Искривление пространства

          «Как долго живут вещи! Гораздо дольше, чем люди!» – думала Валентина, оглядывая террасу дачи. Её неподвижная фигура сгорбилась на стуле между обеденным столом и чугунной печкой. Левая рука застыла на колене, а правая её поддерживала. Жизнь замерла! Ещё полчаса назад полная сил женщина планировала, как провести сегодняшний день: закончить ли ремонт сарая или пойти  купаться на пруд. Утро было солнечное и обещало перейти в жаркий день. Поэтому хорошо было бы использовать подходящую погоду и отправиться поплавать. Но так хотелось завершить начатое дело!
          Солнце светило в глаза сквозь тёмную листву, когда Валентина подходила к сараю. И вот тут время остановилось… « Наверное, долгие колебания по поводу того, чем мне сегодня заниматься, каким-то образом возмутили какие-то энергетические потоки и тем самым повлияли на пространство, вызвав его искривление, и поэтому я упала», - позже решила пришедшая в себя после шока женщина. Мысль была довольно странная, но Валентина работала научным сотрудником в одном исследовательском институте, и к ней иногда приходили не совсем обычные мысли. Да и падение её было довольно необычным. Она не поняла, за что зацепилась. Почувствовала только сотрясение всего тела при ударе о землю.  Боли не было, но левая рука повисла, как плеть, и прилипла к телу. Взяв её другой рукой, Валентина медленно и осторожно дошла до дома и села на стул на террасе.
          Она сидела, не двигаясь, в ожидании, когда, наконец, прояснится в голове и утихнет дрожь. Совершенно ясно было только то, что, во-первых, лето для неё закончилось, и, во-вторых, она жива, хотя всё могло бы обернуться и хуже: в момент падения она летела прямо головой на угол сарая, но не долетела. Так что ей нужно даже благодарить судьбу за то, что голова её уцелела. И вот теперь, находясь в состоянии прострации, она отдалась свободному течению мыслей, очень далёких от того, что с ней только что произошло. Всё равно ничего нельзя было изменить, и невозможно было что-либо делать.
          «Да, как долго живут вещи! К ним можно относиться, как к осколкам ушедшей жизни или как к дневниковым записям. Взять хотя бы этот обеденный стол. На самом деле, это стол конторский с двумя выдвижными ящиками, и попал он к нам в незапамятные времена. Если заменить его страницей дневника, то думаю, на ней можно было бы прочесть следующий текст, написанный моей мамой в июне 1942года: «Прошло три месяца с тех пор, как нашу семью эвакуировали из голодающего Ленинграда в Москву и поселили в громадном заводском цехе. И вот сегодня после долгих мытарств мы, наконец, вселяемся в комнату в настоящем жилом доме. А в качестве мебели завод выделяет нам  три железные кровати, этажерку и стол“. Кстати, все эти вещи, в конце концов, оказались здесь – на даче, месте, куда обычно привозилось то, что жаль было выбросить».
          Резкая боль при непроизвольном движении вернула Валентину к действительности. « Надо бы разобраться с рукой, - сказала она себе. – Что с ней? Возможно, вывих плеча?». Опасаясь нового падения, очень осторожно она спустилась с крыльца и подошла к бочке, до краёв наполненной водой. Опустила руку в прохладную влагу. Рука висела в воде, пальцы шевелились и никакой боли при  этом не ощущалось. Вспомнила, что к ушибленному месту следует прикладывать что-нибудь холодное, поэтому постояла, пока не устала. Попробовала вынуть руку из бочки – опять возникла резкая боль. Рука не могла удерживать собственного веса. Пришлось возвратиться на стул.
          Взгляд упал на большой прямоугольный аквариум, задвинутый в угол террасы. Он был пуст, но было время, когда в нём булькала вода и произрастали разные водные растения.
          « Пожалуй, заменить аквариум одной дневниковой записью не получится. Тут в памяти возникает история целой семьи, - продолжила свои размышления Валентина. – И на этот раз дневник должна писать я сама. Кажется, это было в 1979 году:
          “ На днях я навестила больную двоюродную бабушку и была поражена обстановкой в её квартире. Везде, где только было можно, стояли разного размера аквариумы с подсветкой, заполненные водой и растениями.  Оказывается, это было новое увлечение сына бабушки – дяди Вити. Со своим приятелем художником он ездил по Подмосковью, разыскивал различные болотца, речки и озёра, в которых росли нужные ему виды водной флоры, собирал свои находки, а затем продавал их на птичьем рынке. В квартире пахло сыростью, и летали комары”.
           В ноябре следующего года я бы записала: “ Два месяца назад умерла моя двоюродная бабушка, а вчера скончался её муж, не сумевший пережить ухода жены”.
           А ещё через год появилась бы такая запись: “ Дядя Витя завербовался на Дальний Восток и уехал”.
           К этому следовало бы добавить, что наша связь с дядей Витей скоро прервалась, его квартира перешла государству, и нам пришлось вывозить его вещи. Вот почему стоит здесь этот ненужный аквариум, этот шкаф, где-то в кладовке лежат болотные сапоги с длинными голенищами, а на стенах висят несколько картин дядиного друга».
          С аквариума взгляд соскользнул на массивный дубовый буфет с резьбой, с бронзовыми замками и ручками, с толстыми стёклами в дверцах. Особенно хороши были стёкла: плотно приставленные друг к другу небольшие четырёхугольные пластины, вырезанные по форме заполняемого проёма, со скошенными краями; на боковых гранях свет преломлялся и разлагался на различные цвета радуги, что создавало красивые переливы. Любуясь игрой света, Валентина иногда прежде обдумывала идею, не перевезти ли буфет в свою городскую квартиру, но он был слишком велик. Про него Валентина знала только, что на даче он появился в первый же год её существования, дедушка забрал его у соседей, которым хотелось избавиться от старой и громоздкой вещи.
          С улицы послышались звонкие голоса. Это дети на соседнем участке позавтракали и выскочили в сад играть. «Но сегодня же четверг! А они обычно приезжают с родителями в пятницу! Ах, да! Искривление пространства и времени!» - грустновато усмехнулась Валентина. Мысли её приняли другое направление. Может быть, обратиться к соседям за помощью? У них, наверняка, есть телефон. Свой мобильник Валентина самонадеянно оставила дома. Но кому звонить и зачем? Все ближайшие родственники отдыхают на своих дачах, и так не хотелось их беспокоить!
          С соседями у Валентины не было дружеских отношений. При встрече здоровались, иногда обменивались двумя - тремя фразами и всё. Конечно, за многие годы  проживания рядом в тёплое время года всякое случалось. Были и стычки, иногда носившие курьёзный характер. Так, несколько лет назад владелица ближайшего участка подняла скандал из-за того, что куры Валентины якобы съели весь её навоз, купленный для удобрения сада. Валентина завела десяток кур, которые свободно ходили, где хотели, но как они могли съесть большую кучу навоза, было совершенно непонятно. Однажды на общественной территории неподалёку от соседского забора увяз в трясине самосвал, вёзший кому-то на продажу песок. Убедившись, что выбраться с грузом невозможно, водитель сбросил песок и уехал. Песок почти весь ушёл в трясину. Несколько вёдер песка Валентина притащила к своему участку и засыпала лужу на общей дороге. Каково же было её удивление, когда вернувшийся из города сосед, узнав о песке,  обвинил Валентину в том, что она утащила весь его песок к себе. Никаких объяснений  слушать сосед не захотел. Ну, а когда соседский сын - подросток стал от нечего делать рубить яблоню, которая росла рядом с забором Валентины и которую посадил её дед, тут уж Валентина дала волю своему возмущению.
           Были и другие аналогичные события. Тем не менее, Валентина была совершенно уверена, что, если она попросит помощи, люди, несомненно, ей помогут. Проблема же была в самой Валентине. Живя долгое время одна, она привыкла полагаться только на свои силы и возможности. Именно поэтому она не брала с собой телефон, и поэтому сейчас ей совершенно не хотелось никого посвящать в свои дела. Она должна была справиться с бедой самостоятельно. Другие люди не были виноваты в её несчастье, а значит, не следовало их тревожить.
           Конечно, было бы хорошо немедленно попасть к врачу, но чтобы выехать с дачи, надо, прежде всего, снять с себя рабочую одежду, а сделать это с больной рукой совершенно невозможно. Поэтому Валентина приняла решение не спешить, подождать, пока, может быть, боль утихнет. А тем временем надо научиться  делать всё одной рукой. Запаса еды и воды хватит на несколько дней. Так что жить можно. И она подвязала руку на косынке к шее и стала ждать. Хуже всего было ночью. Боль в руке не давала возможности нормально лечь. Приходилось дремать в сидячем положении.
          День проходил за днём. Улучшения в состоянии руки не наблюдалось. Запас воды подходил к концу. Надо было выбираться с дачи. А так не хотелось уезжать! Лето было в полном разгаре. В саду распустились разноцветные флоксы, и воздух был напоён их ароматом. На грядках краснели помидоры и вырастали огурцы. Ещё не закончились смородина и крыжовник.
          Обрадовало изменение погоды. Ожидалось похолодание, следовательно, можно было, не снимая рабочей одежды, надеть поверх неё что-нибудь приличное.
          В понедельник с утра Валентина принялась медленно готовиться к отъезду. Собрала с грядок овощи и даже сумела прикрыть растения плёнкой. Сделать это было непросто, так как приходилось наклоны заменять приседаниями: при наклонах рука отвисала от тела с невыносимой болью. Вдруг за забором послышался шум подъезжающей машины. « Довольно странно! – промелькнула мысль. – Кто бы это мог быть?»
          Минутой позже Валентина приветствовала у калитки широко улыбающегося племянника. «А меня мама прислала! – сообщил он. – Ты же не приехала домой на выходные, как обычно делаешь, вот она и забеспокоилась! Да я и сам давно хотел побывать у тебя, ведь я здесь не был уже шесть лет!»
           Осознание того, что теперь она не одна, наполнило душу  Валентины спокойствием. « Боже мой, как хорошо! Просто чудо какое-то! – подумала она. -  Ах, да! Это же продолжается искривление пространства!» Последняя фраза в её мыслях прозвучала шутливо и весело.


            

 


Рецензии
Очень трогательно! Даже прослезилась!

Зоя Карпихина   17.01.2012 09:58     Заявить о нарушении
Надо же! А я и не думала, что это трогательно! Мне был интересен процесс происходящего, спокойная реакция героини на случившееся.

Инна Гавриченкова   17.01.2012 14:54   Заявить о нарушении