Очерк. Что рассказала открытка
Если же говорить вообще о методах рекламы продукции, содержавшейся в подвалах господина Л. Н. Шустова, то необходимо сказать еще об одном: постоянные клиенты этого виноторговца на каждое Рождество Христово получали поздравительные открытки, на которых типографским способом было отпечатано: «Поздравляю Вас с высокоторжественным праздником Рождества Христова и наступающим Новым Годом». Конечно же, подобное поздравление клиенты получали и в канун Пасхи.
Другой, уже столичный виноторговец Алексей Андреев, заведение которого располагалось в доме 68 по Фонтанке, в продвижении своей продукции с помощью почтовых карточек, пошел еще дальше в желании сделать приятное клиентам. Он сделал поздравления адресными: в напечатанном, тоже типографским способом, на поздравительных открытках тексте оставлен пробел для фамилии адресата, которая вписывалась от руки. В нашем случае весь текст звучит так: «М. Г. г-н Гусев! Имею честь поздравить Вас, как своего многоуважаемого покупателя с праздником Св. Пасхи. Приношу свою благодарность за благосклонное внимание, оказанное моей виноторговле и льщу себя надеждою, что и впредь Вы не оставите таковым. С истинным почтением Алексей Андреев.». Мало того, что господин Андреев текст поздравления составил с услужливой витиеватостью, он еще и некоторые его слова выделил полужирным кеглем, а сам текст напечатал красной краской. Фамилия адресата вписана красивым каллиграфическим почерком красными же чернилами.
И это понятно: очень уж ему хотелось, чтобы его поздравление выглядело не хуже, а может даже и лучше, чем у его более солидного и, несомненно, более удачливого конкурента. Ведь у господина Шустова винная торговля была по всей России
Господин Шустов почтовые карточки для своих поздравлений заказал специально – об этом свидетельствует отсутствие открыточной спецификации на оборотной стороне, которая содержит текст поздравления. И надо сказать, что открытка эта – маленький литографированный шедевр, исполненный с конгрефом (рельефным изображением), в семь красок, среди которых есть очень дорогие: золотая и серебряная. Конкурент Андреев на такие расходы пойти не мог. Поэтому он приобрел обычные, уже готовые, правда, тоже литографированные почтовые карточки с местом для марки и разлиновкой открыточной спецификации на обороте. И уже на них, поверх линовки в типографии был нанесен текст поздравления.
И все-таки оба виноторговца не до конца использовали возможности почтовой карточки для рекламы своей продукции: лицевая сторона открытки являет собой обычный поздравительный сюжет: в первом случае – рождественский, во втором – пасхальный.
В моей коллекции есть три открытки, изготовленные по заказу французской компании «Вина «Сен-Рафаэль» из провинции Валанс (Дром), причем, заметьте, специально для России. Место для марки, письма и адреса на их обороте оформлено орнаментом из винограда, выполненном в модном тогда стиле модерн: здесь и лоза, и листья, и кисти спелых ягод. Нашлось здесь место и для словесной рекламы: «Вино «Сен-Рафаэль» укрепляет организм, способствует пищеварению и восстанавливает силы» и более крупно: «Лучший друг желудка великолепное французское вино «Сен-Рафаэль».
"Лицо" всех трех открытых писем оформлено в точном соответствии с «обороткой» – чистая реклама-интервенция, исполненная в технике литографирования санкт-петербургским издателем Т. Киббелем. Имя графика не известно, но судя по мастерству исполнения, – это был не последний художник российской столицы.
Визуальная реклама ориентирована на все возрастные группы: пожилых, людей среднего возраста и детей. Да-да и детей – на открытке заботливая мать дает рюмку вина захворавшему ребенку. На другой открытке не менее заботливая внучка наливает вино в рюмку своего деда. И, наконец, цветущий мужчина запивает свой обед все тем же «Сен-Рафаэлем». На "лице" каждой из трех открыток имеется еще и текстовая реклама. Для старика и ребенка текст одинаков: «Французское вино «Сен-Рафаэль» превосходно на вкус, укрепляет организм, способствует пищеварению, согревает и восстанавливает силы. Продается везде.». Текст третьей открытки отличается: «После еды рюмка великолепного французского вина «Сен-Рафаэль» предохраняет от желудочных заболеваний, укрепляет и способствует восстановлению сил. Превосходно на вкус.».
Две из этих открыток дошли до наших дней чистыми, значит сразу попали в чьи-то коллекции, и только одна прошла почту из Говардово в Калугу в 1910 году, то есть без малого сто лет назад.
И хотя прекрасно понимаешь, что все это всего лишь в меру ловкий рекламный ход, так и хочется откупорить бутылочку «Сен-Рафаэля» и наполнить рубиновым напитком высокий хрустальный бокал.
В качестве иллюстраций использованы открытки из коллекции автора.
Свидетельство о публикации №211112800046
Правнук Плюшкина 09.03.2012 15:56 Заявить о нарушении
Юрий Комболин 09.03.2012 21:38 Заявить о нарушении
Правнук Плюшкина 10.03.2012 17:06 Заявить о нарушении