Дети войны. Первые воспоминания

   ГЛАВА1. ПРЕДВОЕННОЕ И ВОЕННОЕ ДЕТСТВО

Станица Холмская Краснодарского края. Первые воспоминания

       Наша мама получила назначение на работу в школу в этой станице учителем химии, ботаники и зоологии. Учитель по тем временам был заметной уважаемой фигурой в станице, представителем малочисленной интеллигенции,  которую составляли работники местных органов власти, почты, больницы и немногих других государственных и кооперативных учреждений. Мама умела находить общий язык с молодёжью, её любили и очень тепло о ней отзывались, что я неоднократно слышал из разговоров взрослых, приходивших к нам в дом. Я был гордостью мамы из-за своей сообразительности и живости нрава, и мама нередко позволяла мне общаться с гостями.
       Но однажды я её очень подвёл: гости настойчиво пытались разговориться со мной, когда у меня что-то не ладилось с бумажными корабликами, которых я запускал в ванне, и я, не понимая того, что говорю, послал их по известному непечатному адресу, услышанному от кого-то из старших ребят. Мама была в шоке, гости пытались успокоить её, но этим приводили её в ещё большее волнение и расстройство, и только я один был невозмутимо деловит и спокоен, а, когда удалось спасти тонущий кораблик, обрадовался и как ни в чём не бывало, стал предлагать тётям тоже поиграть  корабликами.
       Самые первые воспоминания детства связаны также с играми во дворе и “строительством” игрушечного дома. Летом, вероятно, как все дети 4-6 лет, я любил под каким-либо кустом оборудовать шалашик из веток и картонок и играть там, представляя, что это мой дом. Были у меня и выходы в “большой мир” за пределы двора, разумеется, со взрослыми или братом и сестрой. Эти походы простирались в соседний колхозный сад, который казался мне тогда огромным (на самом деле  занимал один квартал), в школу – в двух кварталах от нашего дома, в соседствующую с ней почту и даже на речку – примерно в полукилометре от нас.
      Когда спустя много лет на меня повеяло порывом ностальгии, я решил навестить места детства и, совершая вместе с дочкой небольшой круиз по Кубани и Черноморскому побережью, заехал в этот оазис детства, я не особенно надеялся даже найти свой дом, но к моему удивлению цепкая память 6-летнего ребёнка чётко вела меня по улицам, которые я не мог помнить, хотя бы потому, что всё за 30 лет сильно изменилось, но которые казались мне знакомыми, и мы с дочкой без расспросов и блужданий минут через 10 пришли к дому моего детства. Пожалуй, это было единственное место, где детство моё было счастливым, потому что здесь мне не довелось ещё узнать в полной мере всех тягот и ужасов войны.

      Краснодар. Сотворение “острова спасения”
 
     Отец мой, сам выходец из крестьянской семьи, закончил Кубанский сельскохозяйственный институт и получил диплом учёного агронома, но почему-то всегда стремился к жизни в городе, и вскоре после переезда в станицу Холмскую решил, что надо готовиться к обустройству на постоянное место жительства в Краснодаре. С этой целью он уехал туда, устроился там на работу в краевое управление (трест) сельского хозяйства и получил земельный надел на окраине города (6 соток) под строительство дома. 20 лет назад, в 1918-м году, на этом месте проходила линия обороны защитников города, тогда ещё Екатеринодара, от наступавших со стороны станицы Елизаветинской офицерских частей генерала Корнилова. Сюда дошли первые атакующие цепи, и здесь захлебнулась их атака, когда до них дошло сообщение о гибели Корнилова. А нам напомнили об этом  останки одного из участников того боя, на которые наткнулись при каких-то земляных работах. Отец, сам будучи инвалидом (с одной рукой), за два года сумел разбить чудесный сад из сортовых абрикос, слив, вишен, груш, персиков и даже построить маленький домик на две комнаты. Домик был под камышовой крышей, с земляным полом, обмазанным глиняным раствором, стены и потолок построены были также в основном из подручных материалов (глина, солома, камыш, турлук, тонкие круглые брёвнышки). Но он отапливался от печки, на плите которой можно было и готовить еду, то есть был приспособлен для постоянного проживания в нём и летом, и зимой. Такие домики, называемые на Кубани хатами, были тогда у большинства жителей городских окраин.  Мне кажется, и мама, и старшие дети не представляли тогда, какой героический труд совершил отец с одной рукой , построив домик и посадив сад, создав тем самым для семьи причал, “остров спасения”. Оценили мы это много позже, когда во время войны остались ни с чем и нашли прибежище на этом “острове”. Об этом моё стихотворение, посвящённое отцу, написанное, когда мне было больше лет, чем ему в те далёкие годы.
            
              Памяти отца
               
                Полузабытой памяти отца,
                Размытой, как в тумане, за полвека
               
        Как многие на фронте до Победы,
Ты не дожил в тылу до светлых дней.
И, как они, ты испытал все  беды
Страдальцев, не вернувшихся с полей..
        С одной рукой ты дом сумел построить
И сад фруктовый чудный посадить,
Что нас спасли от голода и горя
И маме помогли нас прокормить.
        Давно уже твой возраст пережил я,
Когда ушёл от нас ты в мир иной,
И с каждым годом ты родней и ближе, –
На вид суров, но с доброю душой.


Рецензии
Светлые картинки детства.Бумажные кораблики, гости, молодой отец, хатка в саду...Война все разрушит и украдет у мальчика детство.

Светлана Самородова   07.04.2012 10:45     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик и сочувствие,звучащее в нём. Поскольку Вы сами,как я понял по некоторым Вашим произведениям,и Ваша семья из Белоруссии,больше других республик пострадавшей от войны и понёсшей неисчислимые жертвы,о чём Вам наверно рассказывали Ваши родители,то для Вас тема детей войны близка и вызывает особенно острые сопереживания.Низкий поклон Вам за это. С уважением,Сергей Лукич.

Сергей Федченко 2   08.04.2012 13:54   Заявить о нарушении