теперь  их «пасла» и  чаще проводила время  в их комнате.
С годами Джуля нашла и свое место в семье, именно в семье, а не в доме. Она могла находиться везде в квартире, хотя имела свое  собачье «место».   В воспитательных целях мы могли ей сказать: «Джуля, место! - и она покорно шла к своему коврику возле двери. Но в целом она, как член семьи, участвовала во всех наших делах и мероприятиях, не отлеживалась где-то, а всегда была рядом – на кухне, когда готовили еду, и ей могло что-то перепасть, в детской, пока девочки готовили уроки. Когда кто-то пылесосил ковры, она с удовольствием подставляла  ему свои бока и, не боясь шума пылесоса, стояла послушно, опустив голову, как дети сидят под машинкой парикмахера. Она всегда присутствовала в гостиной, когда приходили гости, и ее могли угостить чем-то вкусненьким. О, она была той еще сластеной! Джуля очень любила початки кукурузы, она зажимала початок меж лап и выедала все да последнего зернышка. А еще она любила…арбуз, и тоже не оставалось ничего, даже розовых остатков, одни зеленые корочки. Я часто пекла по выходным, так вот Джуля, по-моему, даже  обожала запах  сдобы и тепло печки, хотя «шерстяные» собаки не очень любят жаркую температуру.
         Интересно начинался у нас день и заканчивался. Каким чутьем собака понимала наступление утра, например,  зимой. Нас то будил  будильник, но она перед самым  подъемом уже подходила к моей кровати и лежала тихо, не мешая, не шевелясь. Как только я делала какие-то движения, просыпаясь, она поднималась, вся слегка напрягшись, и тихо ждала, глядя на меня. Я сама иногда сквозь смеженные веки наблюдала за нею, а она ждала ритуала. Это когда я вытягивала руку  из-под одеяла и запускала ладонь в ее густую рыжую гриву. Она ловила мою руку и начинала облизывать ее,  лезла «целоваться». Я захватывала ладонью ее длинный нос и отводила в сторону от лица,  иногда отвечая на поцелуй…. А поздними вечерами, когда все никак не могли закончить свои дела (всегда вспоминалось что-то недоделанное прямо перед сном), Джулька мешалась под ногами, напоминая, что пора бы уже и спать. Когда гас свет, она шла сначала к девочкам и, подходя к кровати, как бы проверяла - «спят?», потом шла к нам, убеждалась, что все тихо, и только тогда шла в зал и с протяжно-усталым выдохом, как у стариков,  будто намаявшись за день, падала своим тяжелым телом на ковер и затихала, свернувшись. День заканчивала она…
Интересно, что с годами и джулиным взрослением, мы уже не называли ее Джулькой - она была Джуля, и о ней велся разговор,  как о каждом из нас. Просто проблем у нее не было - что купить, как одеть, куда повезти…. Она же, теперь мне кажется, воспринимала каждого из нас по своему собачьему чутью и разумению  и чувствовала нас порой так, что мы не догадывались об этом, а она поддерживала каждого, если это было надо. Это мы не всегда были чутки к ней. Я не знаю, предчувствуют ли собаки заранее ход жизни или судьбы, не могу говорить уверенно. Но мне кажется, что могут... Я вспоминаю, как Джуля часто лежала с грустными глазами и смотрела в какую-то точку. О чем она думала? Вообще, могут ли думать собаки? Но по глазам было видно, что-то ее или беспокоит, или она пропускает через себя какую-то боль, не страдание, а как о чем-то грустят старики - вроде все нормально, но…Джуля была красивой, здоровой собакой, но нет-нет да пелена грусти покроет ее черные сливки…
    А в нашей семье все было не так уж и прекрасно,  и какая-то трещина, прошедшая между мной и мужем,  все расширялась, как бывает на стенах, и «зашпаклевать» уже не получалось, Происходила элементарная утечка любви. Заглушали проблемы, непонимание, поэтому возникало и  отдаление. А собака может это и чувствовала, но что она могла сделать?.. Собака «все понимает, только сказать не может»….
    Накопились в семье и социальные проблемы, становилось труднее материально, подросли девочки. Что-то надо было менять, искать выходы и новые пути. Так случилось (судьбоносные изменения или ответы на наш выбор?), но все зашевелилось у нас. И с новыми решениями нужно было разъезжаться -  папе за границу работать, а неожиданная встреча с моим давним другом диктовала и мой отъезд из дома. И тут произошел несчастный случай с собакой. И именно в тот момент, когда  на несколько дней я со своим приехавшим из другого города  другом  детства поехала на море отдыхать, и где вдруг мне стало так хорошо, свободно и радостно! Джулю сбила машина, когда она перебегала дорогу… Она часто вырывалась из поводка и уверенно, оглядевшись, быстро перебегала на противоположную сторону улицы.  Каким-то чутьем  она научилась чувствовать расстояния между машинами,  хотя мы ругали ее, и эти «выбеги» не были закономерностью.  Но в этот раз она вновь вырвалась с поводка у дочерей, и не заметила за припаркованной машиной обгоняющий автомобиль. Удар был сильный, но не повредил кости. Когда я приехала домой,  мне   рассказали девочки обо всем. Собака лежала под детской кроватью. Я  осторожно подошла, нагнулась и тихо позвала ее. Джуля из темноты посмотрела на меня, завыла тихонько и потянулась ко мне… «Лежи, лежи, Джулечка!», - остановила я ее. Потом я подтащила ее к себе и она постаралась встать, как бы показывая, что с ней произошло…У меня сердце опустилось…Я вдруг подумала, что Джуля принесла себя в жертву за мой радостный отдых, и мне стало так плохо …Я обняла ее за шею и тихо сказала «прости!». В этот момент я почувствовала, что   моя собака по сравнению со мной была мудрее и старше…
       И все-таки  разъехаться  нам пришлось.  Вот ТАК -  и все.
             Вспоминаю момент моего отъезда, когда  второпях, уже опаздывая на поезд, с вещами и  девчонками, провожающими меня, мы бегали  в суете по квартире.  Возможно, впопыхах выходя из дома, я не попрощалась с Джулей. Помню, как она металась под ногами, только раздражая нас, и мы  отмахивались от нее. А она не понимала, что происходит (или наоборот ОЧЕНЬ ВСЕ ПОНИМАЛА!), старалась обратить на себя внимание в нашей беготне. Я не помню, потрепала ли я на прощанье ее загривок, поцеловала ли ее? Ну не помню! Но собаку я видела уже последний раз…
           А потом была жизнь на расстоянии. Родители уехали, девчонки оставались дома «на хозяйстве». В принципе, их оставили не навсегда и они должны были приехать потом. А собака? Мы о ней тогда не думали - все было неясно, как в тумане. Когда дочери  остались одни в доме, Джуля, погрустив какое то время, взяла на себя роль «мамы». Она следила за девочками, не давала им ссориться, все время как бы проверяла их, в какую бы комнату они не пошли,   шла в след… Мои же короткие звонки были сопряжены с волнением «как девочки, сыты, здоровы? Как справляются сами? И только в конце - « Джулю кормите, выводите во время?».. .После звонков всегда шла  грустная, все рвалось домой, но надо было просто «пускать корешки в новое место»..
  Джуля сразу повзрослела и принимала  измененную и  немного осиротевшую в чем-то жизнь так, как она есть, и вместе с этим внимание девочек и их заботу тоже. Сколько останется... Собаки очень терпеливы. Может, не всегда она была вовремя накормлена, а наш первый этаж порой позволял, если что-то мешало вывести Джулю, просто открыть дверь и она выбегала на улицу  справлять нужду. Сама же и возвращалась. Конечно, мы выводили ее на площадку, но не всегда бывало… Иногда  даже соседи  звонили, когда Джулька стояла под дверью (например, кто-то из девчонок не знал, что собаку выпустили на улицу, и машинально закрывал дверь).  Но все это «выбеги» не нравились дворничихе. Все понятно, что и наша вина была в «свободном выгуле», когда собака иногда выскакивала на улицу  без присмотра, а когда выбегала, могла подобрать что-то с земли…
            Возможно, что дворничиха подбросила что-то, может санитары травили в подвалах всякую нечисть. Но когда накануне праздника 8 марта я позвонила домой, мне девочки сказали, что собака очень больна и положение тяжелое. Свою травму от машины Джуля пережила, а тут? Я забеспокоилась, пыталась узнать причину, но волновалась скорее за девчонок – справятся ли? Я была далеко, не могла ни видеть, ни помочь. А они, заметив, как собака стала просто меняться и таять, как стали мутнеть глаза,  отвезли ее в ветеринарную клинику…   Врач  предложил капельницу, сказав, что у собаки сильное отравление и нервный стресс.  Может и хорошо, что я не видела этого кошмара…  Когда  человек находится в критическом состоянии, мы успокаиваем его или близких. Не знаю, о ком я думала там вдалеке больше - о Джуле или девочках и как  это неожиданное испытание перенесется ими всеми. Была надежда, которая всегда уходит последней, но никакие спасательные потуги не могли помочь Джуле. Ее привезли домой, обессиленную болезнью, и она тихо и терпеливо умирала. Я все узнавала по звонкам. Я рвалась душой домой, но чем я могла помочь? Проститься с собакой? Помочь похоронить?.. Девочки и наш родственник все сделали сами... И в доме стало совсем тихо и пусто. Я тогда не смогла полностью почувствовать потерю собаки - все мысли, кроме насущных проблем, были на тот момент заняты одним вопросом, как это все переживут дочери? И еще острее почувствовала - «что имеем, не храним, а потерявши, плачем».
Спустя месяц или более, и уже готовясь к мысли, что я скоро приеду  домой, я сидела за завтраком и вдруг, прокручивая последние события, вспомнила о Джуле. Это чувство накатило на меня внезапно, я как будто  только сейчас осознала, что Джули нет, и я никогда не смогу увидеть ее черных сливок, поднятые бровки-кустики, придававшие ей взгляд вопрошающего ребенка. Что не смогу ощутить теплую густоту ее шерсти. Но главное, я вдруг с острой силой поняла, что лишилась ее любви, иногда назойливо-сумасшедшей, но такой преданной и неистребимой, и только тогда почувствовала всю горечь утраты. Слезы полились у меня, я уже просто плакала, и скривившийся рот твердил:   «Прости меня, моя дорогая, любимая, нелепая собака, моя подружка, моя опека! Ты  любила меня, как дети любят своих родителей! Я и была твоей «мамой». Прости меня, что не додала своей любви тебе, внимания,  прости, что оставила тебя, возможно и не простившись, что не поговорила с тобой, не объяснила ничего! Может, ты поняла бы, простила и смирилась. Ты уже устала ждать, и что ты передумала - «куда же делась мама?». Прости, что в самые трудные и больные моменты для тебя, меня не оказывалось рядом! Прости за жертву, которую ты принесла для нас!». Действительно, так сложилось, что мы все разъехались по разным странам, и пристроить Джулю было бы большой проблемой. Семигодовалой собаке с устоявшимися привычками и преданностью одним хозяевам менять на других или иное место, почти нереально, лучше умереть! Возможно, все наши семейные изменения Джуля предвидела раньше и потому так часто грустила? Может она предчувствовала, что ее счастливая жизнь подходит к концу? Еще раз - я не знаю, способны ли знать и чувствовать это собаки, но только мое сердце говорит-может! Гораздо раньше, чем мы. Все понимают собаки, только сказать не могут…
            Почему тогда, мартовским холодным днем, меня остановил  щенячий взгляд? Почему я поехала  далеко, чтобы найти и привезти Джульку? Только ли из-за прихоти детей? Может она сама была мне нужна, нужна и всем нам, чтобы научить нас любить беззаветно, преданно, терпеливо? Может для того, что бы подарив нам радость общения, научить самих любить и быть ответственными перед теми, кого приручаем? Или показать нам наши несовершенства, нашу, порой, хроническую косность? Или чему-то научить, а в чем-то бессловесно показать на наши ошибки? Или заставить вспоминать те радостные моменты взаимной любви и учиться любви в дальнейшем? Я позже долго обращала внимание на встречаемых  мне  колли и смотрела им в глаза. Ни у одной я не встретила «взгляда». И не потому, что Джуля была моей собакой. Но она у м е л а смотреть… Каждая собака у хозяев - самая красивая и хорошая, самая забавная и умная… И это хорошо. Так вот и учат они нас любить без прикрас, что бы быть для хозяина особенной, каким и хозяин является для нее… Уже прошло лет больше, чем прожила наша Джуля. Мы так и живем в «разных точках земли». У дочерей уже свои семьи, и есть малыши. Собак нет ни у кого. И я бы уже никогда не взяла бы новую собаку. Не потому, что это хлопотно. Просто любовь к собаке у меня одна и я не хотела бы «изменять» Джуле…Как это ни странно, но именно собаке я не могла изменить, эабыть ее, и  я не хотела бы сравнивать и привыкать к какой-нибудь другой. И сейчас наша жизнь наполнена новыми делами, свершениями и проблемами. Как говорят, жизнь идет. А память остается. И это тоже хорошо.
  Прошлым летом я  побывала в своем доме.  Долгое время там жили квартиранты.  Но вот приехала я,  и надо было все отмывать и убираться. Два дня я приводила квартиру в прежний вид. Главное, мне хотелось восстановить тот наш уют, вернуть хотя бы «обертку» той нашей жизни…   Как-то вечером, в прибранной квартире с помытыми окнами, чистыми коврами, я, подобрав ноги, устроилась в тишине уже безлюдной нашей квартиры в кресле с чашкой чая.  Уличные фонари пробивали свой свет через кремовую  штору. Было так тихо,  слышался  только  размеренный ход часов. Расслабившись, я  сидела, вспоминая прежние дни…  И  вдруг мне почудились мягкие частые шажки, и я почувствовала, как какое – то влажное тепло коснулось моей руки… Я вдруг так явно почувствовала Джулино присутствие….  Скорее всего я  задремала, но…именно она пришла ко мне, желая лизнуть мою руку. Мне стало немного страшно, но и приятно…Возможно,  Джуля таким образом хотела показать, что простила, как всегда, меня?
                Наше бытие продолжается, принося новые планы,  унося, как вода, старые проблемы. Все как у всех.  Годы после разъезда, хотя и пронеслись быстро,  принесли так много новых изменений. Изменились мы, в чем-то приобретя,  и что-то потеряв. И столько всего еще  будет в жизни, и будут радости, и будут горести. И все это нам надо будет пережить. И чему-то научиться, понять, измениться самим, изменить свое окружение к лучшему, а иначе - зачем живем? И еще надо любить! Не экономить себя, помнить, что может все измениться в минуту… роковую минуту или час. И тогда поздно будет прощать. Или просто сказать о своей любви. И всему этому учит нас наша жизнь,  наши близкие. И даже собаки. А еще, мне  кажется, что  когда  ко мне с радостным лаем подбежит Джуля, и будет лизать мою руку,  вилять радостно хвостом и заглядывать в глаза, это будет означать, что жизнь моя на этой старой грешной и такой прекрасной земле подошла к концу…
   
 
       

    


Рецензии
Очень трогательный рассказ. У меня два года назад умерла собака и подобное тому, о чем говорится в конце рассказа, я тогда и потом, спустя время, испытывала.

Агеева Светлана   23.12.2011 23:52     Заявить о нарушении