Про сусликов

Какой-то советский ученый дятел посчитал, что за год суслик съедает около 16 кг зерна. И  быстренько настучал куда следует. Там приняли и в колхозы полетело ЦУ - "Приступить к уничтожению сусликов"!!!
  Это были конец шестидесятых прошлого века. 
 
  Я был пацаном лет десяти и суслики мне очень нравились. Я мог часами наблюдать за ними лежа в траве, быть с ними. Зверьки это потрясающие!!! Смешные, живые, озорные!  А тут...  уничтожать!

  Ясное дело, что жили эти суслики  далеко от полей, в открытой степи, и само собой, ни какого зерна ни у какого колхоза не воровали.  Они вообще дальше полсотни метров от норки не отходят. Живут колониями. От нескольких семей и больше. 
И никогда - на пахотных на полях. 
  Но, времена были такие, что сначала уничтожали, а потом...  списывали на "культ личности", "волюнтаризм" или еще какую-то фигню. 

  В  степь вышла раздолбанная ГАЗ-51 с резиновой трубой надетой на выхлопную, и началось "избиение сусликов".

  Находили норку, запускали туда шланг от выхлопной, водила "газовал"  в прямом смысле слова, а работяжка, через минуты полторы - две вытаскивал шланг и закапывал норку лопатой. 

  За день этот "газенваген"  обрабатывал не так много. Норок  50 - 100. Кто же даст новую машину на такое дело! А старая развалюха то ломалась, то глохла,  то просто не заводилась.  В общем - работала не по-стахановски.

   Мне очень не хотелось, что бы моих сусликов тоже потравили.  И решил их переселить из опасного места, туда, где их ни кто и ни когда не станет искать.  А такие места были. 

    В степи, по логам, балкам и оврагам, иногда,   встречаются родники. И течет водичка ручейком вниз по оврагу,  и  если не перегородить - то до самой реки. А если перегородить - то получится "ставОк".   
   Возле такого ставкА и жили мои суслики. Что в принципе, и спасло им жизнь. 

   Тогда, в школу ходили не с тряпошными рюкзаками как сейчас, а с полноценными и добротными кирзовыми сумками или портфелями. У меня была сумка. Такие назывались "полевыми". Почему? Не знаю. Обычная кирзовая сумка на три отделения, с ремнем через плечо.

   Вот этой сумкой я и таскал воду из ставка к норам.

   Сумка не протекала.  В нее свободно помещалось литров 8 воды, и в основном, этого хватало.
   Находишь жилую норку.  Желательно - прямую.  (Прямо вниз). Они обычно без запасных выходов, то у наклонных целая куча разветвлений и несколько выходов...  а тут - он же вход и он же выход.

  Льешь воду из сумки в нору.  Вода с гулом уходит вниз. По звуку слышно, как нора  наполняется...  Не надо наливать до полной. Не обязательно. Важно затаиться и слушать.   Обычно сразу же, слышно - хлюпает! Выбирается! 
Надо схватить его двумя пальцами за шею, как только он высунет из норы свою смешную мордочку...  и не забывать, что передние зубки у него  сантиметра полтора длины. И прокусывает палец насквозь и в доли секунды.

   А  вот когда  "вылитого" пускаешь за пазуху или кладешь в карман - он там сидит смирно и не кусается.  Более того, среди пацанов, бытовала такая "легенда",  что если он в твоих руках высох, то уже не укусит". Фигня! кусали и еще как!   

   "Навыливав"  таким образом десятка два, я относил их на "новое место жительства.  На это уходил весь день. Ибо расстояние между их новым и старым  жильем было километров восемь. 

  Навсегда запомнил, как выпущенные  на  "новых землях" переселенцы, набрасывались на листья калачиков. (Трава такая, с круглыми, зубчатыми  листья, сантиметра 3-4 в диаметре).  Там стебель прикреплен к середине листа, а суслики ели  "со стебля". И когда они доходили своим жеванием до листа, то лист приходилось "зажевывать" с середины. Это похоже на то, что человек  стал бы есть большой, жесткий  блин, зажевывая его  с середины.  И так несколько штук - сидят, зажевывают эти калачики. Зрелище и трогательное и забавное...
   Видимо, за время переноски они  успевали основательно  проголодаться... или вообще, им очень  нравились эти  калачики ...  Еще, что важно - когда их выпускал - они не разбегались как очумелые. Они просто ели. Потом потихоньку разбредались...

  Не помню, сколько "рейсов" я сделал, но не один и не два. И меньше двух десятков за разу не транспортировал. 
  Сказать честно - я не был уверен, что они   приживутся на новом месте. Да и дело уже шло к осени... Но,  так был шанс.  А "газенваген" - им такого шанса не оставлял.

   Кстати,  место для переселения я выбрал совсем не далеко от своего дома. Где-то около километра.  После окончания переселения, несколько раз прибегал посмотреть - как  там мои новоселы?
Но, ни чего утешительного.  Свежие норы вроде есть, а самих обитателей что-то не видно.   
 
  Зима сменилась весной.  И в один, весьма теплый и приятный весенний день, я потопал  к своим переселенцам. 
   А там меня ждал  праздник. Большой, весенний, чистый и звонкий... и вообще, с какой-то  слезой от увиденного.

  Мои суслики, повылезали после зимней спячки, и на весенней земле под солнышком   резвились, свистели, носились, играли, бегали, прыгали! 
Жизнь  закипала!  И плевать нам на "газенваген"!!!

Фото   НЕ  МОЁ.  Из  интернета. 


Рецензии
Спасибо Вам, добрый человек, за спасённые жизни! И не важно, какого они размера.

Ирина Играева   01.12.2022 22:15     Заявить о нарушении
Само собой, дело не в размере.))
Дело в отношении к живому.

Шелтопорог   02.12.2022 16:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 32 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.