Глава 12 Двадцать пять рублей на дорогу в жизнь

               

         Прошла ещё одна военная зима моего детства и жизни в детдоме.
        В зимние холодные вечера после прихода из школы, мы группами собирались  у  нашей печки-голландки и слушали фронтовые сводки по радио, которое висело на стене, и было похоже   на  чёрную шляпу нашей поварихи  с большими пребольшими полями.
      Сводки были нерадостные и, чувствовалось, что страна напряглась, но не может остановить мощную танковую силу врага, который прорвался уже к Москве.  Честно говоря, мы по своей детской наивности или по другой необъяснимой причине, не думали о взятии Москвы фашистами.  Этот вопрос не был даже спорным в наших беседах. Москва не может  сдаться врагу, и она выстояла ценою  тысячей жизней наших советских людей.
       Не совсем обыденно  наступило лето 1942 года .  Отсутствие нашего Михаила Николаевича с его лодочными походами на «Дункане»  заметно ощущалось нами.   Янка и я, закончив к этому времени семь классов, слонялись от безделья по городу или пропадали целыми днями на Волге,   купались, ловили рыбу, посещали расположенный на берегу городской  базар, где  оказывали  разную помощь торговцам из близлежащих колхозов.  Любимым занятием было купание выпряженных из возов лошадей в Волге.
        Как-то, выкупав очередную пару лошадей,  мы сидели на берегу, каждый думал о чём-то своём.
- Вот кончили мы семилетку, - начал разговор Янка.
- Что дальше ? Нам сравнялось по четырнадцать лет и по сегодняшнему военному времени , можно считать нас взрослыми и самостоятельными.  Я имею ввиду  то, что самостоятельно строить свою жизнь.  У тебя есть человек, на которого ты мог опереться? – вдруг спросил он, а о себе задумчиво пояснил :
-Из родственников я, например, после ареста моих родителей никого не знаю, -   
- У тебя кто нибудь есть, Марат ?-
- Возможно, у меня есть дальние родственники в Нижнем Новгороде, но мы друг друга знали только понаслышке, но никогда не встречались и не виделись даже на фотографиях.-
- Вот я и спрашиваю тебя, как плясать будем в этом прекрасном мире ?- продолжил разговор мой детдомовский брат.
- Ты забыл, Янусик, - опровергая его, ответил я, - у нас с тобой двести сестер и братьев, не считая воспитателей и других сотрудников, которых можно записывать в родственники.-
-  Записывать можно пока мы здесь живём в детдоме, а что потом, когда тебе дадут положенных двадцать пять рублей в зубы и вытолкнут из детдома?-
       -Все, кто воспитывался у нас в детдоме, а теперь учатся в Саратовском университете, получили место в общежитии и приличную стипендию,- парировал я.   
- Остальные, которые не поступили в университеты или институты, где они ?
 Можешь мне сказать, как сложилась их жизнь ? - не унимался Янка.
      Мне пришлось приводить ему  примеры,  как у бывших наших воспитанников сложилась  жизнь:
• -  Серёжка  Золотарёв  в прошлом году окончил Егорьевское летное училище, и ты знаешь, что приезжал к нам перед отправкой на фронт.  Братья-близнецы  испанцы Карлос и Камило закончили ФЗО и работают на заводе.-
• Я назвал Янке ещё несколько фамилий наших детдомовских товарищей.
• - Ладно, - согласился он.  Захочешь пить, найдешь, где воды напиться. Пойдём домой. Пора обедать.- 
• Убеждая друга в том, что передо мной распахнуты широкие дороги жизни и беспокоиться не стоит, что ждёт меня в будущем , я впервые задумался, как всё это должно случиться именно со мной, а не с кем-то другим.
• Всё произошло очень просто.  Семерых  моих одногодок пригласил к себе наш директор Мстислав Григорьевич  Ефимов.
• - Настало время, когда вы становитесь взрослыми,- начал он беседу,- военное время этот момент ускорило.    Я получил распоряжение направить на военный завод № 45 в город Марксштадт, который недавно переименован в  город Маркс,  несколько старших  ребят, окончивших семилетку. Мой выбор пал на вас, приглашённых ко мне на беседую.  Каждый из вас получит  по двадцать пять рублей подъёмных и кое-что из одежды. Кроме этого моя супруга Эрика Карловна решила  добавить из собственных средств ещё по пять рублей каждому.    Детдом будет гордиться, что  труд наших воспитанников  участвует в создании оружия победы.  И последние: если из вас кто-то не захочет  пойти работать на завод, я не буду его принуждать и постараюсь найти другого, - Мстислав Григорьевич посмотрел на нас теплым отцовским взглядом и понял, что возражающих  среди нас нет.
•         Так закончилось моё детство и, я шагнул в  самостоятельную, интересную, порой трудную и непредсказуемую человеческую жизнь.



Рецензии