Буква - О

                БУКВА - «О»

     Память – штука непредсказуемая. Вспомнится что-то одно, а следом, как вагончики за паровозиком, потянутся другие воспоминания, которые так или иначе были связаны с этим эпизодом из моей жизни.
     Нынешние первоклашки, ещё только с букетами в школу идут, а уже умеют бегло читать и до ста считать. А в годы моего детства, деревенская детвора много чего  умела делать по хозяйству, но родители считали, что грамоте должны учить в школе учителя. В родительскую обязанность, кроме: обуть, одеть, накормить и ещё, время от времени, ремнём «перегонять» просевший ум из мягкого места в голову, больше ничего не входит. «Пусть они там, по науке, вправляют нашим оболтусам мозги куда следует, а мы, ежели чего незаладится… так ремень завсегда при себе держим.  А как же? На то мы и родители!..»
     Мои неправильные мысли «выправляли», под чью-то волю, довольно часто. До того довыправлялись, что мне уже стало казаться, что даже имя своё я без ошибки не смогу произнести и, конечно же, опять буду бита. Но об этом в другой раз расскажу. Нынешняя моя задача: рассказать, как я училась запоминать. Никто, конечно, меня этому не учил, а узнали бы, что я пошла на такую хитрость, то всыпали бы ровно столько, на сколько бы злости хватило. И жаловаться некому. Известное дело – родители только добра своему дитю желают… Одним словом, что было, то было.
     Однажды, мой отец,  читавший у окна газету, подозвал меня и спросил:
      - Вот, смотри сюда. Какая тебе буковка больше всех нравится?
     Кругленькая буковка «О» мне больше всех приглянулась. Я и ткнула в неё пальцем. Отец хмыкнул и велел посмотреть на окно, где по стеклу ползала оса. Объяснил, что название этой букашки начинается именно с этой кругленькой буквы. Я несколько раз повторила слово «оса», и, сложив губы трубочкой, произнесла звук «о-о-о!» На этом обучение закончилось, и уже в следующую минуту отец обо мне забыл. А я и рада этому. Бегом с глаз долой, где ни будь дождаться той минуты, когда за отцом дверь закроется. Маленькая была, а про себя уже отметила: когда отец с работы приходит – в доме темно становится…
     Детская память цепкая, но только одно обстоятельство не учёл мой «самый справедливый отец»,  что я не умела отличать этих кусачих букашек. Где оса, а где пчела – мне было всё едино. Я их обоих боялась, и у меня не было охоты их рассматривать. Вот из-за этого и получился конфуз, которым мне попрекали мои родители ещё много лет.
     В какой-то праздник, в доме дела моего, Федота и бабушки Марьяны, собрались все их дети и внуки. Было застолье, по тогдашним достаткам, но родственники были рады встрече, много говорили и даже пели. О чём шла речь, мне уже не вспомнить, только вздумалось моему отцу «блеснуть» моими знаниями. Он достал газету «Правда», которую один на всей нашей улице выписывал и носил при себе во внутреннем кармане, чтобы иметь возможность почитать в любую свободную минуту. Так, вот, достаёт он эту газету, подзывает меня, тычет в какой-то заголовок, пожелтевшим от табака ногтём и строго спрашивает:
     - Ну-ка, скажи мне, какая это буква?
     В моей памяти сразу же нарисовалась желтобрюхая букашка с прозрачными крылышками. Но я тут же сообразила, что букашка – это целое слово, а мне нужно произнести только одну букву. А буква в моём понимании – это маленький кусочек слова. Я и произнесла:
     - Бжо!
     Тут, людям не знающим украинского языка, нужно объяснить.  По-русски – пчела, а по-украински – бджола.)
     Бабушка моя грамоте не обучена. Но, по вдруг побагровевшему лицу зятя, поняла, что произошло что-то ужасное и, прежде чем охочие похохотать подвыпившие гости дружно заржали, схватила меня под мышки и прямо таки закинула на печь. Так я там и просидела, боясь пошелохнуться, пока мои родители не ушли домой, посчитав меня уснувшей. Отцовский гнев схлынул, но осталось некое пятно на моей биографии, коим меня попрекали в детские годы.
     Этот урок не прошёл даром. Потом, уже в старших классах, на каждом уроке истории, я просто обязана была запоминать различные даты. А эти проклятые цифры не желали оседать в моей голове. Стихи я быстро запоминала, а цифры – это что-то расплывчатое. Чтоб прикрыть это своё «слабое место», я придумывала что-то смешное, вспомнив его – вырисовывалась дата. Например: к количеству соток земли в нашем огороде нужно прибавить или отнять дату маминого дня рождения… Учитель думает, что я дату вспоминаю, а я в уме задачку решаю.
     Был и другой случай. Тогда только зарождались в нашей стране КВНы. Нечто подобное организовывали молодые учителя, которых присылали на практику в нашу школу.  Голосованием выбрали по десять учеников из каждого из двух классов, и игра началась. Вопросы были самые разные, в том числе и на догадливость. Как именно прозвучал вопрос, этого мне уже теперь не вспомнить. Знаю только, что ответ должен был быть: Юлий Цезарь.
     В азартном порыве, я буквально выкрикнула:
     - Цезарь припадочный!
     Сразу наступила полная тишина, которая для меня не предвещала ничего хорошего. Ученики обеих команд и «судившие» учителя, округлившимися глазами уставились на меня. Только старый учитель русской литературы и немецкого языка, по фамилии – Мороз, печально произнёс:
     - Ответ правильный. У Юлия Цезаря случались приступы эпилепсии.
     Моей команде зачислили очко.
     Дома я рассказала об этом случае своему дедушке и мы с ним долго над этим хохотали.  А всё потому, что именно дед мой назвал нашего драчливого петуха – Цезарь. Красный с переливами петух постоянно устраивал поединки с пёстрым петухом тёти Наталки. Так общипал бедного соседа, что на него без слёз смотреть было невозможно.
     Однажды наш, тогда ещё безымённый петух,  увидел на дороге соседкиного полудранка и, воинственно вытянув вперёд шею, помчался  к открытой калитке. В эту минуту из сеней во двор вышел мой дедушка. Оценив обстановку, понял: этот бой для пёстрого петуха будет последним. Чтоб упредить смертоубийство, дед бросил в красного петуха  палку, на которую он опирался при ходьбе. За многие годы хромоты, палка заменяла ему недостающую прыть. Стелющийся полёт палки точно попадал в цель. Бабушка даже вскрикнула от увиденного, и уже посчитала, что петуху конец пришёл. Любимец семьи  лежал на боку и не шевелился. Вылив на голову деда весь свой запас упрёков и колких слов, бабушка взяла топор и пошла за петухом. Знамо дело, не пропадать же добру. Дед уже потирал руки и глотал слюнки, предвкушая суп из петушатинки. Но только бабушка подняла убиенного петуха за лапы, как вдруг ему расхотелось умирать бесславной смертью. Он захлопал крыльями и стал вырываться с такой остервенелостью, что удержать его бабушке не хватило сил. Оказавшись на свободе, он, шатаясь, как дядька Петро субботним вечером, побрёл к своим подружкам.
     После этого случая, наш петух, с присвоенным дедом именем «Цезарь», ещё несколько раз налаживался помирать. Упадёт посреди двора и лежит – ни живой, ни мёртвый. Потом, вдруг, встрепенётся, станет на ноги и бежать. Мой, прочитавший немало книг дед, за воинственность и за такие чудачество, прозвал его – «припадочный Цезарь». У меня же это не совсем уместное слово «припадочный» сорвалось с уст просто по привычке. Я испуганно прикусила губу, но к моему счастью никто меня о подробностях из жизни Цезаря, не спросил. Да я ничегошеньки о нём и не знала. Только вечером, сидя на припечку, я с интересом слушала рассказ дедушки о жизни Юлия Цезаря.
     Случаев, когда из-за случайно вырвавшееся на волю слова, я попадала в неловкое положение, было в моей жизни великое множество. Теперь, вспоминая прошлое, можно и посмеяться, а тогда…
                25.01.11г.



    


Рецензии
Да, ваня, невозможно с вами не согласиться. Память-штука хитрая и непредсказуемая. Какие ассоциации может вызвать одно слово или даже просто звук или запах - невозможно предвидеть и спрогнозировать. Лично мне ваши воспоминания вельми симпатично смотрятся, да и мнемоника самодеятельная вполне разумна. Вообще, умение запоминать информацию - это почти искусство. Не зря же, например, достаточно легко запоминались сложные теоремыв геометрии и тригонометрии или формулы в физике, поскольку мы их не заучивали, а выводили строя логические цепочки, шаг за шагом. И если забывалась формула, например, площади поверхности шара, то мы могли ее заново вывести. А вот в отношении "не строгих" наук, типа истории или географии, где действительно надо было просто запомнить в каком году княгиня Ольга наказала убийц своего мужа или когда татары сожгли Козельск, или в каком году Магеллан пролив своего имени открыл - это было уже намного сложнее. Аналогично и с эмпирическими формулами, которые не выводились, а получались на основании экспериментов или как запомнить валентности у химических элементов, если их больше сотни. Во всех таких случаях каждый изощряется, как может, у каждого свои способы. А слово... оно, как известно, после произнесения обратно не ловится. Замечательный рассказ, зримые образы персонажей, включая и Цезаря припадочного. Кстати, я тоже перед школой читать не умел, что не помешало мне к 4 классу быть "изгнанным" из школьной библиотеки по причине отсутствия непрочитанных книг. "Вашему сыну у нас делать нечего , я же не могу ему Жорж Санд и Генриха Манна давать! Записывайте его в районную библиотеку! И мама меня туда записала, разумеется. А там порядки были попроще и никто не контролировал соответствие книги возрасту читателя. Так что , запомнив незнакомые имена, произнесенные школьной библиотекаршей, я именно с "Консуэло" и "Молодых лет Генриха IV" и начал знакомство с районными фондами. Наверное, для 5 класса это было рановато, но описание шрама от зубов герцога Гиза на попке кооролевы Марго я выучил наизусть. Мне рассказ понравился, прежде всего хорошим языком, меткими замечаниями и реалистичными ситуациями. А про значимость сказанного слова - у меня есть рассказ "ячейка общества"

Юрий Яесс   13.09.2020 16:49     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Юрий. Люблю я читающих людей, с ними поговорить, как в жаркий полдень воды попить. Прочитала Ваши воспоминания и скажу своё. Теперь на книге в библиотеке приклеивают метку - с какого возраста их можно читать. Из моих 62 книг только одна, по их мнению годится детям. А по моему мнению среди моих книг для взрослых книги нет. Получается, что мои сказки, воспоминания детства - только с 18 лет можно читать... И спорить с библиотекарями бесполезный труд. Получается, что дети смотрят боевики, где кровь рекой и жизнь человека гроша не стоит - это нормально, а мои сказки уже опасны. Чем? Тем что думать заставляют?.. Что-то я уже и сама не могу понять новых постановлений.
Простите, сегодня читать не могу, наверно потому, что в квартире холодно, я маленько приболела. 50 лет в Сибири прожила, а холода не переношу. Родилась и выросла я на Украине. Но с Судьбой не поспоришь. Теперь лучший друг - обогреватель.
Спасибо Вам за доверительный разговор. С большим уважением,

Анна Боднарук   13.09.2020 17:53   Заявить о нарушении
Вообще-то все эти возрастные ограничения -глупость несусветная. Все дети разные и под одну гребенку всех стричь - это советских времен пережитки. И потом, любопытно было бы понять, по какому принципу и кто это определяет?. Например, если в тексте есть "аслониха вся дрожа так и села на ежа", то это порнуха или нет? То есть, рожать детей в 14 лет позволительно, а читать про то, как дети получаются - это низзя! В школе, между прочим, сейчас уже в 6, кажется, классе изучают хромосомы и биологию человека и нынешние детки могут рассказать родителям много нового из этой области. Но, как известно, должности и зарплаты надо отрабатывать, коли дорвался до возможности "не пущать!" В свое время одного из самых значимых американских фантастов, дважды лауреат премии Хьюго, Филипп Хосе Фасмер был практически запрещен к изданию в СССР по причине того, что он написал сценарий или несколько подобных для порнофильма. При этом не печатались никакие его романы, даже те, где не было ничего эротического. Аня, не огорчайтесь. В принципе, вы оказались в одной компании с многими писателями, которых по тем или иным причинам(политическим, идеологическим, псевдоморальным и т.д. пытались как-то изолировать от читателей(451 градус Бредбери актуальна до сих пор. Но такова судьба многих., например, Лидии Чарской-тоже сказочницы, которуцю тоже даже запрещали с "легкой руки великого и ужасного Чуковского.

Юрий Яесс   13.09.2020 21:41   Заявить о нарушении
Большое Спасибо за понимание!!!

Анна Боднарук   14.09.2020 00:07   Заявить о нарушении