Искусство верховой езды Скифов

Искусство верховой езды Скифов
Если скифы не были первыми, кто одомашнил лошадь, то они были одними из первых, которые научились ездить верхом. И в Китае, и в Индии, а возможно, и в Египте, во 2-м тысячелетии лошади использовались как вьючные животные для перевозки грузов или для того, чтобы волочить телеги, установленные на твердых колесах, вытесанных из камня или стволов деревьев. Скифы научились использовать коней, впряженных в легкие колесницы, в бою и для преследования врага. Военных  успехов скифы добивались во многом благодаря тому преимуществу, которое было у их в скорости и маневренности по сравнению с пешими врагами. Это превосходство быстро оценили и сами враги Скифов.
Скифы использовали своих коней только для верховой езды, будь то охота или война, рассматривая их как средство быстрого передвижения, и продолжали держать быков для домашних нужд и тяжелой работы.
В Скифии также все верховые лошади кастрировались, и этот обычай сохранялся во многих казачьих поселениях Дона и центральной России до самой революции, где никто, кроме бедняков, не согласился бы на то, чтобы его увидели скачущим на некастрированном жеребце.

У каждого Скифа  была, по крайней мере, одна лошадь, но, как правило, их было значительно больше. Даже в женские могилы клали по одной убитой лошади, хотя ничто не объясняет, как эти лошади использовались при жизни. Покрой женских одежд не позволяет предположить, что женщины ездили верхом. В Скифии большинство воинов имели в собственности значительное количество лошадей, а вожди племен, как правило, обладали большими табунами жеребцов и племенных кобыл. В скифских захоронениях, которые были изучены в Венгрии, редко можно найти более двух лошадей, похороненных в одной могиле, обычно бывает одна.
У всех верховых лошадей, обнаруженных в захоронениях, были подстрижены гривы. То же самое, вероятно, практиковалось не только  в Скифии,но и в Греции.   Вероятно, гривы подстригали для того, чтобы они не мешали всаднику целиться из лука на всем скаку и  рубить мечом.
 У тягловых же лошадей, можно увидеть длинные, свободно ниспадающие гривы. Почти всем лошадям заплетали хвосты, но иногда вместо этого их завязывали узлом, уменьшая длину наполовину.
Своей удалью на охоте и в бою скифы были обязаны в большой степени замечательной ловкости, с которой они управлялись со своими лошадьми. Но хотя они тратили много часов на обучение своих животных, гораздо большее количество времени они посвящали изготовлению конской сбруи, боевого и охотничьего снаряжения. Все конское снаряжение, которое пока было найдено как на восточной, так и на западной части равнины, показывает, какое огромное значение скифы придавали экипировке своих коней. Не исключено, что внешний вид экипировки, а также декоративные детали оказали влияние на кельтское искусство. Из описаний Скифов по Геродоту, было то, что  никто, из вторгавшихся к ним, не мог спастись бегством. Скифов никто не мог захватить врасплох. У Скифов в 3 веке до н.э.  не существовало городов. Все свое хозяйство они возили за собой. Этот  принцип  переняли  у них Монголы. Да и не только Монголы, но и все кочевники. Жили Скифы за счет  скота. Который кочевал вместе с ними, а так же  пополнялся при военных операциях. Неоспоримым доказательством  неуязвимости Скифов, был поход на них царя  Дария I. Это произошло в 512 году до н.э. Скифы перевозящие свои семьи  в  повозках,  образовывали неприступную крепость. Которую кроме них самих, еще защищали  женщины, и даже дети.  К стати о женщинах Скифов, они, как и мужчины прекрасно держались в седле. Мое детство прошло в казачьей станице, и я видел, что настоящие казачки, очень хорошо справлялись  с конем верхи.  А во времена геноцида и красного террора, умело обращались для защиты  с огнестрельным оружием. Единственно, чем не владели  казачки, это  саблей. Но в курганах  на Дону, встречаются  останки женщин, у которых  кости правой руки, такие же по  массе и  структуре, как и у мужчин. Это говорит, об умении Скифских женщин  пользоваться акинаками, скифским холодным оружием.  В описаниях Монгольского войска Чингис – Хана, присутствуют те же приемы , что и у Скифов.
Еще один интересный момент , это использование «стремени»  Современные люди не представляют себе, как использовать коня с седлом, без стремян. Кроме конечно  станичных мальчишек.  Мы, будучи еще совсем маленькими, не доставали даже до стремени, по этой причине  использовали седельные ремни и подпруги. Подпруга - это  два  или один широкий сыромятный ремень, удерживающий седло. Более взрослые  , умели прыгать с седло без стремян , нам это  показывали цыгане. История создания стремени уходит в глубину веков.  На раннем этапе стремена, сначала в виде односторонних подсадочных подножек, а затем и двусторонние, не повлияли на развитие военного дела и были всего лишь аристократическим аксессуаром, чуждым кочевнической традиции. Превращение стремян во всеобщий всаднический стандарт произошло не в итоге постепенного развития и распространения северокитайских и корейских прототипов, а в результате сложения
своеобразных, отличающихся от обычного кочевничества, условий, в которых племя
 оказалось после 460 г., с началом алтайского периода своей истории. Первые стремена были  в виде обыкновенного ремня, немного позже. Появились деревянные стремена. Форма  стремян менялась и совершенствовалась. Особенно   пригодились стремена при использовании в бою акинаков, скифских мечей. Для удара нужна была опора. Которую  давали стремена. Но пришли Скифы к этому открытию  в ходе своей эволюции. Кто - то первый воспользовался  для получения опоры  подпругой. Конечно, это было не совсем удобно, те, кто седлал  коня  знает, что конь  в знак протеста в этот момент надувает живот. В ходе скачки,  ремень ослабевал, вот этим и воспользовались первые Скифы. Согласно   древнегреческому историку Геродоту, историки отмечают, что меч, будучи оружием ближнего боя, «никогда не играл первостепеннои; роли в вооружении скифских воинов». Кочевники в первую очередь славились тем, что были отличными конными стрелками из лука. Вообще акинак среди вооружения кочевников занимал лишь третье место, конечно же, после лука со стрелами и копья.  Меч, будучи оружием ближнего боя, не играл первостепеннои; роли. Длина акинака колебалась  между 35 и 45 сантиметрами. Позднее  меч стал длиннее, до 60 сантиметров.
Меч в большей степени был неотъемлемой частью, так называемой военной; аристократии, а вот рядовые воины не всегда имели в своем арсенале это оружие. В частности поэтому, как предполагают историки, мечи сравнительно редко встречаются в знаменитых скифских курганах, и это помимо того факта, что могильники часто подвергались разграблению. Акинак, по сведениям историков, — это персидский термин, который употреблял все тот же Геродот.


Рецензии
Сложно сказать какое отношение Донские казаки имеют к скифам. Скорее всего - самое отдаленное, возможно как наследники "Дикого поля", но не более.
Схожесть тактики конницы больше объясняется схожестью вооружения, эффективностью его прменения чем исторической, или этнической связью.
С уважением.

Евгений Солнцев   12.02.2016 07:07     Заявить о нарушении
Скифы-это содружество народов.Туда входили и славяне.Славяне тяготели к оседлой жизни.Поэтому ушли из неплодородных и засушливых земель на север.Некоторые племена славян,которые приняли потом название русы,добрались до угро-финских племён и стали мирно с ними сосуществовать,приняв их языческую веру.

Алексей Ковриков 6   20.04.2016 23:43   Заявить о нарушении
Ски́фы (др.-греч. Σκύθης, Σκύθοι, самоназвание: Skolotoi[1]) — древний ираноязычный[2][3][4][5][6][7][8] народ, существовавший в VIII в. до н. э. — IV в. н. э.[9]. Скифы не имели письменности[10], от их языка известны всего несколько слов[11]. Прямым потомком скифского языка в современный период является осетинский язык[12].

Часть скифов обитала в степной зоне Северного Причерноморья от Дуная до Дона, именуемой в древнегреческих источниках Скифией[13]. Многие племена и народы были как в союзе со скифами, так и враждебны им.

О скифах известно из сочинений античных авторов (таких как Геродот, Гиппократ, Плиний Старший, Чжан Цянь), археологических раскопок и генетических исследований.

Вячеслав Кудяков   01.08.2018 11:56   Заявить о нарушении
Л.Н.Гумилев.По соседству с Киевской державой в Восточной Европе зарождалось могучее

государство - Хазарский каганат. История его заслуживает внимания. Сами

хазары были одним из замечательных народов той эпохи. Первоначально их

поселения сосредоточивались в низовьях Терека и по берегам Каспия. В то

время уровень воды в Каспийском море находился на отметке -36, иными

словами, на 8 м ниже, чем сейчас. Оттого очень большой была территория

волжской дельты, доходившей до полуострова Бузачи - продолжения Мангышлака.

Это были настоящие каспийские Нидерланды, изобиловавшие рыбой.
Хазары - кавказское племя, жившее на территории современного Дагестана.

Автору этих строк доводилось находить в низовьях Волги их скелеты;

казалось, они принадлежат подросткам. Длина скелета составляет около 1,6 м,

сами кости мелки и хрупки. Подобный антропологический тип сохранился у

терских казаков. Следы обитания хазар у Каспия сейчас скрыты наступившим

морем, и лишь дагестанский виноград, принесенный хазарами с Кавказа в

дельту Волги, остался свидетельством их миграции.
Врагами прикаспийских хазар были степняки-буртасы и булгары. И тех, и

других в VI в. подчинили себе тюрки. В начавшейся у победителей

династической распре одни тюрки оперлись на булгар, другие на хазар.

Победили хазары и их союзники. Степные булгары бежали на Среднюю Волгу, где

основали город Великий Булгар. Другая часть булгарской орды во главе с

ханом Аспарухом ушла на Дунай, где, смешавшись с южнославянскими племенами,

положила начало новому народу - болгарам.

Вячеслав Кудяков   01.08.2018 12:30   Заявить о нарушении