Глава 3. Возвращение в Орск. Август 1944 года

 
 После окончания учебного года в летние месяцы я много времени проводил в лесу, который начинался в 40 - 50 метрах от дома бабушки. Поел земляники, малины, черники, о существовании которых, живя в Орске, кажется, и не подозревал.


 В августе за мной приехала мама. Она провела два или три дня у Антонины Никаноровны во Владимировке и мы отправились в Москву, через Волоколамск. Большую часть пути до Волоколамска в августе 44–го мы прошли пешком. Поход занял не один день.

 Хорошо запомнился первый день этого похода - до деревни Дятлово, Мы шли по совершенно пустынной, в основном лесной дороге, примерно километров двадцать, не встретив на своём пути ни одного человека.

 Мосты и мостики через многочисленные в том краю речки, речушки и ручьи были разрушены или разобраны так, чтобы никакой транспорт не смог проехать. Около многих мостов лежали в беспорядке кучки мин с вывернутыми, как я сейчас понимаю, взрывателями. И вообще «лес был сильно засорён войной», точно по В.Богомолову.

 Но, в отличие от тех мест, о которых писал Богомолов, здесь война прокатилась не «в августе 44 – го», а на два с лишним года раньше. Совсем рядом с почти заросшей дорогой лежали какие–то разбитые, а порой и неповреждённые предметы явно военного назначения, обрывки одежды со следами, как мне казалось, крови, в которых копошились насекомые.

 Я хотел получше рассмотреть все эти предметы, но мама не разрешала мне сходить с дороги и, тем более, прикасаться к чему либо руками.

 Даже малину, которой вдоль дороги было много, мама разрешала мне есть только ту, до которой я мог дотянуться, не сходя с дороги. Ночевали мы в квартире при дятловской школе, в  которой до войны брат мамы Борис Владимирович был директором. В 44 - м дядя Боря был в армии, а в Дятлове жила его жена, тётя Дуся, с малолетними тогда сыновьями, моими двоюродными братьями Владленом и Валентином.

 На следующий день мы прошли пешком от Дятлово до деревни Ожогино, где побывали у Анны Ивановны, старшей сестры моего отца. Её, очень немолодую женщину, мы застали в поле, где она косой косила рожь. Как мы добирались дальше, до Волоколамска и Москвы, я не помню.

 И, как ни странно, совершенно не помню ничего о поездке от Москвы до Оренбурга. А Оренбург на этом пути запомнился лишь тем, что там на скамейке в привокзальном скверике, где мы ожидали посадки на поезд Оренбург - Орск, меня снова «прихватил» приступ малярии, «отпустившей» было полгода назад в Куйбышеве.

  ПОБЕДА! 
 В сентябре 44 – го я в третий раз стал учеником школы № 6 города Орска. Это было приятное время.В газетах и по радио говорилось о наступательных боях и об освобождении всё новых и новых наших городов.

 Ещё осенью в нескольких местах наши войска вышли на государственную границу СССР и пошли дальше. Стало чуть получше с питанием. До нас стала доходить «американская помощь»: сало (шпиг), посыпанное толстым слоем белейшей тонко молотой соли, и яичный порошок.

 Говорят, были ещё очень вкусные американские мясные консервы. Мне не довелось их попробовать. В столовой из яичного порошка готовили омлет, Был он довольно мерзок на вкус. Так считал я, так считали, думаю, многие. Недаром появился тогда такой детский анекдот: «Мама, убей ту дохлую курицу, которая омлет несёт!» 

 Запомнились американские подарки в виде подержанных (секонд - хэнд!), но добротных вещей. Мне достались ярко голубые брюки с молнией (!) на ширинке и тёплая рубашка в мелкую красно – коричневую клетку. Обе вещи были очень непривычной для того времени расцветки, но очень удобны и я с удовольствием носил их.

 Школьники, часто выступали с концертами самодеятельности перед ранеными в госпиталях, которых в городе было несколько. Участвовал в этих концертах и я.

 В классе я чувствовал себя, пожалуй, увереннее, чем во всех предыдущих. Классным  руководителем была моя мама. А за соседней партой сидела девочка, которая понравилась мне ещё год назад, а теперь нравилась ещё больше. И мне казалось, что я ей тоже был интересен.

 Моя расположенность к ней сохранялась долго, хотя в последующие годы мы стали учиться в разных школах и встречались редко. За несколько дней до окончания этого учебного года наступил, наконец, тот самый, долгожданный, очень горький «праздник со слезами на глазах".


Рецензии
Мы учились в две смены. Старшие в первую смену. Поэтому весть о Победе до нашего села дошла после обеда и вторая смена уже не училась. До сих пор обидно за такую "несправедливость".... Первая смена-то училась...

Виталий Полищук   14.02.2013 14:15     Заявить о нарушении
А для меня этот день связан с впервые пришедшим пониманием того, что мой родной отец уже никогда не вернётся.

Владилен Николаев   15.02.2013 19:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.