Одежда Скифов часть 2

Уже полгода идет реконструкция  автотранспортной магистрали Ростов-Таганрог. Так получилось, что дорога уперлась в памятник истории.
 
Дорожно-ремонтнные работы. Источник Авто-ЮФО
ФКУ "Севкавуправтодор" проводит реконструкцию автодороги М-23 "Ростов-на-Дону - Таганрог" до границы с Украиной (на Харьков, Одессу) на участке 20-28 километры.
В зоне ремонтных работ расположен памятник археологии - курганный могильник "Царский". Он обнаружен в 1977 году и включает в себя 119 курганов. Основная часть найденных погребений относится к I - II в.в. н.э. и принадлежит кочевникам - сарматам, жившим в округе города Танаиса, основанного боспорскими греками и бывшего торговым центром для обмена товарами между античными городами Черного и Эгейского морей и степным населением.
В зоне проектируемой реконструкции расположен ряд курганов могильника. Самый значимый из них - курган №18, при этом исключение его из состава охранно-спасательных мероприятий невозможно. Чтобы сохранить выдающуюся деталь пейзажа, после проведения археологических раскопок насыпь "кургана с голубями" будет воссоздана у обочины уже реконструированной дороги, а изображение голубей вновь установят на кургане. Это обязательство взял на себя подрядчик. Кроме того, дорожники проведут охранно-спасательные археологические раскопки на ряде курганов.

 
Одежда
Скифы , как и все люди на этой планете также очень любили нарядные украшения на одежде. Они могли создать аппликацию с такой точностью и мастерством, что она походила на самую непревзойденную вышивку. Они делали для себя красивую и  чрезвычайно практичную одежду,   используя для ее изготовления мех и кожу, но чаще ткань , которую уже умели создавать. Действительно, их кожи и шкуры были такой искусной выделки, что находили покупателей и в далеких краях. С наибольшей прибылью их меха продавались на рынках Ассирии, Бактрии и Греции, а рынки мяса, зерна и рабов располагались поблизости, по большей части в приморском регионе, нынешний Азов.
Одежда и экипировка скифов были прекрасно приспособлены к условиям кочевой жизни. Её изготовлением в основном занимались женщины, используя в качестве материала кожи, войлок и шерсть.
Одежда скифов была очень удобной — короткие, туго перетянутые кожаные (мехом внутрь) кафтаны, плотно облегающие кожаные штаны или широкие шерстяные шаровары, мягкие, перевязанные у щиколотки полусапожки (скифики), остроконечные башлыки, хорошо защищавшие голову. Одежда украшалась вышивкой, а парадный наряд расшивался множеством золотых украшений.
Основу женской одежды составляло платье-рубашка с длинными рукавами, поверх которой надевался плащ без рукавов. Головной убор был в виде кокошника. И одежда, и головной убор украшались нашивными золотыми бляшками. С удовольствием скифиянки носили такие украшения, как ожерелья, гривны, серьги, перстни из золота, серебра или бронзы, бусы.

Шкуры и кожи, найденные в Скифских курганах, имеют самое высокое качество, варьируясь по фактуре от очень толстой, тяжелой кожи до кож таких же тонких и мягких, как и многие современные изделия. Оттуда были извлечены разнообразные предметы одежды, причем многие из них находились в отличном состоянии. Среди снаряжения и одежды, которой обеспечивались мертвые для жизни в мире ином, в хорошем состоянии сохранились   шерстяные туники, сшитые специально для этого случая. Обе они имели изящную талию и расширялись у бедер при помощи треугольных вставок. Такие туники надевались как рубашки под короткие и длинные куртки. Такие куртки были сделаны на один манер и имели более прямой покрой и большую длину, чем рубашки. Но все они были одинаково хорошо сшиты аккуратными нарядными стежками, а затем покрыты витиеватыми яркими узорами-аппликациями. Обычно куртка шилась   из кожи, подбитой соболем, либо была кожаная и без подкладки,  иногда   из войлока
В археологи упоминают, что  женские головные уборы, имели у Скифов длинную вуаль ,а к деревянной шапке прикреплялась коса из волос.  В изобилии были представлены пояса, мешки и сумки, многие из которых отделаны мехом, в то время как другие украшены узорами-аппликациями. В некоторых имелся шнур, чтобы, потянув за него, можно было закрыть их, у других были ручки или клапаны.
Ни в одном из скифских захоронений европейской части степи до недавнего времени не было найдено ни одного полного комплекта одежды, который мог бы показать, как одевались кочевники, однако об этом давали представление сцены из жизни скифов на прекрасных золотых сосудах греческой работы, обнаруженных в самых богатых погребениях. Эти сцены переданы с такой точностью деталей, что с самого начала ученые стали считать их достоверными свидетельствами того времени, указывающими на то, как скифы одевались и как вели себя, а также на то, как они выглядели. Находки показывают, насколько оправданны были такие предположения в отношении общего покроя и отделки одежды, воспроизведенной на таких предметах, как знаменитая серебряная ваза из воронежских захоронений или электрум из Куль-Оба. В обоих случаях воспроизведенная на сосудах одежда почти идентична реальным образцам описанным выше. Сосуды из Воронежа и Куль-Оба датируются IV в. до н. э., одежда же, возможно, относится к немного более раннему периоду .На воронежской вазе главное украшение представляет собой картину скифского лагеря на отдыхе, возможно, накануне сражения. Сцена разворачивается во фризе, опоясывающем выпуклую часть сосуда. Сначала мы видим скифских военачальников, собравшихся на совет, затем опытный воин дает советы более молодому, как обращаться с луком, и, наконец, показаны воины, готовящиеся к бою. В одном из раскопов была найдена фигурка. Она изображает мужчину с непокрытой головой, укутанного в одежду, напоминающую купальный халат. В одной руке он сжимает чашу, в другой — колчан. Такой наряд, возможно, надевали те, кто участвовал в религиозных церемониях, или жрецы.
Изображения женщин редко встречаются на изделиях из металла скифского периода, и нам известно значительно меньше об их повседневной одежде. Представляется, что они носили длинные одежды и высокие головные уборы под покрывалом. Археолог  Ростовцев полагал, что скифские царицы и княжны выступали в роли жриц Великой Богини и что они облачались в специальные одеяния при исполнении религиозных обрядов. Согласно его теории, их также наряжали в эти одежды после их смерти. Но помимо найденных в некоторых женских погребениях в южной части России одежных декоративных пластин с изображениями Великой Богини, нет ничего, что показывало бы, каковы были эти одеяния. Самые интересные экземпляры пластин с изображением Великой Богини были открыты и захоронениях в Карагоденашхе и в курганах Большие Близнецы.
В южной России и Крыму на вершинах некоторых курганов установлены грубые и неуклюжие человеческие фигуры из камня. Как правило, эти фигуры изображают женщин, хотя иногда встречаются и мужские фигуры. Несколько веков назад местные жители называли их «каменными бабами». Первые путешественники ассоциировали эти фигуры с людьми, похороненными в курганах под ними, и некоторые ученые в наши дни в целом склонны соглашаться с этой точкой зрения. И все же изображенные на них одеяния никак не соответствуют ни одному из предметов одежды, найденных в курганах. У некоторых фигур  у пояса были подвязки, чтобы поддерживать в вертикальном положении их мягкие сапоги. Только еще в одном месте он было обнаружено изображение  похожих подвязок: на фресках в храмах раннего средневекового периода в Базаклике в Туркестане, которые изображали высоких рыжеволосых голубоглазых людей, чьи лица были явно европейскими. Таким образом, получила поддержку теория о том, что скифы принадлежали к индоевропейской семье народов. На женских изваяниях были высокие шапки, несколько схожие по форме с теми головными уборами, которые носили уэльские женщины в XVIII и. Но их покрывает прозрачная вуаль, что еще больше усложняет иоирос, так как из-за формы шапок трудно понять, что эти статуи связаны со скифами, похороненными внизу под ними.
Очень вероятно, что скифы разработали свой стиль верхней одежды, взяв за основу ассирийскую тунику и превратив ее в наряд, прекрасно подходящий к их конному образу жизни. В их костюме тогда не было ничего, что стесняло бы движения или мешало скакать во весь опор на самом норовистом жеребце. Облегающая, укутывающая туника и плотно завязанный капюшон также обеспечивали отличную защиту в любую погоду. Вариант такого костюма носили все всадники евразийской равнины. Он был полной противоположностью развевающимся греческим и римским одеждам, но преимущества, которые он давал конным воинам, постоянно подтверждались в бою. Такой же покрой одежды  сопутствует и донскому казачеству. Это наталкивает на мнение о  родственных связях Скифов, Сарматов и донских казаков , как в мужской, так и в женской одежде.
 И тем не менее, этот костюм так и не был перенят греками, и лишь приблизительно в 300 г. до н. э. консервативные китайцы, наконец, убедились в его преимуществах. В тот период им досаждало беспокойное племя хиунг-ну, и они поняли, что без кавалерийских отрядов им будет невозможно оказывать сопротивление, а тем более преследовать и наказать своего врага. Решение включить конные подразделения в состав армии не могло быть осуществлено без проведения реформ в военном обмундировании, так как традиционные ниспадающие одежды и тесная обувь, которую носили китайцы, была совершенно непригодна для нового поколения кавалеристов. Со своей стороны император приступил к внедрению обмундирования, позаимствованного у своих врагов-кочевников. Так что мешковатые штаны и тесные рубахи, которые сохранились в качестве национальной одежды китайцев до времен последней войны, представляли собой восточный и все еще ясно узнаваемый вариант одежды скифов.


Рецензии