Глава 4. Хотел поработать в Антарктиде

 Весной 1955 года в Актовом зале МГУ я случайно попал на доклад В.Ф.Бурханова, в те годы начальника Главсевморпути. Доклад был посвящён подготовке советской экспедиции в Антарктиду. После Бурханова выступил полярный лётчик Иван Черевичный, Герой Советского Союза, будущий начальник лётного отряда советской Антарктической экспедиции.

 Вскоре после окончания войны, в 1946 году, Черевичный был начальником лётного отряда, с помощью которого производилась высадка в Арктике экспедиции СП – 2. (Экспедицией СП – 1 называлась зимовка в районе Северного полюса знаменитой папанинской четвёрки.)

 Обстоятельный доклад В.Ф.Бурханова и искромётное выступление отчаянного лётчика Черевичного поразили меня. Из выступления самого Черевичного и из разных источников позже я узнал много интересного о больших опасных делах и остроумных проделках этого очень нестандартного человека. Недаром среди полярников бытовала поговорка, отдававшая дань его весёлому неуёмному характеру: «Не там бардак, где дом публичный, а там, где Ваня Черевичный».

 Мне страстно захотелось стать участником Антарктической экспедиции. После докладов я подошёл к Бурханову и спросил его, что нужно сделать, чтобы после окончания физфака университета попасть в состав Антарктической экспедиции. Он ответил, что пока об этом говорить ещё рано, но дал мне свой телефон и обещал помочь. 
 
 В свободное время летом 1955 года я стал ходить в читальный зал Ленинской библиотеки в Доме Пашкова на Моховой, чтобы читать дневники Нансена, Амундсена, Роберта Скотта о полярных экспедициях. Кстати, попутно, в одно из этих посещений читального зала, мне удалось побывать на выставке картин Дрезденской галереи в Музее изобразительных искусств на Волхонке. Выставка, конечно, произвела на меня огромное впечатление, особенно по контрасту с теми суровыми картинами, которые вставали со страниц дневников знаменитых полярников.


Рецензии
Владилен,
меня удивляет совпадения: я тоже интересовался этими же полярниками, и ещё Андрэ. У нас в училище была великолепная бибилиотека, но посещали её немногие. Я знал парня, который как взял на первом курсе книгу "Пионер Лёня Голиков", так и сдал её на пятом перед выпуском.
С дружеским приветом,
Владимир

Владимир Врубель   06.03.2012 18:56     Заявить о нарушении
Владимир, о таком совпадении говорит пословица: "свояк свояка видит издалека". Это здорово, что мы в юности восхищались одними и теми же личностями и событиями. Правда, я не знаю, кто такой Андрэ. Или, может быть, забыл - по старости. А память, к сожалению, на самом деле слабеет.
С дружеским приветом
Владилен

Владилен Николаев   06.03.2012 20:57   Заявить о нарушении
Закончил Королевский технический институт в Стокгольме. Работал чертёжником. Изучал воздухоплавание в США.

11 июля 1897 года Андре с двумя спутниками (физик и фотограф Нильс Стриндберг, двоюродный брат Августа Стриндберга, и Кнут Френкель) вылетел со Шпицбергена на воздушном шаре «Орёл» собственной конструкции, наполненном водородом, намереваясь достигнуть Северного полюса. Но все трое погибли, не достигнув цели. Останки экспедиции и записи Андре были найдены в 1930 году на острове Белый (к востоку от Шпицбергена).

В честь Саломона Андре северная часть острова Западный Шпицберген носит название Земля Андре.

Я читал книгу на англ. яз., как нашли его останки.

С дружеским приветом, Владимир

Владимир Врубель   06.03.2012 21:31   Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир!

Владилен Николаев   06.03.2012 23:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.