Православие - 11. добродетели

                11.ДОБРОДЕТЕЛИ
(качество ума,вера,надежда,знание, мудрость, честность, смирение, послушание, доброта)


                11.1.Качества ума и сердца


Кроме Евангельских Заповедей Блаженства, существует множество «плодов Святого Духа», о которых часто говорят и апостолы, и святые отцы Церкви. Их  называют добродетели, что означает те силы и качества ума и сердца, которыми должны обладать все люди, чтобы воистину стать образом и подобием Божьим.

Все человеческие добродетели есть отражение свойств Самого Бога и все они присущи Иисусу Христу, Сыну Божьему, явленному  во плоти человеческой.

Конечно, христианские добродетели не являются специфически христианскими. Все они были почитаемы, уважаемыми и проповедовались учителями духовной жизни во все времена, но это не умаляет их христианского значения.

То, к чему всегда тяготели в сердцах и умах просвещенные Богом люди - исполнение всех добрых человеческих надежд и устремлений, исполнил и явил в Себе Иисус Христос.
Осознают люди это или нет, но все доброе, прекрасное и истинное в человеке существует благодаря Богу.

Апостол Павел даёт следующий совет верующим во Христа:

«Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.» (Флп. 4.8).

Все добродетельные качества ума и сердца, даются человеку с рождения его Создателем – Господом Богом.

На всю свою дальнейшую жизнь человек волен распорядится этими прекрасными и  замечательными  качествами. Как он с ними будет поступать: сохранит ли, улучшит ли, а может быть растеряет, зависит только от него.

Итак, «помыслим об этом» и обратимся к учению самого апостола Павла и других апостолов и учителей христианской веры.


                11.2. Вера


Вера в Иисуса Христа как «Христа, Сына Бога живого» является центром христианской жизни, основанием Церкви, источником всякой мудрости, силы и добродетели.

Через веру человек может всё познать и всё совершить, ибо «все возможно верующему» (Мк. 9.23). Самое главное – она есть «осуществление ожидаемого и уверенность в неведомом» (Евр. 11.1).

Сила веры – дар Божий, даваемый всем и принимаемый «нищим духом и чистым сердцем», чьи жизни открыты к действию в них Господа.

Лучшим примером для всякого верующего служит Авраам, праотец народов Израиля:

«Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование – быть наследником мира, но праведностью веры. Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование ; ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления. Итак, по вере, чтобы было по милости, жабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам как написано: Я поставил тебя отцом многих народов пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых называющим несуществующее, как существующее. Он сверх надежды, поверил с надеждою, через, что сделался отцом многих народов, по сказанному: « так многочисленно будет семя твое». И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина (жена Авраама) в омертвении; не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнит обещанное. Потому и вменилось ему в праведность. А впрочем не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, но и в отношении к нам ; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего»      ( Рим. 4. 13-25).

Человек был сотворен, чтобы веровать в Бога, своего Создателя.

Отсутствие веры в Бога, является извращением  человеческой природы и корнем всех зол, которые есть - грех, нечистота и гордость.

Безверие не может быть результатом ошибки разума или умственной потерянности, оно всегда есть подавление истины, беззакония, подменой правды Божьей на ложь, сознательный или бессознательный отказ поклониться Богу с честью и благодарением.

«И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не  обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис. 6.9-10).

Жизнь в вере в Сына Божия, возлюбившего всех людей, искупившего ценой собственной жизни человеческие грехи, является той самой целью жизни каждой личности, над «формулированием» которой ломают головы философы, писатели, политологи, правительства.

Только отсутствием Божественной веры, объясняется «формулирование национальной идеи возрождения России», над которой «ломают головы» современные демократы. Не зря ни в одной политической программе, ни одной партии и ее лидеров , накануне выборов думы и президента 1999г., ни слова не говорится о необходимости возрождения божественной духовности населения страны, что и может быть главным объединительным лозунгом.

 Это и есть объяснение причин глубочайшего падения уровня жизни, застоя производительных сил общества, нравственная деградация людей, а значит и трагедия молодого поколения.
 
Православная Церковь знает, что возрождение веры в Бога у людей и есть та самая «возродительная» идея, лежащая в основе многовековой истории христианства, и радуется возвращению людей в Церковь.

Именно возрождение веры в Бога и возродит Россию!



                11.3. Надежда.


Чувства надежды не отделимы от силы веры, и направлены в неизвестное, основаны на невидимом.

«Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении» (Рим. 8.24-25).

 Надежде противоположны уныние и отчаяние , которые есть наихудшие и наиопаснейшие греховные состояния , которые возможны для человеческой души .

Что такое надежда?

Это уверенность в добром исходе наших жизней, укорененных в вере в Бога.

 Это уверенность, что праведность принесет свои плоды. Это убежденность, что, несмотря на всю тьму  и весь грех, свет любвеобильного прощения Божия снизойдет на нас и сделает то, чего нам одним никогда не совершить.

«Душа наша уповает на Господа: Он – помощь наша и защита наша; о Нем веселится сердце наше, ибо на свято имя Его мы уповали. Да будет милость Твоя, Господи, над нами как мы уповаем на Тебя.» (Пс.32 20-22).

Надеждой – неверующий человек может быть исправлен и убежден.

Гордый – смирён, нечистый – очищен, слабый – укреплен. Грешный – возвращен к праведности.

Но если человек впал в уныние и отчаяние, сама природа этого состояния такова, что сердце и душа его мертвеют и не могут откликнуться на Божью благодать, на поддержку близких ему людей.

Это подавление душевных порывов, или еще говорят – малодушие, вызывает в свою очередь более страшные мысли: смущение, раздражение, жалоба на судьбу, нехорошие помыслы забыться в наркотическом дурмане и даже поднять руку на свою жизнь.

Единственное средство от отчаяния – смирение и терпение.

Надо твердо держаться за веру, даже если в это время в душе молчит убеждение или чувство.

В это время хорошо упростить свое существование до одного дня, проживая его как единственный, с постоянным соблюдением, пусть даже формальным, чтения Евангелия, посещения Церкви, молитвы и работы, не уходя от активной жизни общества.
 
Нельзя уходить от людей, наоборот надо чаще встречаться с людьми близкими по духу, того кто полон надежды, милости и жизненной силы.

Евангельские советы для такого душевного состояния совершенно точны:

«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф.7.15), «широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому  что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находя их» (Мф.7. 13-14).

Прочитав эти строки Библии , каждый сделает самостоятельный вывод для себя . И тогда , никакие экстрасенсы , «светила» магии , бабушкины «заговоры» , спиртное и наркотики не станут на светлом пути к Богу .

Необходимо держаться до конца в этой духовной засухе , пока не придёт свет благословенной надежды и утешения .

Когда человек борется и победит , после этого подвига у него наступает некое мирное состояние и душа наполняется радостью .

 Это и есть Благодать полученная от Бога .
 
Бегство от Бога это всегда :  безнадёжность, вознесение силы беззакония, вздохи и частое повторение «Нет нам помощи в  Боге».

Этому надо противопоставить терпеливые страдания и борьбу со злом с уверенностью в своей конечной и совершенной победе в Боге, источнике силы и всех надежд.

И в заключение этого раздела совет из послания Святого Апостола Павла:

«Любовь, да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны …Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.   Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими»            (Рим. 12. 9-15)


                11.4. Знание.


Основа всякого знания это вера человека в собственную способность познавать,  в надежде на свои чувства, собственный ум и откровение Божье.

Можно сказать, что задача и цель человеческой жизни – познать Бога.

Чтобы любить Бога и служить Ему, нужно не только верить  и надеяться, но и знать.
 
« Сия же есть жизнь вечная. да знают  Тебя,    единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа …Отче праведный !    и мир Тебя не познал ; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь которую Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них»      (Ин.17.3 , 25-26).

Из этого Евангельского послания следует, что Господь хочет, чтобы человек «знал истину», а значит, стал свободен от всякого слепого невежества и греха  «и познайте истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8.32).

Во всех своих посланиях Апостол Павел просит, чтобы верующие:

«…и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога, укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его …» (Кол. 1.9-10).

Знание Бога – не просто отвлеченный набор информации о Нем без всякого живого опыта общения, и, прежде всего, путь единения с Ним через причастие.

Господь называет блаженством не знание чего-либо о Нем, но имение Его в себе. Истинна – это иметь Бога в уме и сердце.

Его познание приходит через веру, покаяние и жизнь в Церкви.
 
Знание относится к человеческой добродетели.

К сожалению, мудрствуют лукаво и, в результате, бытует мнение, что религия и духовная жизнь обрекают человека на невежество.

При этом на первое место ставятся знания в области естественных наук, говоря что в области знаний о Святом Духе их не существует.

Утверждая этот тезис, считают, что религия превращается  в дело личного выбора и вкуса, лишенная всякого намёка на объективную реальность и истинное знание.

Учение Церкви полностью противоположно такому мнению.

«Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его И божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились  в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и  пресмыкающимся, - то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь» (Рим. 1. 18-25).

Смею утверждать, что те знания, которые человечество имеет в области естественных и технических наук, приоткрыты и переданы Божьим провидением, а  уже потом осмыслены учеными и представлены человечеству. 

Уже сейчас, открытия физиков в области тонких атомных и молекулярных энергий, заставляют их говорить о присутствии Божьего Абсолюта.

То же и в области медицины.

Ученые медики, не перестают удивляться загадкам и феноменам человеческого тела и психики, которые современная наука объяснить не может.

Человечество, возможно, стоит на пороге новых знаний, которые приоткроются только по Милости Божьей.


                11.5. Мудрость.


Большая часть Ветхого Завета посвящена теме Божественной Премудрости, из которой и следует, что такое мудрость, и что значит быть мудрым.

Например, в Книге Притчей Соломоновых так говорится о мудрости:

«Не премудрость ли взывает? и не разум возвышает голос свой? Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях; она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери: к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой! Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые – разуму. ..Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное  серебро; лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится нею. Я , премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания. Страх Господень – ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу. У меня совет и правда; я разум, у меня сила»  (Притч. 8.1-14).

Мудрость и ум (слово раз+ум = разум, означает, что на первом месте должен быть «ум»), основаны на  знаниях.

Эти знания человек может приобрести изучив разделы Ветхого Завета - Псалмы, Притчи Соломона, Книги Екклесиаста.
 
Тайны Божьи, глубинный смысл Его действий воплощены в Иисусе Христе, Который есть Сам «Премудрость Божия» (1 Кор.1.24) и описаны в Новом Завете.

«Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы. Но как написано : не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим …что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.» (1 Кор. 2.6-13).

 Дух Господень называется «дух премудрости  и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» ( Ис. 11.2). И этого Духа Господь дает верующим.

Противоположность божественной премудрости - греховная глупость, приводящая  человека к катастрофе, печали, разрушению и смерти.

Обладающий божественной мудростью, ясно и глубоко глядит в тайны Божьи, ощущая Его присутствие в повседневной жизни и потому может указать волю Божью человеку, находящемуся в затруднении найти правильное решение.



                11.6. Честность.


Мудрый человек, обладающий знанием, должен жить согласно истине и честно.

То есть он должен говорить правду и никогда не лжесвидетельствовать.

«Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его : глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную,  сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями»     ( Притч. 6.16-19) .

Из всех людских грехов, в глазах Господа, худшим является лицемерие

 «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.  Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты ; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23.13,27).

Духовный человек не должен быть лицемером.

Он честно показывает себя тем, чем он есть на самом деле, в действительности. Он совершенно чист и честен во всём, о чем думает, говорит и делает, зная что Бог видит все  и в Своей праведности судит всех.


                11.7. Смирение.


Православное предание часто называет смирение – «матерью всех добродетелей», а гордость «причиной всех грехов».

 Мудрый, умный, знающий и честный человек, обязательно также бывает и смиренным.

«Погибели предшествует гордость, и падению – надменность. Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделить добычу с гордыми. Гордость человека унижает его, а смиренный дух приобретает честь»               (Притч. 16.18-19 , 29.23).

Смирение – это не упадок сил или угрызения совести. Оно не должно выражаться во внешне приниженном поведении.

Быть на самом деле смиренным, означает видеть настоящую действительность, какая она есть в Боге. Видеть себя и других такими, какими их видит Господь, есть великая сила. Смиренные отбрасывают всякое тщеславие и самолюбие, не считают любое доброе дело ниже своего достоинства.

Сам Бог во всём Своём величии подает пример смирения, ибо Он заботится о наималейших: о птицах, о траве полевой и о самых худших грешниках.

Сын Божий – Иисус Христос причисляет себя к самым скромным и нижайшим, делаясь рабом всех, принимает на Себя грехи всего мира.

«Итак, если Я, Господь и учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я  сделал вам (Ин.13.14-15)…так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф.20 .28).

Смирение Христа пример для христиан. Можно сказать, что личностные человеческие ценности скрываются именно в смирении.

«Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботится, но каждый о других.  Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничтожил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца»   ( Флп . 2.3-11).

Подлинное смирение, это способность сделаться наименьшим для наименьших, с абсолютной уверенностью, что это подражание Самому Богу.




                11.8. Послушание.


Послушание в библейском его понимании это совсем не синоним слова «дисциплинированность».

Это ближе к житейскому пониманию, когда родители говорят «послушный ребенок».

Именно так о смирении Христовом, апостол Павел писал, что Он был послушен Богу Отцу «до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2.8).

«…ибо Я сошел с небес  не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин.6.38).

Всё, что Христос имеет, всё чем Он является,  Он получил от Бога Отца.

 От века Сын слушает Отца, чтобы делать Его дело и исполнять Его волю, которая заключается в том, что Сын должен был стать человеком, принять на Себя грехи мира и умереть во плоти человеческой, и воскреснуть из мертвых.

Все это и было исполнено Сыном в Божественном послушании, как образец и пример для всех.
«Отче Мой ! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» (Мф.26.42).

В послушании Богу нет ничего унизительного, наоборот, исполнение Его воли это высочайшая честь для человека, величайшая радость и наслаждение (Пс.118).

И противоположно, непокорность Богу и Сыну Его становится источником всех напастей.

Таким образом, послушание  это одна из главных добродетелей. Послушание Господу, Евангелию, Церкви (Мф. 18.17), наставникам в Церкви (Евр. 13.7), родителям и старшим, «всякому человеческому начальству» (1Петр. 2. 13) и «друг другу в страхе Божием» (Еф.5.21).

Без послушания невозможна никакая духовная жизнь, никакое освобождение от греховных страстей и вожделений.


                11.9.Долготерпение.


Быть терпеливым, значит  уметь выносить все испытания и трудности, и ждать с бодростью и надеждой, когда Господу будет угодно прекратить их.

Господь ободряет терпеливых словами «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк.21.19).

«Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается. Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными :.. В пример злострадания и долготерпения, возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним, Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (1 Петр. 5.7-11).

Часто люди, начинающие духовную жизнь, забывают, что терпение это добродетель, а усилие очистить себя от греха может быть и долгим и утомительным. Нельзя ждать исполнения всего сразу, при небольшом желании и минимальных усилиях.

Очень часто люди  думают, что можно достичь терпения к себе и другим лишь собственной силой воли, рационализмом и общечеловеческими соображениями.

Нет, таким образом обрести мир в душе не возможно.

Долготерпение это сила, заставляющая «нести свой крест», исполняя Волю Господа.

Эта сила не мыслится без других добродетелей: веры, надежды, любви, смирения и послушания.

Эту силу надо в себе постоянно обновлять через пост, молитву и причастие Богу в Церкви, а обрести  - только через постоянную память о Нем, через жизнь по примеру Христа и видения всей своей жизни в свете Царствия  Божьего.

Согласно духовным учителям, желающие научиться терпению, должны соединиться со Христом и жить силой Святого Духа,  иного пути не существует.

«Вас постигло искушение не иное, как человеческое ; и верен Бог, Который не допустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст облегчение, так, чтобы вы могли перенести»(1 Кор. 10.13).

Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику.» (Пс.54.23 .



                11.10. Бесстрашие.


Бесстрашие и внутренняя сила должны сопутствовать терпению. Только храбрый человек может быть действительно терпеливым.

Множество раз Христос упоминает эту добродетель и заповедует её ученикам.

«Не бойся милое стадо ! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. …не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь» (Лк.12.32, 4-5).

Верующий человек не должен бояться ничего.

Никто не может отнять у него бессмертную душу, разве только тело. Вот сатанинского соблазна надо бояться, только здесь душу могут ввергнуть в ад.

Добродетель бесстрашия проявляется не только во времена гонений и страданий, не только перед явной насмешкой и презрением. Добродетель проявляется и самым незаметным образом в мелких житейских ситуациях.

По мудрости святых, врагом бесстрашия является гордость.

Гордая душа есть раба страха; или наоборот, все боязливые тщеславны.

Кто сделался рабом Господа, тот боится только своего Владыки, а  в ком нет страха Господня, тот часто и тени своей боится.

Свойство боязливости – нападать на добродетель. Этому надо противостоять со всей силой веры в Господа Бога, гнева Которого и надо бояться.


                11.11. Верность.


 Добродетель верности  - никогда не нарушать своё слово, не изменять своей любви и твёрдо держаться своего призвания, смиренно служить согласно Божьей воле, даже несмотря на отвержение другими людьми, на отсутствие благодарности или признательности.

Пример этому дает Сам Бог. Бог Отец совершенно верен Своему слову. Дав это слово в форме Завета, Он его соблюдал несмотря на то, что люди Его отвергали «Клялся Господь и не раскается» (Пс. 109.4).

 Люди могут быть лживы и неверны, но Бог пребывает верным.

«…если мы неверны, Он пребывает верен,   ибо Себя отречься не может.» (2 Тим. 2.13).

Этот же пример верности явил собой Иисус Христос, который до конца выполнил все порученное Ему Отцом.

Духовный человек верен в каждой мысли, каждом слове, каждом деле, «думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил » (Рим.12.3).

Тот слушается голоса Господня, кто верно и бесстрашно развивает и преумножает дарованное ему Богом.

«И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении…» ( Рим. 12. 6-7).

Главными врагами верности Богу и людям   является гордыня,  жадность, трусость, зависть и отказ смиренно принимать те условия, в которые человека ставит Господь.

Под влиянием этого и рождается неверность, когда человек начинает думать «о себе более, нежели должно думать» (Рим. 12.3) , когда он боится, что ничего не достигнет для себя, завидует талантам и способностям своих ближних, мечется с места на место, ища удовлетворения своим амбициям, выдуманным им самим.

Единственный способ получить умиротворение жизнью, это быть верным до смерти Господу.

Единственный способ обрести в душе радость, мудрость, мир, это быть верным собственной личности, как неповторимому творению Божьему.

Просто надо знать, что каждый человек обладает своей особой и единственной жизнью, у каждого в этой жизни своя задача, которую никто, кроме самого человека, не может исполнить.

Духовный человек развивает свою жизнь в соответствии с предопределением воли Божьей.
«Итак умоляю вас, братия, милосердием Божьим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума  вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12.1-2).



                11.12. Самообладание.


Самообладание никогда не достигается легко, потому, что люди забывают, что оно, как и терпение, тоже является благодатью Божьей.

Его надо просить у Него, а приобрести только одним человеческим усилием и силой воли невозможно.

Самообладание, это одно из главных божественных качеств и один из главных даров Бога человеку. Согласно святым Самообладание вместе с даром свободы, составляют основу подобия человека своему Творцу.

Отсюда становится ясно, что человек теряет контроль над собой, когда он отдаётся греху и становится рабом разлагающего влияния своих плотских страстей.

Вот что пишет об этом в своем Послании апостол Петр:

«…тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальство, дерзки, своевольны … Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши;   срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами. Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха;…сердце их приучено к любостяжанию…Оставив прямой путь, они заблудились…Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы …они уловляют в плотские похоти и разврат тех которые едва отстали от находящихся в заблуждении. обещают им свободу, будучи сами рабы тления ; ибо кто кем побежден , тот тому и раб» (2 Петр. 2.10-19).

Становится понятно, что человек теряющий самообладание, превращается в раба греха, послушное орудие плотских страстей, жертву глупости и зла. Это как прорванная плотина, не имеющая способность удержать мутные потоки.

Согласно духовному Преданию Церкви, самообладание, это духовная власть над вожделениями человеческого ума и плоти.

Святые отцы часто называют это состояние «бесстрастием». Оно не означает уничтожение   естественных   потребностей и  желаний тела и    души : нужда во сне, в еде,  в питье; или  уничтожение человеческих чувств – душевного влечения, рвения, радости, изумления, печали, страха.

Бесстрастие означает скорее живую и естественную гармонию всех чувств в любви к Богу и ко всему Его творению.

Это мирное состояние души, в котором она не склоняется ко злу.

Священное Писание не запрещает людям думать о всем земном, но запрещает думать со страстью и похотью. Оно не запрещает есть, рожать детей, иметь состояние, разумно тратить деньги, но Оно   осуждает обжорство, блуд и прочее.

Когда не разум властвует над человеком,  тогда властвует чувственность, а чувственность, в свою очередь, не свободна от власти греха, который через удовольствия, побуждает человека жалеть свою плоть.

Грех побуждает человека заботиться  о своей плоти со страстью и через услаждения, уводит его от настоящей естественной жизни, делая его источником зла самому себе.

Как ум, обуздывая страсти человека, делает чувства орудиями добродетели, так и страсти, подчиняя  себе ум, побуждают чувства ко злу.

Перед каждым человеком всегда стоит тяжелая работа над душой, чтобы уметь трезво смотреть и оценивать как должна вести себя душа. Душа тогда будет правильно направлена, когда сила её желаний будет обуздана воздержанием, а это возбужденное желание будет направлено в любовь к мыслям о Божественном и духовном созерцании, наслаждению духовной властью самообладания в себе.


                11.13.Доброта.


Доброта сопричастна благости. Согласно Священному Писанию, хотя Бог и гневается на людские грехи, Он всё таки остается  «благ и к неблагодарным и злым» (Лк. 6. 35).

Христиане призываются подражать Богу в Его благости и доброте. Особенно же благостными и мягкими они должны быть при наставлении или замечаниях другим.

«…не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих. Старайся представить себя Богу достойным делателем, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины. А непотребного пустословия удаляйся…От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры ; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю»          (2 Тим. 2.14-26 .

Родителям особо советуется «не раздражать детей ваших» (Еф. 6.4) суровостью и жестокостью.

Случается и так, что люди проявляют доброту к чужим, на работе, на улице, а в то же время к своим близким относятся невнимательно и грубо.

Это большое искушение. В отношениях с близкими особенно необходимы доброта мягкость и нежность в каждом слове и деле. Для бесчувственности и грубости в семье не может быть никаких извинений.

«…потому что мы члены друг другу. Гневаясь, не согрешайте : солнце да не зайдет во гневе вашем ; и не давайте места диаволу. … Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. …Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас ; но будьте друг к другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4.25-32).

Быть добрым не значит не замечать грехов людей, но – прощать. Это не значит соглашаться со всеми и во всем, быть «добренькими» по отношению к любому и каждому.

По настоящему благостный и добрый человек может и поправить другого, проявляя заботу о нем. Делать это надо деликатно и не прилюдно.

«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним ; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего ; если же не послушает, возьми с собою еще двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово ; если же не послушает их, скажи церкви ; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18.15-17).

Этим Иисус Христос предупреждает, что благость и доброта человеческая не может простираться в бесконечность. Если вы понимаете, что вас не слушают, приберегите свои  душевные силы. 

Такого   грешника,  погрязшего в греховности, предоставьте  Суду Божьему.

 

                11.14. Благодарность.


В Ветхом Завете благодарность была центром жизни народа Божия.

Храмовое Богослужение состояло тогда из жертвоприношений, благодарения и хвалы, непрерывного пения псалмов в благодарность Богу:

«И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым, чтобы они  сделали  Мне приношения; от всякого человека,  у которого будет усердие, принимайте приношения Мне (Исх.25.1-2).

И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа Бога твоего …(Втор. 8.10) .
Воскликните Богу, вся земля. Пойте славу имени Его, воздайте славу, хвалу Ему. …Благословите, народы, Бога нашего и провозгласите хвалу Ему» (Пс. 65. 1, 8).

  Благодарность В Новом Завете это самая суть жизни Церкви. Все апостольские писания  изобилуют благодарениями Богу.

«…истина во Иисусе, - отложить прежний образ жизни ветхого человека ( т.е. из Ветхого Завета), истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться  духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф.4.21-24).

Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. (1 Фес. 5. 16-18).

Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. …Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдайте сердца ваши во Христе Иисус» (Флп. 4.4-7).

Духовный человек должен быть исполнен благодарности во всех обстоятельствах, с твердым убеждением в милостивом промысле Божием, в Его заботе.

Духовные учителя, всячески подчеркивают  эту мысль.

Преподобный Серафим Саровский в беседе с пришедшим к нему паломником Мотовиловым о цели христианской жизни подробно рассказал ему о милости Дара Божьего, который заключается в Духе Святом. Люди должны быть благодарны за этот Дух Святой «не от мира сего» и, как выражается  Преподобный, люди  должны «стяжать» Дух Святой.

Если рассудить правильно о Заповедях Христовых и апостольских, говорит Преподобный, «так дело наше христианское состоит не в увеличении счета добрых дел, служащих  к цели нашей христианской жизни только средствами, но в извлечении из них большей выгоды, то есть вящем приобретении обильных даров Духа Святого» («Преподобный Серафим Саровский», Сретенский монастырь, 1998г.).

Противоположность благодарности, это горечь и жалобы, оплакивание своей жизненной доли, вызванное гордыней и завистью, отсутствием смиренного доверия Богу.
Эти горечь и жалобы укоренились в том неправильном отношении к жизни, когда люди забывают Библейскую мудрость:

«…наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; как угодно  было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно!» (Иов.1.21) .

Создано
Юрий Дрёмов
27.11.2011
пос. Развилка


Рецензии