Плати, бабка, за багаж!

   Бунтует что-то внутри меня , не соглашается и не принимает реалий современной жизни. Кому нужны  такие правила, которые в самые трудные периоды нашей жизни начинают играть против нас, играть  против нас уже не совсем удачливых и  не молодых? Я не ворона и не оракул,  я программистка,  бесконечно много раз моделировавшая  объекты и сценарии, к тому же  прожившая немалый отрезок времени,  видавшая чужие взлеты и падения. Чужие взлеты и падения  не планировала, лишь запоминала, свои не планировала, а лишь нарабатывала. Не великая задача, используя этот багаж, помогать  жить другим, ну, хотя - бы не мешать. Почему для многих  эта задача становится непосильной ?
   В маршрутное  такси с трудом вскарабкивается  старушка с полуторо-ведерным  мешком картофеля.
   Проехав несколько метров , раздосадованный водитель выкрикивает, заглушая работа мотора:
 - Плати ,бабка, за багаж!
   Старушка бодро  возмущается : «Милок, проезд же дорогим получиться - дороже самой картошки!»
   Водитель сопит и не трогается с места, старушка со словами «Эх, ты, хапуга» высаживается .
   Герой нашего времени - водитель маршрутки , чтобы настроиться на нужный режим работы, используя тайм-аут,  произносит, словно напевает любимую песню:
-  Надоело ремонтироваться за свой счет. Из-за таких пассажиров автобус часто ломается.
   Мало того , вовремя не одумавшись и не покаявшись, водителю встречного рейсового автобуса кричит во всю силушку, чуть не выпадая из окна:
-  Обязательно возьми  за её картошку , как за багаж!
   Где учился наш герой такому поведению? Это же чистейшей воды  проступок против своего будущего. Раньше такие проступки совершались под лозунгом идейной борьбы за государственные интересы. Результат помним? Империя разрушилась. А теперь это называется  борьбой  за личные интересы? Какого результата ждем? Какого разрушения? 
   Мы научились выбивать копейки из малоимущих, но не научились тратить рубль. Зачем на бедную худенькую женщину списать все свои промашки и сыпать и сыпать  в собственную копилку? Копилки тоже были, потом была инфляция. Хитрее стали герои - дворцы стали строить в рабочих кварталах, а копию выстраивать далеко от людского глаза в дремучих лесах.
   Неодушевленная недвижимость пропадает так же, как и возникает. Это мираж. Стоит мираж среди обычных хрущевок  и пока только удивляется терпению простолюдинов. Долго им суждено  смотреть друг на друга? Этот опыт тоже ведь пройден. Но, видимо, каждому хочется и дурной сценарий сочинить и в героя поиграть.
   Однако же вернемся к ситуации. Разве не в переполненных маршрутках часто мы ездим? Вес старушки  вместе с ее мешком картошки не превышает семидесяти килограмм.
   Махровее демократии чем в России нет, вероятно, нигде : можешь воровать – воруй, сможешь безнаказанно совершить преступление - совершай. Хочется обидеть старого человека - обижай, никто тебе замечания не сделает. Ведь  любой грех можно отмолить в церкви.
   С  какими мыслями я еду в этой маршрутке дальше. Во-первых, мне совестно, что я поздно обратила внимание на эту старушку и не оплатила ее мешок картошки. Ведь попадется пьянь , возможно , в недалеком будущем и я пожалею – дам на пропитание. Во-вторых, думаю, видимо наш герой более убогий, чем старушка, ведь сопереживающих водителю маршрутки было больше. 
   Хочется помнить, что мы  пассажиры одного автобуса, название которому жизнь. Сегодня ты рулишь и отвечаешь за судьбы людей. Завтра сам будешь пассажиром. Закон сохранения эмоций всегда работает. У тех, у кого  отнимется, столько и прибавиться и наоборот. Но мы не хотим знать этот закон, ведь  у нас махровая демократия!
   До сих пор два самых ярких примера из моей жизни помогают мне оставаться уважающим себя человеком. Один из уроков  преподала мне моя учительница биологии. Она сказала следующее:
-  Человек,  бросивший мусор , где попало, прежде всего, не уважает себя.
   Это настолько крепко вошло в меня, что, когда я стою перед очередной проблемой, я всегда учитываю,  а буду ли я себя уважать за принимаемое решение.
   Другой урок. Лет двадцать мне было. Ехала в трамвае, вдруг слышу почти плач: - Простите меня, пожалуйста, я не заметила, простите, пожалуйста!
   Вижу, как девочка лет десяти-двенадцати вскакивает с места перед пожилой женщиной, умоляет простить и помогает ей сесть, придерживая за локоть.
   Вы это в современной жизни можете увидеть? Мы видим следующую  картину: сидит женщина в расцвете сил,  рядом  пристроила отпрыска далеко за десять  лет, а рядом стоят старушки и стесняются за свое присутствие. Ухоженное семейство ничего вокруг себя не видит,  аккуратно  просверливая своим взглядом дырки в окнах.
   Старушки все еще терпеливы и богобоязненны, они знают истинную цену жизни. Главная истина по их опыту заключается в терпении .
   Я успокаиваю себя тем, что по натуре я критик, и только мне  попадаются на глаза незавидные сценки; другие же рассуждают и ведут себя и разумнее и хладнокровнее.
-  Если доживу, то также  терпеливо буду стоять в общем хоре. Ну, а если жена беременной будет или дитё заерзает на руках, и с этим свыкнусь - своя ноша не тянет.
   Давайте все же задумаемся: а хочется ли старым и пожилым людям продолжать путь вместе с нами? Им хочется выйти гораздо раньше. Выйти и идти - куда глаза глядят, и не видеть нас таких блестящих и ухоженных, но с "дырками" в голове.
    Это все разговор о народной культуре.  Моя мать по происхождению из крестьян. Два класса образования. Классику не читала, на балы не ходила, но что такое хорошо и что такое плохо без Александра Пушкина и Владимира Маяковского знала. Она могла обделить и обидеть своих детей, но никогда чужих. Она мимо зла не пройдет и помощь окажет. И культура эта - народная, человечья , которая называется чувством меры и справедливости, когда, вовремя и в меру сил оказываешь взаимопомощь. Вовремя высказанное одобрение продляет жизнь всем.   
   Родители  холят,  жалеют и лелеют. В итоге : чадо привыкаете быть «солнцем в оконце» и от всех к себе требуете такого же отношения. А где остальные учителя : взаимопомощь, наказание и одобрение?
   Мне дочь передала замечательное наблюдение:
-  Мам , как ты думаешь,  кто себя более вызывающе ведет  на замечание, скажем, контролера в автобусе -  рабочий или интелегент? Я ответила дочери, что, наверное,  рабочий в связи со своей  ненормативной  распущенностью. Дочь доказывает , что интелегент - «Он не потерпит , потому  что его статус не замечен, а именно он не позволяет высказывать ему какие-либо замечания».
  Все дело в статусе и культуре этого статуса. Чиновники - все та же избалованная братия, получающая ласку, внимание и место под солнцем  в кредит.
 "Плати , бабка, за багаж!" -  Такое обращение они допустят к себе?  Больше, чем кто-либо возмущаться станут.


Рецензии