138. ВИ. Агошков. Кром. Поле. Мёртвый город Кромы

138. ВИ.Агошков. КромСКОЕ Поле.

138. «МЁРТВЫЙ ГОРОД» КРОМЫ.
Рассказ Порфирия Мартыновича Гудзя,
гвардии полковника, Героя Советского Союза:

— На рассвете третьего августа противник был сбит с за-нимаемого рубежа и, прикрываясь авиацией, начал отход в на-правлении г.Кромы. К часу дня части дивизии, преследуя про-тивника, овладели населенными пунктами им. Ильича, Красный Октябрь, Жуковский, Загнилецкий, Большая Колчёва и достигли берега реки Кромы. Попытка с ходу форсировать реку успеха не имела. Враг прочно закрепился на возвышенном берегу и, пол-ностью просматривая наши боевые порядки, встретил жестоким артиллерийским, миномётным и пулемётным огнем наступаю-щие подразделения.

Во избежание напрасных потерь необхо-димо было разведать систему обороны противника. Части полу-чили приказ закрепиться на достигнутом рубеже, зарыться в землю, организовать наблюдение и разведку.

На подступах к реке артиллерия дивизии своим огнём уничтожила четыре полевых орудия, миномётную батарею с расчётом, подавила одну артиллерийскую батарею врага. Было захвачено два артиллерийских склада, убито до ста солдат и офицеров, взяты пленные. Особенно хорошо стрелял командир орудия т. Набоков. Заняв открытую огневую позицию, он под огнём противника прямой наводкой расстрелял тягач и две гру-зовые машины с пехотой, уничтожил до 30 солдат противника.

В течение второй половины дня части дивизии подтягива-ли свои тылы, в первую очередь, артиллерию и боеприпасы. Бы-ло решено форсирование реки и штурм города произвести в ночное время. Четвертого и пятого августа дивизия готовилась к штурму. Фашистская авиация группами в 20-30 самолётов бомбит наши боевые порядки и тылы. Артиллерийский поеди-нок не прекращается ни на минуту.

4 августа огнём нашей артиллерии уничтожены тягач, 12 автомашин, 35 подвод, подавлены три артбатареи, пять огневых точек, одна миномётная батарея. Рассеяно и частично уничто-жено до роты пехоты противника.

В этот день старший сержант т. Ланлик, проверяя линию связи, заметил во ржи пять немецких автоматчиков, пробирав-шихся с целью разведки в наш тыл. Гранатой и из автомата свя-зист уничтожил всех пятерых врагов.

Пятого августа в Москве был произведен первый в исто-рии войны салют в честь советских войск, освободивших Орёл. Секретарю дивизионной партийной комиссии посыпались заяв-ления о приёме в кандидаты в члены партии.

Во всех заявлениях говорилось: «В рядах нашей любимой партии хочу идти в бой за Кромы!»
Перед рассветом все три полка с боем на подручных сред-ствах переправились через речку и стремительно бросились на врага. Впереди был батальон под командованием капитана Сахно. В темноте завязался страшный рукопашный бой. Захва-тив окопы, батальон не остановился, продолжал стремительно преследовать панически отступающих немцев.

Полковые и дивизионные сапёры под сильным артилле-рийским и миномётным огнём в короткий срок навели две пе-реправы, что дало возможность сразу за пехотой переправить артиллерийские орудия, которые прямой наводкой разбивали дзоты, пулемётные точки, наблюдательные пункты.

Два полка начали охватывать город с флангов. Один полк вёл наступление в лоб. Противник заметался. Панически боясь окружения, он начал стремительно отступать. К пяти часам утра 6 августа г.Кромы полностью был очищен от фашистской нечис-ти. 400 вражеских трупов, много техники и боеприпасов оста-лось в районе переправ и на улицах города.
«Город Кромы кажется мёртвым» — так записано в журнале боевых действий дивизии. Враг угнал или уничтожил почти всё население. Всего лишь около ста человек, сумевших кое-где укрыться, со слезами встречали своих освободителей.

На окраине города размещался обнесённый колючей проволокой концлагерь, в котором в ужасных условиях содер-жались военнопленные, и местные жители. Над воротами лагеря лживая надпись: «Пересыльный пункт для рабочей силы». Город Кромы навсегда стал свободным. (1963).


Рецензии