Тагор

Робиндранат Тагор родился в мае 1861 г. в Калькутте. Его семья происходила из древнего аристократического рода, была весьма состоятельна и играла  в Бенгалии значительную общественную роль. Отец Робиндраната – Дебендронат Тагор – был известным религиозным реформатором и подвижником, выдающимся представителем индийского религиозного и культурного возрождения (о Дебендронате Тагоре можно подробнее прочитать в очерке "Раммохан  Рай", раздел "Только Восток"). По окончании школы Тагор поступил в педагогическое училище, затем в Бенгальскую академию, где изучал  бенгальскую историю и культуру. В восемь лет Тагор начал писать стихи, в 1876 г.  на бенгальском языке было опубликовано его первое  произведение –  поэма «Лесной цветок», содержащая более 1600 строк.

В 1878 г. Тагор  уехал учиться в Англию – изучать юриспруденцию. Но в метрополии он не прижился и вернулся в 1880 г. в Калькутту. Никакого диплома об образовании он не получил, зато привез написанную в Англии лирическую поэму «Разбитое сердце», для которой он сам сочинил музыку, а в 1882 г. один за другим вышли два поэтических сборника Тагора: «Вечерни песни» и «Утренние песни». Читатели сразу оценили эти циклы. Публике стало ясно, что на небосклоне бенгальской литературы поднялась новая звезда.  В 1880-е он  был уже признанным поэтом. Чтобы быть «ближе к земле», лучше узнать жизнь народа, Тагор поселился вместе со старшим братом в провинциальном Карваре на юго-западном побережье Индии. Здесь Рабиндранат проводил счастливые и беззаботные дни. Маленькая гавань, окруженная горами, пляж в форме полумесяца, отгороженный казуаринами, - все очаровывало молодого поэта. Здесь он написал свою первую значительную драму в стихах «Возмездие природы» (1885), которую рассматривал как «введение ко всей дальнейшей деятельности». Герой драмы, отшельник, затворился в пещере, чтобы овладеть своим внутренним «я» и преодолеть все привязанности к миру. Пройдя трудный искус, он утверждается в мысли, что сжег все чувства на погребельном  костре самопознания. Теперь он может гордо ходить по земле, презирая людей за их неразумие. Отшельник приходит в ближайший городок и видит маленькую девочку из касты неприкасаемых, которая потеряла родителей. Все избегают ее и прогоняют прочь. Девочка в беспомощном отчаянии цепляется за отшельник – и жалость и любовь, которые он так долго презирал, заново зарождаются в его душе. Он страшится снова обрести все человеческие качества и бежит от девочки. Когда же он возвращается, не в силах оставаться без нее, то находит девочку мертвой. В глубоком раскаянии отшельник прозревает и осознает, что «великое следует искать в малом, бесконечное в границах формы и вечную свободу души – в любви».

 В следующие годы выходят сборники стихов Тагора:  «Картины и песни» (1886), «Диезы и бемоли» (1887), «Образ любимой» (1890), «Сбор урожая» (1896), «Крупицы» (1899), «Предания» (1900);  «Баллады» (1900)(два последних сборника объединяли легенды и исторические сюжеты, выбранные Тагором  из индийской классики, из буддийских преданий, из летописей раджпутов и сикхов); «Дары» (1901)(этот сборник, который поэт посвятил своему отцу, объединяет духовные, подвижнические стихи Тагора). Ко многим стихам он сам сочинял музыку и таким образом превращал их в песни. Всего он  написал за свою жизнь более двух тысяч песен, многие из них стали народными и по сей день чрезвычайно популярны в Бангладеш (в состав этого мусульманского государства, образовавшегося в 1971 г., вошла большая часть прежней колониальной Бенгалии). Одновременно со стихами Тагор сочиняет много стихотворных драм. В их числе стихотворные трагедии «Раджа и рани» (1889) и «Жертвоприношение» (1889), полные интриг, любви и скрытых злодейств, в которых бушуют шекспировские страсти. Лирическая драма «Читрангода» (1891) обрабатывает один из сюжетов «Махабхараты» – об очаровании весны и власти ее чар над человеческими чувствами. Комедии «Ошибка с самого начала» (1891) и «Клуб холостяков» о современной Индии, полны социальной сатиры и каламбуров в духе Оскара Уайльда (эти комедии до сих пор не сходят с бенгальской сцены).

В то же время Тагор пишет рассказы и небольшие повести. Он – создатель жанра новеллы в индийской литературе, причем лучшие его рассказы стоят в одном ряду с классическими образцами мировой новеллы. Особенно много рассказов он написал в 90-е гг., когда подолгу жил в деревне и близко узнал  повседневную жизнь тогдашнего бенгальского общества. Фабулу большинства его новелл (как и более поздних романов) составляют семейные отношения. Дар Тагора-рассказчика нисколько не уступал его поэтическому или драматическому дару. Он замечательно тонко умел соединять точные наблюдения и живую игру воображения, жалость и иронию, жизнь природы и жизнь человека, обыденное и вечное. В одних рассказах сюжет движет  страсть мужчины к золоту, в других – безжалостное стремление женщины пробудить честолюбие в муже или сыне, в третьих – трагедия обнищавшей аристократии, обманутой иллюзией давно увядшей славы.

«НЕЗНАКОМКА». Герой новеллы Онупом (от лица которого ведется рассказ) – молодой человек из богатой семьи. Робкий, меланхоличный юноша, он избавлен от необходимости думать о хлебе насущном.  Все решения принимают за него мать и дядя. О дяде герой говорит: «Его удивительная практичность была предметом гордости нашей семьи. При любых обстоятельствах, когда речь шла об интересах нашей семьи, дядя неизменно одерживал победу – это был общепризнанный факт».
 
Именно дядя взял на себя хлопоты устроить брак племянника. «Многие знатные семьи выражали желание породниться с нами. Но дядя имел на этот счет свое особое мнение. Богатые невесты его не прельщали. Пусть, решил он, девушка войдет  в наш дом с  покорно опущенной головой. Но в то же время деньги были его кумиром. И дядя рассудил так: отец невесты вовсе не должен быть богачем, главное, чтобы он дал солидное приданное…» Вскоре подходящий  человек был найден. Шомбхунатх-бабу прибыл в Калькутту, после того, как материальные дела его семьи зпметно пошатнулись. Но у него оставалось еще достаточно денег, чтобы дать хорошее приданное  своей единственной дочери Колени, в которой он души не чаял.
Дядя взялся устроить этот брак. А поскольку во главу  угла он всегда ставил деньги, вопрос о приданном с самомго начала  сделался главным. Дядя торговался как опытный кпец. Немногословный Шомбхунатх принял все его требования, хотя взятые обязательства явно были для него очень обременительными. («Хоть мы и не нуждались в деньгах, а семья невесты находилась в стесненных обстоятельствах, - рассказывает герой, - все равно надо  было настоять на своем, - таков был обычай нашей семьи, и до других нам дела не было». Наконец жених отправился в дом невесты на смотрины. Но установленная обычаем церемония внезапно прерывается неприятным инцидентом. Дядя объявил, что намерен проверить не фальшивые ли драгоценности у невесты. Для этой цели он даже специально привел своего ювелира.
 Шомбхунатх-бабу вызвал Онупома, чтобы узнать на этот счет его мнение. Увы, тот его не имел. Он так привык во всем подчиняться дяде, что не решился возражать, хотя и понимал, что тот ведет себя неприлично. С невесты сняли драгоценности и принесли их ювелиру. Оказалось, что они не только не фальшивые, но по ценности и весу  значительно превосходя обещанное. Когда же по просьбе Шомбхунатха проверили подарки, предназначенные невесте, открылось, что это поддельный сплав, почти не имеющий в себе золота. Накормив гостей изысканным ужином, Шомхунатх велел подать их экипаж. Глаза дяде округлились от изумления, а Шомбхунатх твердо заявил: «Я не отдам дочь в семью, где считают, что я способен украсть драгоценности моей девочки». Гости вынуждены были оставить дом, причем Онупон так и не увидел лица своей суженной.  «Пожалуй, во всей Бенгалии, - говорит Онупон, - не сыщешь жениха, которого бы отец невесты  перед самой свадьбой выгнал вон из дому».

Конечно, незадачливого жениха душил гнев, но он был и по настоящему опечален этим разрывом. Деньги не имели в его глазах цены, а от несостоявшейся свадьбы он ждал очень многого. От своих друзей он знал, что его невеста Колени была необычайно красива, образована и обладала множеством редких достоинств. И вот теперь он лишился ее и при том по собственной вине. Онупон продолжал ревниво следить  за делами Шомбхунатха, которые шли все хуже. Он знал, что к его дочери не раз засылали сватов, но она твердо объявила, что не выйдет замуж и посвятит свою жизнь женскому образованию.

Казалось бы, все кончилось, но история эта спустя год получила неожиданное продолжение. Онупон вместе со своей матерью отправился в паломничество к святым местам. Поезд как раз перевозил английских солдат. Мест не хватало. Однако Онупома и его мать пригласила в свое купе какая-то девушка. Ей было лет шестнадцать-семнадцать, но она ехала одна,  без мужчин и прислуги с тремя девочками, которые были ее воспитанницы. Все в этой девушке – ее решительный, твердый характер, ее необычайная красота, ее удивительно красивый голос - заставили сердце Онупона трепетать. На одной из станций поезд задержали из-за того, что некий английский генерал с большой свитой, непримено хотел на нем ехать. Мест не было, однако дежурный по станции прошел по вагонам, прикрепляя к некоторым полкам карточки с фамилиями. Потом было объявлено, что места эти заказаны англичанами, и занимавшие их индусы должны перейти в вагон более низкого класса. Хотя это и было явным беззаконием, робкий Онупом готов был покорно подчиниться приказу. «Я стал звать носильщика, - продолжает свой рассказ молодой человек, - но незнакомка вскочила со своего места, глаза ее пылали от гнева. «Вы остаётесь!» - негодующи воскликнула она. Затем обратилась по-английски к начальнику станции: «Это неправда, места не заказаны!» Она сорвала карточки и, изорвав их, бросила на платформу. В это время к вагону подошел английский генерал. Он дал знак вестовому внести  его багаж, но, заметив гневное лицо девушки и услышав ее слова, отозвал начальника  станции в сторону. О чем они говорили, не известно. Но поезд был задержан: к нему прицепили еще один вагон. Девушка и дети снова принялись за чечевицу, а Онупом, сгорая от стыда, смотрел в окно». Лишь прибыв в Канпур, он узнал имя своей заступницы – это была Колени, дочь Шомбхунатха Сена, его бывшая нареченная невеста…

На этом рассказ заканчивается. В кратком эпилоге, составляющем всего несколько строк, Онупон добавляет: «Презрев запрещение дяди, ослушавшись мать, я приехал в Канпур. Я встретился с Колени и ее отцом. Моя покорность и мольбы смягчили сердце Шомбхунатха…» Но сама Колени, когда разговор опять зашел о свадьбе, отказалась выходить за него. Впрочем, это не обескуражило Онупона. Он порвал с дядей и поселился в Канпуре. Теперь он часто видится Колени и помогает ей в работе. И сердце подсказывает ему, что он завоевал место в ее жизни. «О незнакомка, знакомство с тобой не имеет конца! – заключает свой рассказ Онупон. – И я доволен судьбою, я нашел свое место в этом мире».

***

В 1890-х гг. Тагор пишет и свои первые романы «Разрушенное гнездо» и «Песчинка», заложившие основу современного романа в индийской литературе. Особенно интересен второй из них, в котором Тагор создал полнокровный и живой  образ молодой женщины Бинодини. Прекрасная, талантливая и образованная девушка, она не может найти себе мужа, так как ее отец, вместо того чтобы копить на приданое, потратил все деньги на ее обучение. Семья в панике спихивает ее замуж  за бедного и болезненного человека, который вскоре умирает. Бинодини остается вдовой, участь которой еще более плачевна, чем участь незамужней женщины. Она  восстает против своей судьбы, борется за свою любовь и счастье, но в конце концов вынуждена отступить и смириться. Разбитое сердце этой недюжинной женщины – вечный упрек индийской совести.

В 1901 г. Тагор основал в Шантиникетоне свою школу, затем колледж, который в 1921 г. был преобразован в университет  Вишвабхарати, превратившийся с годами в сосредоточие  индийской культуры, центр ориентальных исследований, место встречи Востока и Запада.

С ранних лет Тагор был горячим поборником независимости Индии. Но в 1906 г., когда в освободительное движение стало сопровождаться вспышками терроризма, писатель отошел от него. Его принцип был: «Надо бояться не столько самого зла, сколько тиранических попыток творить добро». Вера в абсолютную  ценность человеческой личности, оформившаяся в концепцию «религии человека», не допускала никаких  форм насилия над человеком, даже если это насилие совершалось  под знаком национального долга, патриотизма.

В 1907 – 1910 гг. в журнале «Пробаши» был опубликован самый известный роман Тагора «Гора» об ирландском сироте, родители которого погибли во время восстания сипаев в 1857 г. Добрая женщина из касты брахманов подбирает ребенка и воспитывает его как своего сына. Гора вырастает в красивого, импульсивного и страстного юношу, мечтающего о независимой и свободной Индии. Но при этом он остается горячим защитником  древнего индуизма и страстным поборником кастовой системы. Прозрение наступает в тот момент, когда Гора узнает, что в жилах его течет чужеземная кровь и по законам своей религии он хуже, чем неприкасаемый. В душе его происходит переворот, и он вдруг осознает, что такое истинная любовь и терпимость. «Сегодня я воистину с Индией, - говорит Гора в конце романа. – Во мне больше нет никакого противоборства  с индусами, мусульманами и христианами. Сегодня  каждая каста в Индии – это моя каста, пища всех – моя пища».

В 1912 г. в авторском переводе на английский язык вышел сборник стихов Тагора «Жертвенные песни». Эта книга мгновенно принесла ему европейскую известность. В 1913 г. Тагору, первому среди литераторов Азии была присуждена Нобелевская премия. Он стал символом возрождения азиатской культуры и признания ее Западом. Слава великого писателя пришла к нему и на родине, в Индии. С этого времени каждое слово, произнесенное Тагором, каждое его заявление имело мощный общественный резонанс. В последующие годы он создал роман «Дом и мир» (1915-1916), один из лучших своих поэтических сборников «Полет журавля» (1916), пьесы «Чондалика» (1933) и «Карточное государство» (1933), повесть «Цветник» (1933), роман «Четыре части» (1934) и книгу рассказов «Три друга» (1940). Умер Тагор в августе 1941 г.

Реализм http://proza.ru/2023/01/28/1100


Рецензии
С большим интересом прочитала статью. С творчеством Тагора знакома мало, в основном читала стихи. Интересно у него тема кастовости везде прослеживается, хотя, впрочем, и неудивительно. Но этакую стену стихами не разрушишь... Спасибо!

Валентина Пескова   17.07.2020 18:07     Заявить о нарушении
Под кастовую систему подкапываются с разных сторон и разными способами (в том числе, религиозными). В совокупности что-то получится. Тагор действительно очень интересный и поразительно разнообразный писатель. Помнится, я еще студентом с большим интересом прочитал "Гору".

Константин Рыжов   17.07.2020 19:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.