Жертва дружбы ч. 72

§72.  Дружественная жертва

                «У меня есть друг, я люблю - значит, я существую»
                М.М.Пришвин

   Весьма редко можно обнаружить верные примеры горячей дружбы. Скорее всего, близкие отношения между людьми строятся на основе всего лишь тёплого приятельства.
Между тем в слове «приятие» звучит принятие, то есть обоюдный обмен в первую очередь душевными дарами.

   Именно ненарочитую взаимовыгоду заключает в себе дружба, несмотря на видимое бескорыстие.
Приятельство начинается с симпатии, то есть неравнодушной склонности к человеку, руководимому родственной душой.

   Гомеровские друзья - Патрокл и Ахилл, Главк и Сарпедон - связаны, прежде всего, взаимными воинскими обязательствами. Они сражаются бок о бок, живут в одном шатре, делят стол и постель. Такие отношения ставятся выше всех прочих связей и обязанностей. 1
Не случайно дружили великие немецкие поэты Гёте и Шиллер, китайские поэты Ли Бо и  Ду Фу, мыслители Карл Маркс и  Фридрих Энгельс, русские философы С.Н.Булгаков и П.А.Флоренский и т.д.
Один из апостолов романтической дружбы в немецкой литературе - Жан-Поль своим личным идеалом считал дружбу английских просветителей Джонатана Свифта, Джона Арбетнота и Александра Попа.

   Многолетняя дружба с детских лет связывала великого писателя Франции Эмиля Золя и выдающегося живописца Поля Сезанна.
Нежная, тесная дружба связывала А.С.Пушкина с Пущиным, Дельвигом и В.К.Кюхельбекером.

   Дружба приобретает развитие в итоге невольного отыскания в человеке черт. Которые либо дополняют духовный облик личности, либо усиливают работу души.
Великий немецкий философ так говорит о дружбе: «Дружба основывается на сходстве характеров и интересов в общем совместном деле, а не на удовольствии, которое получаешь от личности другого». 2
Однако есть односторонняя жертва дружбы, о которой в частности, в своих сочинениях говорят люди, разделённые двумя тысячелетиями человеческой истории.
Вначале выслушаем свидетельство великого римского мыслителя: «Существует, однако, множество людей, одержимых странным - чтобы не сказать бесстыдным желанием иметь другом такого человека, каким сами стать не в силах, и получить от него всё, чего ему дать не могут»  3

   С не меньшей горечью крупнейший русский историк констатирует прискорбный факт фальшивой  дружбы: «Есть люди, быт другом которых значит быть их жертвой, они возможны только потому, что есть люди, которые в дружбе видят только обязанность приносить жертвы друзьям»  4
Что же, приходится признать, что люди действительно не меняются, несмотря не неустанное провозглашение в течение 20-ти веков христианства истины жертвенной любви.

   Дружественные жертвы более всего присутствовали в Славянстве, которое в 20-м веке олицетворял Советский Союз и примкнувшие к нему страны социалистического содружества.

Вот что говорит о дружбе у далёких предков Славян греческий писатель Лукиан: «У скифов дружба проверяется кровью и служит, прежде всего, воинским делам; друзья приобретаются у них «не на попойках» и «не потому, что росли вместе или были соседями».

   Дружбы доблестных воинов ищут, заключение дружбы оформляется специальным договором и великой клятвой: надрезав пальцы, побратимы сливают свою кровь в чашу, и, омочив в ней концы мечей, отведывают эту кровь. После этого уже ничто не может их разлучить». 5
Дружба народов - таков был основополагающий принцип общенародного государства.

   Ярче всего братство народов проявилось в период Великий Отечественной войны, когда неисчислимые жертвы были принесены на алтарь Свободы всеми народами, населяющими пространство Евразийской державы.
Конечно, были допущены многие ошибки и огрехи, но все же дружба была действенной и плодотворной.
В то же время исследования, проводившиеся на Западе, дают большой процент одиноких.
По данным одного германского исследования 28% юношей и 38% девушек заявили, что у них нет настоящих друзей.

   Среди опрошенных студентов Стэндфордского и Калифорнийского университетов не имеют близких друзей своего пола от 28 до 34% юношей и от 12 до 18% девушек.
Это следствие индивидуалистического образа жизни людей Запада, ставящего целью бытия успех, то есть скорое материальное обогащение.


Литература

1 Кон И.С. Дружба.-М.,1980.-С.35

2  Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4-х томах. Том 2.-М.,1969.-С.281-282

3  Цицерон Марк Туллий. О дружбе // Эстетика.-М.,1994.-С.471
4  Ключевский В.О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники.-М.,1993.-С.10

5  Лукиан Избранное.- М.,1962.- с.275


Рецензии