Любовь и боль моя - Ереван!

Эребуни - Ереван. . . Так воспринимается урартская клинопись об основании в 782 году до нашей эры одного из древнейших поселений мира на Востоке и Западе. Ереван - город древний и в то же время молодой. Кроме остатков и развалин городищ и крепостей Эребуни, Арин-берд, Кармир-блур сохранились лишь несколько малоприметных церквей и затерявшаяся в городской застройке скромненькая персидская мечеть - как свидетельство многовекового мусульманского владычества. Кстати, ныне даже столь почтенная "метрика о рождении" пересматривается европейскими учеными-археологами, так как поселению Шенгавит на окраине современного Еревана около 6 тысяч лет!
Ереван… Как много света и солнца в гармоничном  имени этом – родном и близком каждому человеку, в жилах которого течет армянская кровь! Даже графика и фонетика названия величаво-мажорны… А скромная прелесть постоянно меняющейся панорамы столицы вызывает неописуемые чувства благодаря библейской горе!
Языческий город под дланью свидетеля Всемирного потопа Арарата, “накручивая” века и тысячелетия, приобретал все большее значение для армянства как вполне сложившийся и устоявшийся  очаг развития исконно армянской жизни. Уютно приютившийся  в межгорной котловине между Масисом и Арагацем, почти посередине между озерами Ван и Севан, на перекрестке трех миров – русского, тюркского и иранского, городок после присоединения в XIX веке к Российской империи становится важным для самодержавия форпостом – дабы  “курировать” мусульманский мир в жесткой конкуренции с надменной Европой. На заре двадцатого столетия немецкий дипломат Рорбах заметил: “кто владеет Арменией, тот владеет всем Ближним Востоком!” (Конечно, он имел в виду не сегодняшнюю скромную по размерам Республику Армения, а все обширное Армянское нагорье в 300 тысяч кв.км, с которого, кстати, берут начало все главные реки региона - Евфрат, Тигр, Аракс и Кура).
Роль и место Еревана, несмотря на его скромные показатели по всем европейско-российским меркам (население, территория, благоустройство, уровень жизни и т.д.), тем не менее были уникальны: здесь, как нигде более в мире, армянин твердо стоял на  ногах, ощущая под собой священную армянскую землю, а за его спиной, как  могучий страж,  возвышался духовный и осязаемо-реальный символ Армении – исполин  Арарат! (Мощная энергетика этой великой горы заряжала и до сих пор заряжает любого армянина духовной и – почему  бы и нет? – физической силой, огромной волей к свершениям и победам!). Здесь армяне как бы интуитивно чувствовали себя более неуязвимыми, не зависящими от капризов окружающих их чуждых людей, обстоятельств и "державных" властей. А сколько их перевидела на своем почти трехтысячелетнем пути жемчужина Араратской долины – персов,  византийцев, арабов, татаро-монголов, разномастных тюрок, русских…
Ереван начала ХХ века все еще скромный провинциальный городок на отшибе российского государства, но по праву гордящийся своей самобытной культурой, благопристойными и тщательно оберегаемыми обрядами и традициями, высокими нравственными устоями. Ростки европейского и российского гармонично переплетаются с чисто армянскими истоками. Под властью России грядущее восточного армянства кажется незыблемым,  безоблачным, вечным. Но наступают бурные, кровавые  времена: хаос, революции и войны по всей России, в том числе Закавказью…
И вот уже Ереван – столица сначала независимой дашнакской республики, а затем и советской Армении. Воодушевленный народ, полувырезанный и полуперебитый в Османской империи в годы Первой мировой войны  турками, с надеждой смотрит на свой вновь обретенный очаг и консолидируется вокруг новой, не всеми в Армении с одинаковым энтузиазмом воспринятой  власти. Аргумент, однако, бесспорен: ведь армяне выжили, обрели робкие признаки собственной государственности! Ереван 1918-1920-х годов уже населяют не только коренные ереванцы: сюда  потянулись, как на заветный и единственный огонек надежды, возрождения и спокойной жизни без крови и слез, уцелевшие от геноцида 1915 года армяне со всех концов Западной Армении – Эрзерума, Вана, Битлиса, Муша, Карса, Ардагана… В новоявленную столицу Армении  стали съезжаться яркие представители армянской интеллигенции, творившие до этого в России, в Закавказье, в зарубежной диаспоре. Славу и гордость нового Еревана составили  прославленные зодчие, музыканты, художники, писатели и поэты, специалисты, особенно строители, организаторы и “реформаторы”, преданные идеям русских большевиков… А 1960-70-е годы – подлинный  расцвет Еревана, его “золотой век”, когда всего за несколько десятилетий скромное армянское поселение превратилось в пышущий энергией  мегаполис в Араратской долине, в один из красивейших в архитектурном плане городов-“миллионников” во всем Союзе. Ни у одного армянина  язык  не повернется отрицать колоссальные успехи города во всех сферах жизнедеятельности нации за прошедший век. Это нехотя признавали даже те, кто в армянской диаспоре на дух не переносил “коммунистическую кабалу” родного народа…
История сделала свой очередной кульбит, возможно, не самый удачный, и Ереван, в переплетении веков перевидевший много ужасов и крови от вечно наседавших врагов, вместе со всем народом Армении  вступил в кризисный период девяностых… Развал СССР  в конце ХХ  века потряс страны и народы всего континента, исказил всю устоявшуюся после Второй мировой войны систему ценностей, весь уклад жизни общества.
Жизнерадостный, веселый, добродушный, немножко бесшабашный, с не очень уважающими закон и порядок своими жителями, единственный в мире армянский “до мозга костей” город почти в одночасье превратился в “золушку”, потеряв почти все – и активное, трудоспособное население, и развитую многоотраслевую промышленность, и крупных специалистов, а главное – свой  неповторимый облик и колорит… В обиход оторопевшего от нахлынувших событий  населения, вмиг лишившегося электроэнергии, газа и других столь, казалось бы, доступных и почти “дармовых” благ цивилизации, вошли свечи, печки-“буржуйки”, керосинки, вязанки дров, и в мгновение ока вся Армения, как и многие другие регионы когда-то мощной, но постепенно дряхлеющей советской империи, была отброшена буквально на сто лет назад! Растерянный народ стал спасать себя, свои семьи, детей и близких, не надеясь больше на продажных и коррумпированных “новых чиновников”, пришедших к власти на волне однозначно справедливых, патриотических лозунгов о свободе Карабаха, поддержанных армянами всего мира, – люди уезжали, бросая и продавая за копейки все накопленное за всю свою жизнь, ринувшись на все четыре стороны света… Россия, Америка, Европа стали на время (или, увы, навсегда) их новой родиной. Голод, холод, мрак, неопределенность и страх перед грядущим, уныние и бессилие перед царящим беспределом и внешней блокадой, полученной в награду “за непослушание” от “хороших” соседей, охватили оставшихся в городе... Еще недавно тонкие, яркие, одухотворенные творческие личности уезжали не оглядываясь, проклиная судьбу и власти, спивались или даже кончали жизнь самоубийством… Света в конце тоннеля, казалось, не было видно. Даже ереванцы сельского происхождения, враз вспомнившие о своей “малой родине”, подавшись туда, нашли там тот же холод, мрак, голод, отчаяние, озлобленность, обездоленность, растущую преступность...
К счастью, длился этот кошмар не так долго: уже к концу 90-х жизнь в Армении и, в первую очередь, в Ереване стала меняться в лучшую сторону и дала реальную надежду на быстрое восстановление всего утраченного и ценного – и в материальной, и в общественно-политической, и в культурной сфере.
В начале третьего тысячелетия Ереван вновь обрел почти былую уверенность, силу и красоту: даже самому неисправимому пессимисту нынче не удастся “смазать”, “закамуфлировать” очевидные достижения  страны и столицы. Пройтись по вечернему Еревану ныне любо-дорого: центр, залитый светом, сияющий рекламами и витринами фешенебельных ресторанов и баров; изобилие продуктов и товаров со всего света в классных супермаркетах; уникальные, оригинальные сооружения в основательно реконструируемом центре (заметим, на которое так и не замахнулись даже в самые лучшие годы советского времени). Наконец, все более оптимистичная и уверенная в себе и в завтрашнем дне образованная, грамотная молодежь на улицах, в вузах и офисах армянских государственных учреждений и международных организаций…
На моих глазах коренного ереванца рос величественный город армян: создавались многие его монументальные площади и целые ансамбли улиц, жилых кварталов, великолепные мосты, вставали в полный рост прекрасные и одухотворенные памятники выдающимся деятелям армянской литературы, искусства, культуры, науки и истории, раскинулся в ущелье Зангу уникальный стадион-семидесятипятитысячник “Раздан” и несбыточная мечта для многих более крупных и именитых городов – метрополитен!
Амаркорд – я вспоминаю и помню!… Жизнь нашего поколения, пусть довольно бедная и не очень счастливая, тем не менее била ключом – мы росли физически и душевно красивыми, одухотворенными  и жизнерадостными детьми, тянущимися к светлому, достойному, к высотам культуры, к образованию, безусловно верящими, пусть и под прессом коммунистического “кодекса чести” в свое светлое будущее. Никогда не забуду висящие во всех школах необъятной страны плакаты и лозунги недолгой “хрущевской поры”: “Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!” и нашу телячью радость от осознания этого эпохального события, в которое мы действительно верили в то время!… В раннем детстве мы радовались нашей скромной, но любимой детской железной дороге в ущелье тогда еще многоводного и бурлящего Зангу, оригинально устроившемуся в ландшафте Аванского ущелья зоопарку. Чуть постарше мы умилялись первыми кафе с современными интерьерами, куда заходили небольшой “компашкой” парней или с девушками - “пофорсить”  за чашечкой кофе  и с модными тогда среди юнцов отличными армянскими сигаретами “Салют” в зубах (парни побогаче кайфовали в барах, балуясь “Мальборо” и “Кентом”)…Мы, естественно, тогда не читали глянцевых и гламурных журналов (тем более не видели порножурналов), не знали компьютеров  и DVD-кассет, прелестей современного Интернета, порою весьма сомнительных… Самой большой “забугорной” радостью большинства из нас были в основном франко-итальянские и американские фильмы, польские журналы “Экран” и “Фильм”, глянцевые журналы “Америка” и “Англия”, “бочком” вошедшие в наш мир, а также первые импортные жвачки – эти неистребимые символы “загнивающего” капитализма! Мы росли, мужали, получали “обязательное” высшее образование, “пахали” в армии, затем создавали семьи, рожали и воспитывали детей, женились-разводились в круговороте утомляющей повседневности госслужбы (а иной и не было!) и общественно-политической апатии… Так было довольно долго и, казалось, ничто не способно нарушить этого вечного “застоя” великой и напустившей страху на весь мир ядерной державы и ее скромного и малоприметного приграничного уголка – Еревана … Но времена менялись, и в целом это было прекрасно – так и должно быть: топать на месте  и вечно ностальгировать не самое лучшее занятие в этом мире…
Ереван растет, обновляется даже в нынешние нелегкие времена, когда многие коренные ереванцы в мрачные девяностые вынуждены были из-за хаоса и беспредела покинуть город и страну… Столица вновь расправляет крылья, и это искренне радует и армян, живущих в ней, и всех наших соотечественников, осевших на дальних берегах, - ведь Ереван не только столица Республики Армения, это Столица Всего Армянства! Так должно быть вовеки веков – другого, более благодатного уголка земли нам никто в этом мире не подарит, да нам и не нужно чужого – свое бы сохранить с честью и достоинством!
Ереван – самый значимый, заветный и единственно надежный Армянский Очаг на все времена!

-------------------
 
* 2800-летие Еревана отмечалось в октябре 2018 г.


                *    *    *


Рецензии