Перезагрузка современной литературы

В каком-то смысле нам всем «повезло» – мы являемся свидетелями уникального историко-гуманитарного явления, а именно - заката художественной русскоязычной литературы, как жанра подлинного творчества. Этот неумолимый процесс не имеет ничего общего с апокалиптикой русской литературы 18-19 веков, о которой так много было сказано в то время выдающимися русскими мыслителями, мастерами художественного и философского направления – В.Розановым, Н. Бердяевым, Д. Мережковским. с.Франком и др.

Сегодняшний полёт в пустоту современной художественной мысли никак не связан с теми мрачными предчувствиями и предсказаниями поэтов и писателей Серебряного Века. Потому что вокруг всего разнообразия мнений и дискуссий конца девятнадцатого и начала двадцатого столетия был более или менее чётко очерчен контур проблемы  -  преобладание в произведениях современников либо чересчур обречённо-религиозных образов литературных героев (Достоевский, Гаршин, Лесков, Андреев), либо  преувеличенно гротескных (Гоголь, Салтыков Щедрин) или уж совсем сатирически-маниакальных (Передонов в «Мелком бесе»). Одним словом, в позапрошлом  столетии горячо велись духовные поиски «положительного», но в то же время и глубоко интеллектуального персонажа.

Вопрос же о художественных достоинствах произведений довольно широкого круга признанных классических авторов если и возникал, то только в контексте какой-нибудь внелитературной проблематики –   религиозной, полемической или же, к примеру, социально-политической, а то и личных амбиций самих писателей и критиков. Другими словами, было что обсуждать, о чём спорить, и главное, что читать. Сегодня из представителей современной литературы, по-хорошему, со вкусом читаемы  единицы. Это те немногие, кто каким-то чудом  сумел спасти своё сознание и воображение от всепожирающего медиа-монстра массовой культуры.В остальном же,  расплывающийся  с каждым годом в голове  читателя поток произведений современных авторов последнего двадцатилетия можно обрисовать без особого труда.

Это, прежде всего, криминализация вкусов пишущих и читающих, и как следствие примитивизация сюжетных линий. На фоне этого явления возникают детективные романы-сериалы, поставленные на конвейер (Маринина, Устинова, Март, Бушков и иже с ними), главная черта которых - это перескакивающий из одного романа в другой главный герой (бесконечный Фандорин и его родственники), и довольно предсказуемые поиски «виновника» кровавых событий. На фоне множества этих пресных детективных сюжетов романы Агаты Кристи выглядят просто захватывающими воображение. Но самое прискорбное в этих «творениях» - отсутствие любой мотивации, за исключением материально-финансовой. И, соответственно, имеет место исчезновение из литературного произведения  главной задачи – заставлять людей, размышляя о прочитанном, анализировать и развивать в себе духовную составляющую.

К сожалению, желающий думать и сопереживать читатель нынче уходит из книжного магазина с пустыми руками. Виноваты в этом большинство современных авторов, которые сумели в 90-х годах прошлого века крепко захватить достаточно внушительную часть читающей аудитории  своим бесконечным как телесериал Санта-Барбара рядом низкопробных детективных или сентиментальных, с примесью нездорового эротизма, опусов. Тем самым, искалечив литературный вкус потребителя и положив начало полной деградации жанра.

Да, на фоне этого огромного многотиражного, обречённого на бесследное исчезновение, ярко-глянцевого литературного «Титаника», сегодня ещё белеют одинокие паруса достойных повторного прочтения авторов. Но весь драматизм   состоит в том, что, неизбежно опускаясь на дно, этот необъятный колосс, заполнивший все полки книжных магазинов и оттеснивший даже отечественную классику на задние прилавки,  увлечёт за собой  последние судёнышки настоящего современного творчества в огромную воронку тотального отказа потребителя от книжной печатной продукции. И тогда океан всеобщего человеческого духа останется один на один с набравшими сегодня невероятную силу ураганами и тайфунами низкопробной массовой культуры, неминуемо обрекая молодое, формирующееся сознание на духовную пустоту.

Выход из сложившейся ситуации есть, но ключи от него, как всегда, находятся в руках тех, кто её же и создал. Большие столичные издательства, зарабатывающие с помощью паразитирующих на теле русскоязычной словесности серийных псевдолитераторах немалые, но, несомненно, последние деньги, являются невольными могильщиками собственной коньюктуры. Для них  издание очередного «шедевра» раскрученной посредственности, чьи бесконечные творения набили оскомину даже самому невзыскательному читателю, отодвигает на задний план не только поиск и публикацию работ молодых дарований, но и тормозит переиздание произведений Набокова и Бродского, Газданова и Бунина для широкого массового изучения, особенно среди молодёжи. Как следствие, сегодня в моде брошюры, типа «Русская литература для студентов и школьников за сорок минут», «Западная философия 19 века за сорок минут» и пр.

Поэтому необходима немедленная «перезагрузка» всего  рынка художественной литературы, очистка массового сознания от накопившегося  хлама литературной безвкусицы и штамповки.
Эту задачу можно решить только в тесном взаимодействии молодых современных авторов, не ищущих мгновенных прибылей от публикаций потока калечащих сознание пустотелых романов, и теми немногими книгоиздателями, которые  смотрят чуть дальше сегодняшней выгоды и обладают достаточным рыночным потенциалом для продвижения пока неизвестных, но перспективных литераторов. Да и сами покупатели книг, которые не равнодушны к содержанию духовного мира  своих детей, вполне могут объявить бойкот своим кошельком низкопробным повторяющимся «бестселлерам».
 
В противном случае мы все, возможно, станем свидетелями грандиозного поражения книги, как последнего оружия эстетического самовыражения.  И наша, подчёркиваю, именно наша русскоязычная  литература, став сегодня бизнесом, (даже и слово-то это, набившее всем оскомину и не русское вовсе!) навсегда утратила свой неуловимый привкус правдивости по отношению к читателю. Я имею в виду тот незримый диалог, который всегда возникал между автором хорошей книги и её читателем в момент прочтения.

А все тщетные попытки нынешней власти демонстративно «реанимировать» агонизирующую под прессом масс-медиа духовность народа, или, того хуже, представить читателям современные процессы в литературе как некоторую «эволюцию национальной идеи», это, извините, похоже на закон о сдаче анализов новобрачных перед заключением брака – немного цинично, немного неприятно, но как бы необходимо. Конечно же, ещё не пришло время для крупных политиков публично откинуть прочь все эти «интеллигентские заморочки» –  современная литература, духовность, воспитание нового поколения. Рановато - ведь ещё живы те, кто читают серьёзные книги, ещё жива память в народе о пользе чтения.

И как последнюю попытку отдалить грядущую пустоту могу лишь посоветовать каждому из нас попытаться спасти то лучшее, что досталось нам в наследство от огромного, проблематичного, но в чём-то очень правильного поколения советских людей, как бы это странно сегодня ни звучало. А именно – вспомнить, что не всё продаётся и не всё покупается.  Ведь только вдоволь насмеявшись над этим умышленно  затёртым  клише (кстати, теперь уже далеко не таким потешным, как на заре рыночных перемен), низведя этот принцип до полного гротеска, мы имеем сегодня то, что имеем. 

Отвергая «подпольное», не принятое большими издательствами и не поддержанное государством творчество как процесс, не приносящий прибыль, современные талантливые писатели сегодня обрекают себя на неизбежное вымирание. Обеспечить себе достойную жизнь с помощью своих талантов нынче смогли немногие, но их литературные детища в большинстве случаев выглядят весьма жалко, что, видимо, является неизбежным следствием подобной обеспеченности.

Тем же, кто всерьёз верит в свой талант остаётся одно – уходить в подполье, изыскивать средства для издания своих произведений небольшими тиражами, но главное не сдаваться и творить.

Однако этот путь, к сожалению, недолог – рукописи, конечно, не горят, но если их никто не хочет даже сжечь, это красивое утверждение теряет свою мистическую составляющую.И поэтому именно сегодня кипит эта  жестокая последняя схватка между массовой псевдокультурой  и  внутренним миром современного  человека, который, вопреки прививаемому инстинкту бездумного потребления, иногда пытается вечерами смотреть не в телевизор, а на звёзды, чтобы любоваться их далёким холодным совершенством.


Рецензии
Олег, изложено очень красиво и доходчиво. Действительно, сегодня писатели "работают" на низкопробного читателя, которые не могут жить без "жареных" фактов. Возможно, потому, что те оправдывают собственную суетливость непродолжительностью жизни, скудностью собственного существования и отсутствием каких-либо ярких каждодневных событий.При этом многие из пишущих издают свои опусы большими тиражами и на дешевой, газетной бумаге. Зато имеют огромные прибыли...

Елена Арапова   22.04.2015 08:04     Заявить о нарушении
Вы сетуете, что в умах нынешних писателей много криминала. Добавлю, что сегодня и жизнь наша тоже стала криминальной...См. мой рассказ "Достанет перо... и". Этот случай произошел со мной лично.

Елена Арапова   22.04.2015 10:04   Заявить о нарушении
Дальше будет ещё хуже.

Олег Голиков   04.09.2015 18:46   Заявить о нарушении
Значит будем писать в стол)))

Олег Голиков   03.05.2021 12:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.