Аноним

- Разве может полюбить луну тот, кто сначала увидел солнце? ©

- Наш Шекспир – это тайна, призрак. ©

Уильям Шекспир. Душа века. Душа Англии 16 века. Душа Стратфорд-на-Эйвоне. Человек, подаривший миру вечную, незабываемую, трагическую историю Ромео и Джульетты. Человек, рассказавший о Короле Лире, который разделил все свои «богатства» между тремя дочерьми. Поведавший о Макбете и Гамлете. Был или не был? Ведь вопрос о том – «а правда ли Шеспир все это написал?» стоит уже давно, споры не утихают. У каждого своя точка зрения. И моя личная точка зрения нашла свое прямое отражение в фильме «Аноним». Вот почему картиной Роланда Эммериха я довольна. Даже более чем.

Помнится, в шестом классе учитель по русскому языку и литературе сказал моему классу, что Шекспир не написал ни одного произведения из тех, что ему приписываются. Тогда эта мысль показалась дикой, каламбурной и высосанной из пальца. Но больше углубляясь, проникая в литературу, я поняла, что это не история Шекспира. Это история другого человека.

Наверное, его лучше не называть. Вы сами все увидите. «Аноним» - это «пьеса» о предательстве, о наглости, о своеволии, о желании достичь чего-то большего нечестным путем, пойти против законов жизни. И именно это – «против законов жизни» - привело к оглушительному успеху и памяти на века.

Люблю костюмированные фильмы. А еще больше – костюмированные драмы. Тут же были и костюмы, и драматизм. Костюмированные постановки люблю потому, что сразу видно – хорошее кино или нет: хорошее – если я не задумываюсь о том, что это кино и актеры, а вижу перед собой реальность, в которой сама живу. «Аноним» именно такой. Происходящее на экране не вызывало ровным счетом никаких вопросов. Верю, и всё тут!

Пейзажи восхитительные: серый, мрачноватый Лондон, дождь на сцене, красивая пушистая дымка над сероватой рекой. Несмотря на скудость красок, там хотелось очутиться – почувствовать промозглый вечер, ощутить атмосферу, так хорошо переданную.

Слезы дождя на окне. Неяркий свет свечи. И пьесы.

Драматургия – не одержимость. Драматургия – это искусство.

Действительно, как было сказано в фильме, все это очень напоминало греческую трагедию со всеми инцестами и «злоба, сгинь!», прямо какое-то проклятие над родом. Зато вызывает интерес. Два часа пролетели незаметно. Фильм смотрится легко. Было место и для скромного, редкого юмора. Все же, это драма. Но разбавить ее надо было чем-то.
Музыку вот совсем не помню –выдающихся саундтреков, видно, нет. Жалко.

В «Анониме» Шекспира смогли передать с самой отвратительной стороны. И… что сказать, Рейфа Сполла вообще не отличить от Шекспира на картинах! Прямо сошел с нее! Очень понравилось, как он передал своего мерзкого персонажа – роль удалась на славу. Себастьян Фернандес-Арместо покорил своей харизмой и очарованием. Ванесса Редгрейв постарела со времен «Искупления» и «Писем к Джульетте», но смотрелась очаровательно.

Что такое «Аноним»? Фееричное, яркое (несмотря на всю серость), мощное, красивое, великое кино о невеликом человеке и великой личности, увековечивший невеликого человека. Я бы хотела, чтобы всё так на самом деле и было. Такова была моя позиция до «Анонима». Таковой она и останется. Но правду мы уже вряд ли узнаем. Может только догадываться. Фильм рекомендую любителям литературы, понимающим, чем сложен пятистопный ямб или почему быть драматургом – великое счастье для человека.

Литература – искусство, которое надо беречь.


Рецензии