Искусство верховой езды Скифов Часть 4
Если скифы не были первыми, кто одомашнил лошадь, то они были одними из первых, которые научились ездить верхом. И в Китае, и в Индии, а возможно, и в Египте, во 2-м тысячелетии лошади использовались как вьючные животные для перевозки грузов или для того, чтобы волочить телеги, установленные на твердых колесах, вытесанных из камня или стволов деревьев. Скифы научились использовать коней, впряженных в легкие колесницы, в бою и для преследования врага. Военных успехов скифы добивались во многом благодаря тому преимуществу, которое было у их в скорости и маневренности по сравнению с пешими врагами. Это превосходство быстро оценили и сами враги Скифов.
Скифы использовали своих коней только для верховой езды, будь то охота или война, рассматривая их как средство быстрого передвижения, и продолжали держать быков для домашних нужд и тяжелой работы.
В Скифии также все верховые лошади кастрировались, и этот обычай сохранялся во многих казачьих поселениях Дона и центральной России до самой революции, где никто, кроме бедняков, не согласился бы на то, чтобы его увидели скачущим на некастрированном жеребце.
У каждого Скифа была, по крайней мере, одна лошадь, но, как правило, их было значительно больше. Даже в женские могилы клали по одной убитой лошади, хотя ничто не объясняет, как эти лошади использовались при жизни. Покрой женских одежд не позволяет предположить, что женщины ездили верхом. В Скифии большинство воинов имели в собственности значительное количество лошадей, а вожди племен, как правило, обладали большими табунами жеребцов и племенных кобыл. В скифских захоронениях, которые были изучены в Венгрии, редко можно найти более двух лошадей, похороненных в одной могиле, обычно бывает одна.
У всех верховых лошадей, обнаруженных в захоронениях, были подстрижены гривы. То же самое, вероятно, практиковалось не только в Скифии,но и в Греции. Вероятно, гривы подстригали для того, чтобы они не мешали всаднику целиться из лука на всем скаку и рубить мечом.
У тягловых же лошадей, можно увидеть длинные, свободно ниспадающие гривы. Почти всем лошадям заплетали хвосты, но иногда вместо этого их завязывали узлом, уменьшая длину наполовину.
Своей удалью на охоте и в бою скифы были обязаны в большой степени замечательной ловкости, с которой они управлялись со своими лошадьми. Но хотя они тратили много часов на обучение своих животных, гораздо большее количество времени они посвящали изготовлению конской сбруи, боевого и охотничьего снаряжения. Все конское снаряжение, которое пока было найдено как на восточной, так и на западной части равнины, показывает, какое огромное значение скифы придавали экипировке своих коней. Не исключено, что внешний вид экипировки, а также декоративные детали оказали влияние на кельтское искусство. Из описаний Скифов по Геродоту, было то, что никто, из вторгавшихся к ним, не мог спастись бегством. Скифов никто не мог захватить врасплох. У Скифов в 3 веке до н.э. не существовало городов. Все свое хозяйство они возили за собой. Этот принцип переняли у них Монголы. Да и не только Монголы, но и все кочевники. Жили Скифы за счет скота. Который кочевал вместе с ними, а так же пополнялся при военных операциях. Неоспоримым доказательством неуязвимости Скифов, был поход на них царя Дария I. Это произошло в 512 году до н.э. Скифы перевозящие свои семьи в повозках, образовывали неприступную крепость. Которую кроме них самих, еще защищали женщины, и даже дети. К стати о женщинах Скифов, они, как и мужчины прекрасно держались в седле. Мое детство прошло в казачьей станице, и я видел, что настоящие казачки, очень хорошо справлялись с конем верхи. А во времена геноцида и красного террора, умело обращались для защиты с огнестрельным оружием. Единственно, чем не владели казачки, это саблей. Но в курганах на Дону, встречаются останки женщин, у которых кости правой руки, такие же по массе и структуре, как и у мужчин. Это говорит, об умении Скифских женщин пользоваться акинаками, скифским холодным оружием. В описаниях Монгольского войска Чингис – Хана, присутствуют те же приемы , что и у Скифов.
Еще один интересный момент , это использование «стремени» Современные люди не представляют себе, как использовать коня с седлом, без стремян. Кроме конечно станичных мальчишек. Мы, будучи еще совсем маленькими, не доставали даже до стремени, по этой причине использовали седельные ремни и подпруги. Подпруга - это два или один широкий сыромятный ремень, удерживающий седло. Более взрослые , умели прыгать с седло без стремян , нам это показывали цыгане. История создания стремени уходит в глубину веков. На раннем этапе стремена, сначала в виде односторонних подсадочных подножек, а затем и двусторонние, не повлияли на развитие военного дела и были всего лишь аристократическим аксессуаром, чуждым кочевнической традиции. Превращение стремян во всеобщий всаднический стандарт произошло не в итоге постепенного развития и распространения северокитайских и корейских прототипов, а в результате сложения
своеобразных, отличающихся от обычного кочевничества, условий, в которых племя
оказалось после 460 г., с началом алтайского периода своей истории. Первые стремена были в виде обыкновенного ремня, немного позже. Появились деревянные стремена. Форма стремян менялась и совершенствовалась. Особенно пригодились стремена при использовании в бою акинаков, скифских мечей. Для удара нужна была опора. Которую давали стремена. Но пришли Скифы к этому открытию в ходе своей эволюции. Кто - то первый воспользовался для получения опоры подпругой. Конечно, это было не совсем удобно, те, кто седлал коня знает, что конь в знак протеста в этот момент надувает живот. В ходе скачки, ремень ослабевал, вот этим и воспользовались первые Скифы. Согласно древнегреческому историку Геродоту, историки отмечают, что меч, будучи оружием ближнего боя, «никогда не играл первостепеннои; роли в вооружении скифских воинов». Кочевники в первую очередь славились тем, что были отличными конными стрелками из лука. Вообще акинак среди вооружения кочевников занимал лишь третье место, конечно же, после лука со стрелами и копья. Меч, будучи оружием ближнего боя, не играл первостепеннои; роли. Длина акинака колебалась между 35 и 45 сантиметрами. Позднее меч стал длиннее, до 60 сантиметров.
Меч в большей степени был неотъемлемой частью, так называемой военной; аристократии, а вот рядовые воины не всегда имели в своем арсенале это оружие. В частности поэтому, как предполагают историки, мечи сравнительно редко встречаются в знаменитых скифских курганах, и это помимо того факта, что могильники часто подвергались разграблению. Акинак, по сведениям историков, — это персидский термин, который употреблял все тот же Геродот.
Свидетельство о публикации №211112801856
Схожесть тактики конницы больше объясняется схожестью вооружения, эффективностью его прменения чем исторической, или этнической связью.
С уважением.
Евгений Солнцев 12.02.2016 07:07 Заявить о нарушении
Алексей Ковриков 6 20.04.2016 23:43 Заявить о нарушении
Часть скифов обитала в степной зоне Северного Причерноморья от Дуная до Дона, именуемой в древнегреческих источниках Скифией[13]. Многие племена и народы были как в союзе со скифами, так и враждебны им.
О скифах известно из сочинений античных авторов (таких как Геродот, Гиппократ, Плиний Старший, Чжан Цянь), археологических раскопок и генетических исследований.
Вячеслав Кудяков 01.08.2018 11:56 Заявить о нарушении
государство - Хазарский каганат. История его заслуживает внимания. Сами
хазары были одним из замечательных народов той эпохи. Первоначально их
поселения сосредоточивались в низовьях Терека и по берегам Каспия. В то
время уровень воды в Каспийском море находился на отметке -36, иными
словами, на 8 м ниже, чем сейчас. Оттого очень большой была территория
волжской дельты, доходившей до полуострова Бузачи - продолжения Мангышлака.
Это были настоящие каспийские Нидерланды, изобиловавшие рыбой.
Хазары - кавказское племя, жившее на территории современного Дагестана.
Автору этих строк доводилось находить в низовьях Волги их скелеты;
казалось, они принадлежат подросткам. Длина скелета составляет около 1,6 м,
сами кости мелки и хрупки. Подобный антропологический тип сохранился у
терских казаков. Следы обитания хазар у Каспия сейчас скрыты наступившим
морем, и лишь дагестанский виноград, принесенный хазарами с Кавказа в
дельту Волги, остался свидетельством их миграции.
Врагами прикаспийских хазар были степняки-буртасы и булгары. И тех, и
других в VI в. подчинили себе тюрки. В начавшейся у победителей
династической распре одни тюрки оперлись на булгар, другие на хазар.
Победили хазары и их союзники. Степные булгары бежали на Среднюю Волгу, где
основали город Великий Булгар. Другая часть булгарской орды во главе с
ханом Аспарухом ушла на Дунай, где, смешавшись с южнославянскими племенами,
положила начало новому народу - болгарам.
Вячеслав Кудяков 01.08.2018 12:30 Заявить о нарушении
Они нормально переносили алкоголь, но не могли есть фрукты и пить молоко – это только некоторые результаты исследования ДНК древних кочевников.
Скифы оказались очень разнообразными по внешности – среди них были и люди с темно-русыми волосами и карими глазами, и светловолосые голубоглазые, и рыжеволосые.
У них не было непереносимости алкоголя, которую предполагали по косвенным сообщениям древних авторов, зато многие из них не могли пить цельное молоко и есть фрукты (непереносимость фруктозы). Такова часть результатов масштабного исследования древних ДНК, которое опубликовано в журнале Science Advances. (Первый автор статьи – Татьяна Андреева, она работает в Университете «Сириус», Институте общей генетики РАН и на биологическом факультете МГУ).
Скиф на охоте. Изображение на сосуде из кургана Солоха. Начало IV века н.э. Фото: В.С. Теребинин / Алексеев А.Ю. Золото скифских царей в собрании Эрмитажа. М., 2012.
Археологические памятники, с которых отбирались образцы ДНК. Карта: сайт ИА РАН.
Модели происхождения разных групп населения. Схема: Tatiana Andreeva et al. / Science Advances.
Погребения скифов и их соседей на Среднем Дону. Реконструкции внешности: Т.С. Балуева. Карта: сайт ИА РАН.
Родственные связи скифского «клана» из Среднего Подонья. Схема: сайт ИА РАН.
Термины «скифы» и «Скифия» имеют несколько значений и иногда трактуются очень широко. Самое прямое и бесспорное значение – это Великая Скифия, описанная Геродотом. По его словам, скифы жили к северу и северо-востоку от Чёрного моря, были кочевниками с довольно яркими традициями и состояли из множества племён («скифы царские», «скифы-пахари» и т.д.). Кроме того, Геродот описал несколько племён, которые жили рядом со ними и находились под сильным влиянием их традиций.
Соотнести насыщенные тексты «отца истории» с археологией – очень сложная, нерешённая до конца задача, вокруг которой сломано много копий. Вероятно, большая часть скифских племён Геродота и некоторых его соседей оставила скифскую археологическую культуру в Северном Причерноморье и на Северном Кавказе. Самые богатые их курганы находятся в Приднепровье, а в лесостепи известны несколько крупных городищ, в которых было и оседлое, вероятно, «нескифское» население. Скифская археологическая культура сформировалась в VIII–VII веках до н.э., в III веке до н.э. она почти исчезает, а во II веке до н.э. на её основе возникает позднескифская культура (существовала до III века н.э.).
«Классическую» скифскую культуру археологи определяют по «скифской триаде»: звериному стилю, оружию (стрелы, акинаки, гориты) и конскому снаряжению. Но по этим признакам на «геродотовых скифов» очень похожи кочевники, которые жили и дальше к востоку от Дона, занимая весь «степной коридор» вплоть до Северного Китая. Наиболее яркие из этих культур – пазырыкская, савроматская, уюкская и тагарская. Всех их объединяют под понятием «Скифо-Сибирский мир», но в популярных текстах часто называют просто «скифами», не особенно вдаваясь в детали и ещё сильнее запутывая картину. Откуда произошли скифы и другие культуры скифо-сибирского мира, почему скифы так повлияли на них – это только часть вопросов, над которыми бьётся не одно поколение археологов и историков, и которые ещё очень далеки от решения.
Своё слово в этих словесных баталиях наконец-то смогли сказать генетики. Они изучили ДНК 154 человек из погребений эпохи бронзы и раннего железного века с территории Русской равнины, Северного Причерноморья, Кубани и Центрального Предкавказья. Для генетиков это очень большая цифра (анализы сложные и дорогие), таких крупных исследований ДНК скифов, их соседей и предшественников ещё не было.
Конечно, кроме особенностей внешности и питания, генетики получили и массу другой информации: о том, откуда они могли произойти, как менялось население с течением времени, насколько однородным оно было, какими родственные связи были внутри групп.
Оказалось, что у большинства кочевников раннего железного века из Северного Причерноморья, Кавказа и Среднего Подонья действительно есть общее «генетическое поле», которое связывает древнее население Европы и Сибири. Но внутри этого поля есть несколько групп, которые сильно отличаются друг от друга: кочевники степи и лесостепи «классической» скифской эпохи, население Предкавказья, жители Крыма эллинистического и римского времени. У кочевников из степей и лесостепей хорошо выделяется древнеиранская генетическая компонента, но их ближайшие предки жили в Северном Причерноморье уже в позднем бронзовом веке. У «предкавказской» и крымской групп значителен предковый компонент древних анатолийских земледельцев. У крымской группы совсем нет сибирских, восточных компонентов, которые характерны для ранних кочевников. При этом существенная часть их предков относилась к срубной культуре, носители которой жили между Днепром и Доном. (Впрочем, в крымскую группу попали останки из греческих некрополей, а принадлежность многих других «крымских» останков к позднескифской культуре под большим вопросом – она находилась под сильным греческим влиянием, и разделить их по находкам бывает очень сложно).
Самое большое количество образцов генетикам удалось получить из Среднего Подонья, поэтому так «картинка» чётче и детальнее. Люди из среднедонской катакомбной культуры (средний бронзовый век) оказались потомками носителей ямной культуры, которые жили в Поволжье в раннем бронзовом веке. В позднем бронзовом веке «катакомбников» в Подонье сменяют представители срубной культуры, которые очень близки к носителям синташтинской культуры Южного Урала и Северного Казахстана.
В скифское время на берегах Среднего Дона жили две группы населения. Одна из них хоронила своих сородичей под курганами, и она генетически едина со скифами степей. Другая группа, которая оставляла своих усопших в грунтовых (бесскурганных) погребениях на поселениях, как и ожидалось, отличалась генетически – у них нет древнеиранского компонента, и они – отчасти потомки людей, которые в позднем бронзовом веке жили в лесной зоне. Генетика приоткрыла и некоторые подробности родственных отношений между скифами Среднего Дона.
Разнообразие митохондриальных гаплогрупп, которые передаются по материнской линии, показало, что скифы женились на представительницах из разных сообществ. А вот среди гаплогрупп Y-хромосомы (мужские, отцовские линии) есть две преобладающие.
Удалось также «вычислить» отдельный большой скифский «клан». В него входили как минимум 27 человек, которых хоронили в четырёх соседних могильниках (Терновое-I, Колбино-I, Горки-I и Девица-V). Все мужчины в этом клане принадлежали к одной Y-хромосомной линии.
При этом родственников не всегда хоронили в одном и том же кургане, хотя многие исследователи и считали, что это семейные усыпальницы. Анализ ДНК показал, что родственники первого поколения могли упокоиться на противоположных концах некрополя, или даже в соседних могильниках. Но в двух соседних и самых богатых курганах Девицы-V всё-таки оказались близкие родственники – мужчина 40–49 лет и женщина 40–50 лет в роскошном головном уборе.
Золото, амазонки, скифы и Дон
Институт археологии РАН раскрыл новые подробности о золотом головном уборе, который может претендовать на звание находки года.
Летом 2019 года Донская экспедиция Института археологии РАН обнаружила в Воронежской области редкую находку – скифский золотой калаф (головной убор).
Раньше такие уборы находили только в самых богатых «царских» курганах Скифии (Чертомлык, Толстая Могила).
Вячеслав Кудяков 11.08.2025 19:31 Заявить о нарушении
Бронзовое зеркало и железные наконечники копий. Фото: ИА РАН.
Напомним, что от головного убора сохранились золотые пластины, украшенные растительным орнаментом, а также ободки с подвесками в виде амфор. Он принадлежал женщине 45–50 лет. Она лежала вдоль южной стенки погребения. Рядом с ней находились железный нож, завёрнутый в ткань, и наконечник стрелы из того же металла.
Вдоль западной стенки погребения лежал скелет женщины 25–35 лет. Интересно, что её уложили в так называемой «позе всадника» (см. фото 4). Под плечом скифянки лежало бронзовое зеркало, рядом – два копья (см. фото 7). На руке у погребённой был браслет из стеклянных бус, а в ногах – два сосуда.Две женщины не были единственными погребёнными в кургане. В северной части могильной ямы когда-то похоронили ещё одну женщину 20–29 лет и девочку 12–13 лет. Однако их захоронения были ограблены, а кости разбросаны. Тем не менее в заполнении этой части могилы нашли более 30 железных наконечников стрел, колчанный крюк в виде птицы, части конской упряжи, крюки для подвешивания узды, обломки сосудов и кости животных. Среди находок в ограбленной части кургана археологи выделяют чернолаковый лекиф (сосуд для хранения оливкового масла). Он украшен пальметкой (см. фото 6, №2) и датируется второй – третьей четвертью IV века до н. э.
Валерий Иванович Гуляев, начальник экспедиции, доктор исторических наук, поделился некоторыми результатами естественно-научных исследований. Так, антропологи установили: чтобы уложить одну из женщин в «позу всадника», ей подрезали сухожилия на ногах. Анализ металла, из которого сделан калаф, показал, что он состоит на 65–70% из золота, а остальные 35–30% – это медь и серебро, а кроме того – железо (его совсем немного).
Гуляев отметил, что доля «чистого» золота для скифского времени очень высокая – в других изделиях она может составлять только 30%. Палеозоологи говорят, что женщин похоронили осенью: в могиле нашли кости шести-восьмимесячнего ягнёнка, которые обычно рождаются в марте или апреле.
Когда находят погребения женщин с оружием, журналисты сразу же называют их амазонками – воительницами из греческих мифов. Археологи, напротив, к таким параллелям относятся осторожнее. Но этот случай, похоже, исключение. Валерий Гуляев прямо называет погребения женщин, открытые его экспедицией, могилами амазонок. По его словам, воительницы в скифскую эпоху были распространённым явлением среди ираноязычных кочевых и полукочевых племен Восточной Европы. Вероятно, такие всадницы охраняли скот и жилища, когда мужчины уходили в дальние походы. «Амазонки — это общескифское явление, и только на Среднем Дону за последнее десятилетие наша экспедиция обнаружила около 11 погребений молодых вооруженных женщин. Для них насыпали отдельные курганы и проводили все погребальные обряды, которые обычно совершали для мужчин. Но мы впервые сталкиваемся с погребением сразу четырех амазонок, причём такого разного возраста», – отмечает исследователь.
По его мнению, всех четырёх женщин похоронили одновременно. «Мы столкнулись с загадкой: у нас две женщины в расцвете сил, один подросток и одна женщина, довольно пожилая для скифского времени. Непонятно, как они могли все в один миг погибнуть?» – делится Валерий Гуляев. Он подчеркивает, что на костях погребённых нет никаких следов травм. Женщины, кости которых грабители разбросали по могиле, страдали от туберкулёза и бруцеллёза, но от этих болезней одновременно не умирают.
Вячеслав Кудяков 11.08.2025 19:32 Заявить о нарушении