Бермудский треугольник нашей жизни

С удовольствием провела субботний вечер за ностальгическим просмотром комедии Карена Шахназарова «Город Зеро» (про-во «Мосфильм», 1988 г.).
Нет смысла пересказывать сюжет, как и пересказывать, попутно объясняя своими словами, анекдот. Кто видел - знает, о чем идет речь, кто не видел, быть может, захочет посмотреть сам.
Просто хочу сказать пару слов из дня сегодняшнего, по свежим, так сказать, следам.

Художественный фильм «Город Зеро», вышедший на экраны в конце 90-х,  это такое, доведенное до абсурда пространство-повествование, которое зрителю, несмотря на иронию и смех, хочется поскорее покинуть, впрочем, как и главному герою, попавшему сюда «по служебной надобности» (блестяще сыгранным Валентином Филатовым). Помню, мы чуть не до слез смеялись над своим «прошлым», прекрасно различая его абсурдные приметы, наивно полагая, что оно, это позорное прошлое, – прошло… Апофеозом или, скорее, сублимацией этого абсурда в фильме, мне кажется, является сцена посещения главным героем местного краеведческого музея. Где под грузом информации, постоянно подкрепляемой апелляциями к каким-то неведомым зарубежным авторитетам от науки и убаюкивающей лекцией невозмутимого экскурсовода (в великолепном исполнении Евгения Евстигнеева), герой Филатова, похоже, уже готов поверить тому, что на территории города – через который проезжают поезда до Адлера и Москвы – археологи нашли захоронения жителей разоренной Трои… (Кстати, при входе в музей, камера оператора останавливается на плакате, который висит при входе: «В правде истории – наша сила»…)

Вообще, ловишь себя на мысли, что попадая под обаяние прекрасного актерского ансамбля, происходящее кажется, поначалу, смешным, а вовсе не страшным. И это, на самом деле, «первый звоночек»…

И как тут не вспомнить знаменитое горинское: «серьезное лицо – это ещё не признак ума…»! – потому как весь абсурд в фильме «делается» именно с таким выражением. И это – «второй звоночек».

Приведенный в замешательство тотальным абсурдом, давлением извне и «привитыми с детства» стереотипами – изнутри, а также, выходящим за рамки (и потому тоже шокирующим и травмирующим), предсказанием собственного будущего малолетним «ясновидцем», – довольно быстро загнанный в угол и, в итоге, сдавшийся главный герой – это, вообще-то, «третий звоночек».

И вот, весь фильм мы просмеялись, до слез (и тогда, в многообещающем 1989-ом году и теперь, постфактум, – в 2011-ом), а… «колокол» тот продолжает также отчетливо звонить и поныне…

Быть может, кто-то не понял, по ком он звонит? По нам…




................................
СПРАВКА:

«Город Зеро» — одна из последних советстких кинокомедий (1988 г.)

реж. К. Шахназаров
сценарий: А. Бородянский
композитор: Э. Артемьев
оператор Н. Немоляев

В ролях:
Леонид Филатов — Варакин
Олег Басилашвили — Василий Чугунов, писатель
Владимир Меньшов — Николай Смородинов, прокурор
Армен Джигарханян — Пал Палыч, директор завода
Евгений Евстигнеев — хранитель музея
Алексей Жарков — следователь
Пётр Щербаков — председатель горисполкома
и другие.


Рецензии