131. ВИ. Агошков. Кромское Поле. Кромы - взят!

131. ВИ.Агошков. Кромское Поле.

131.  ГОРОД КРОМЫ ВЗЯТ.
Рассказывает Л.Кудреватых, спец. корреспондент
«Известий». (7 августа 1943г, № 185)

— Юго-западнее Орла наши войска ведут успешные насту-пательные бои с целью расширить плацдармы на северном бе-регу реки Кромы и за речные переправы. Немцы оказывают упорное сопротивление, предпринимают контратаки, подтяги-вают сюда резервы. Безуспешно. Части Красной Армии безос-тановочно теснят противника.

Подъезжая к району боёв под Кромами, мы увидели не-обычную картину. По дорогам и прямо по полям тянулись вере-ницы людей, стариков. В самодельные коляски были впряжены коровы, телята. Такие же коляски тянули за собой женщины и старики. На колясках — остатки домашнего скарба.

Многие шли с мешками, котомками, вёдрами. Но верени-цы людей тянулись не вслед за наступающими частями Красной Армии в освобождённые сёла и деревни, как это нам доводи-лось видеть много раз. Нет, они двигались навстречу нашим час-тям, идущим на запад. Это были люди, вырвавшиеся из немец-кой неволи, спасённые от рабства нашими наступающими вой-сками. Мы побывали в десятках деревень юго-западнее Орла. Они то¬мились под игом немецкой оккупации почти два года.

Многие деревни сожжены. Но и те, что не истреблены ог-нем, были безлюдны, пусты. Окна в хатах выбиты, двери взло-маны, домашняя утварь, разбитая и порубленная, валяется по дворам и на улицах.

– Где народ? — спросили мы у жителя одной из таких дере-вень, в нескольких километрах от Кром, старика Арсения Гаври-ловича Самойлова. Старик махнул рукой на запад.
– Там... Туда немец угнал людей и скот... Я чудом спасся. Брожу один, как ошалелый. Собака не залает, кот не замяукает, петух не прокричит. Собак и кошек немец ещё прошлой зи¬мой перебил, — шкурки, вишь, ему понадобились.  А народ и скот погнал впереди своих отступающих частей.

Палками и плетьми гнал. Потом всё из домов повытаски-вал. Кое-что себе на возы положил, кое-что перебил... Вот каст-рюля, сынок, старенькая, подержанная. Так и кастрюлю он, мерзавец, штыком продырявил…

По, видимо, заранее разработанному плану враг угнал много народа из деревень тех районов Орловской области, ко-торые немцам пришлось оставить под ударами Красной Армии.
И вот неожиданно в эти деревни хлынул народ, выручен-ный нашими частями из немецкой неволи. Спасшиеся расска-зывают, как это происходило.

Деревенские жители, подгоняемые конвоирами-немцами, стягивались к районному центру Кромы, на поля, обнесённые колючей проволокой. Дети, женщины и старики вместе с коро-вами, овцами и лошадьми загонялись в эти лагеря, из которых никто уже не мог выйти по своей воле. Много дней люди жили вместе со скотом под открытым небом, без хлеба и воды, не зная, что их ожидает. Между тем, фронт все приближался и при-ближался. Красная Армия теснила врага с юга, севера и восто-ка. Однажды вечером над Кромами появились наши бомбарди-ровщики. Они сбросили бомбы на огневые позиции врага.

Ночью немецкие офицеры ворвались в лагеря и поспешно стали отбирать скот, а потом сортировать народ: молодых жен-щин и почти всех мужчин они отводили в сторону и говорили:

– В Польшу, на оборонительные работы!
Так было отобрано около двух тысяч человек. Их отвели в отдельный лагерь и приставили к нему усиленный караул. Наши пехотинцы и танковые части были уже совсем близко. Совет-ские бомбардировщики висели в небе. Немцы-конвоиры, боясь бомбёжки, бросались в укрытия, а русские люди рассыпались по полям и оврагам и со всех ног бежали навстречу нашим насту-пающим частям.

– Я в ту минуту ни о чём не думала, схватила только трёх-летнего мальчика своей соседки, — у неё пятеро ребят. Другого подала своей дочке Марии, и в рожь, а оттуда в лог, бродом че-рез речку. Тут-то я и увидела нашу долгожданную Красную Ар-мию! Я готова была расцеловать каждого бойца, да они рвались вперёд... Ну, значит, так и получилось: бойцы на запад, а мы на восток, к своим домам. Тридцать вёрст за пять часов сделала.
...Всё тут, сами видите, разбито, поругано. Но теперь сила в наших руках. Теперь наше советское, русское солнце над нами. Все восстановим, все сделаем!

Этот рассказ Евдокии Никитичны Прониной подтвердили и другие женщины села, только что спасшиеся от немецкого ига. Красной Армией за один день в районе Кром было выручено до пяти тысяч семей, обречённых немцами на рабство и вымира-ние. В деревнях, куда вернулся народ, состоялись митинги.

Колхозники со слезами на глазах благодарили свою осво-бодительницу, Красную Армию, и поклялись по-военному рабо-тать для фронта. Ночью наши войска атаковали немцев с не-скольких направлений, сломили их сопротивление и ворвались в город Кромы. Завязались уличные бои, в которых противник понёс поражение, вынужден был откатиться и очистить город.

Гитлеровцы понесли тяжёлые потери. На подступах к горо-ду валялись сотни трупов вражеских солдат и офицеров.

Повсюду разбитые орудия, сожжённые автомашины...


Рецензии