Поездка в Финляндию

                Поездка в Финляндию

       В мае  2001 года  меня   пригласили  поехать в  Финляндию. Но в связи с тем, что срок действия моего заграничного паспорта  к тому времени закончился, реализовать это предложение я не смог. Была и другая причина, которая сдерживала принятие положительного решения. Поездка организовывалась московской общиной «Евреи за Христа» по приглашению так называемой «Свободной церкви»,  по идеологии приближенной к протестантству.
      Это обстоятельство вызывало у меня большие сомнения.
Мои предки и родственники – приверженцы классического иудаизма,  а в общине «Евреи за Христа» я видел сектантство. Эти обстоятельства сдерживали принятие решения.
     Сомнения длились семь месяцев. Однако, несмотря на это, я всё же оформил, на всякий случай, заграничный паспорт и продолжал  советоваться с родными, друзьями, знакомыми. В конце концов, принял решение поехать. Хотелось узнать поближе, что это за страна Финляндия, и кто эти  люди, так или иначе, ищущие общения с евреями.  Каково их отношение к миру, добру, любви и, вообще, к общепринятым моральным, человеческим ценностям.
      Наша группа из тридцати человек на семьдесят процентов состояла из женщин, по национальному составу была разнообразной: русские (большинство), евреи, карелы... По вероисповеданию - затрудняюсь сказать. По моему наблюдению немало было атеистов,  желавших посмотреть страну, отдохнуть на природе, покататься на лыжах. Поездка была значительно дешевле относительно других туристических путешествий.   
      Подавляющее большинство отправлявшихся в поездку  были люди с высшим образованием: врачи, инженеры, преподаватели, ученые. По социальному положению они были достаточно обеспеченными. 
      Накануне поездки,  в субботу, отъезжавших  пригласили в кинотеатр «Сатурн», где проходило богослужение.  Встретили нас доброжелательно,  построили перед сценой, благословили на поездку. Было высказано много теплых слов и пожеланий. Познакомились со старшей группы Аллой - приятной женщиной лет шестидесяти, с высшим образованием, знавшей  христианские молитвы. Каждое наше передвижение начиналось с молитвы, которую произносила Алла: просьбу к Всевышнему о благополучии в нашей поездке. Несмотря на это, ряд неприятностей нас всё же постигло.
      В Санкт-Петербург вечером отправились скорым поездом, где в нашем купе плотно не закрывалось окно и проникал снег. Всю ночь просидели в верхней одежде.  Еле дождались наступление утра. На вокзале в Питере нас ждал финский автобус, на панели управления которого  красовалось изображение звезды Давида, внутри её - крестик.
      В Выборге процедура отметки в паспорте о пересечении российской границы длилась более двух часов. Молодая девушка вела «допрос» каждого. Меня спросила, держа мой паспорт в руках, как меня зовут, где родился, откуда еду, где и когда получал паспорт? Троих из группы пригласили в отдельную комнату для беседы и уточнения некоторых данных. Продолжительная остановка позволила нам поменять доллары на финские марки. В ожидании  отъезда в газетном киоске моё внимание привлекла независимая российско-финская приграничная газета «Выборгские ведомости», издаваемая в Хельсинки, а в ней большая публикация «Почему Сталин не судил Маннергейма?» Мне это было очень интересно, - начало моих впечатлений о поездке.
      Маннергейм - маршал и президент Финляндии прослужил до 1917 года  три десятилетия в русской армии и с победой февральской революции подал Временному правительству прошение об отставке и уехал на родину в  Финляндию. В царской армии дослужился до генерал-лейтенанта, военный разведчик, активный участник Брусиловского прорыва в Первую мировую войну, был награждён высшими орденами России. Имя его было занесено на мраморные скрижали Георгиевского зала в Кремле.
      Во Вторую мировую войну при президенте Ристо Рюти Финляндия в коалиции с Германией выступила против Советского Союза. Однако в ходе войны главнокомандующий маршал Маннергейм неоднократно уклонялся от требований Берлина предпринять те или иные военные действия по захвату Ленинграда и Кировской железной дороги (Ленинград-Мурманск). Через Мурманск шла основная поставка военной помощи из США. Маннергейм, сменив Рюти на посту президента, в середине 1944 году подписал перемирие с СССР и вышел из договора с  Германией. Его первый приказ на посту президента требовал очистить финскую территорию от немецких соединений. Финская армия фактически выступила как союзник СССР, ведя жестокие бои с немцами.
      Рассказать о сути прочитанной статьи о Маннергейме меня побудил  интересный факт,  неизвестный мне дотоле. Дело в том, что он  отказался от требования немцев депортировать в концлагеря рейха финских граждан-евреев. На меня это произвело глубокое впечатление. Сегодня Финляндия из стран Европы наиболее благосклонна к еврейскому народу, в чём я смог убедиться в поездке по стране, беседуя с финнами.
      Финская таможня оформила пересечение границы за 15 минут. В автобусе пограничник собрал все наши паспорта, а через короткий промежуток времени их нам вернули с отметкой  через водителя нашего автобуса. 
      На полпути к месту нашего пребывания нас  встретили пригласившие  финны. Войдя в салон автобуса, приветствовали на иврите: «шалом», поздравили с наступающим праздником Хануки. Они привезли еду - по большому тёплому беляшу, пирожные, бананы, термосы с кофе,  йогурты.   
      К вечеру, проехав двенадцать часов, мы добрались до  места назначения. Это хутор, состоявший из нескольких одноэтажных домов с названием «Кармель-коти». Кармель - это гора (возвышение) в Израиле, а коти - по-фински дом. Так что название хутора следовало понимать  как  «Возвышенный дом» (в нравственном отношении).
      Разместились в  деревянном доме. Небольшой холл, номера на два человека. В комнатах уютно, чисто, приятные постели, санузел, хорошее освещение. В торце дома располагалась сауна, воспользоваться которой можно было  вечером. Столовая размещалась в соседнем доме. Там же находились зал и сцена, стулья для посетителей и пианино. Между залом и столовой - раздвижная стена, что позволяло объединить при необходимости оба помещения. Зал использовался для молитв, бесед и пения песен. Чтобы все принимали участие в хоровом пении, каждому вручался песенник. Текст песен  религиозного содержания. В этом же доме было помещение, где  просматривались видеокассеты.
      Весь комплекс расположен в лесном массиве из сосен и елей, берез мало. На  ветках  деревьев  много снега, отчего всё кажется сказочным. Снег на полях  и в лесу чист, как и воздух во всей округе. Встречающиеся камни-валуны напоминали,  что вы в северных широтах.    
      В первый вечер собрались в столовой, где состоялось знакомство с обслуживающим персоналом. Главными действующими лицами во всей нашей поездке были четыре человека: директор - молодая финская девушка, слабо знавшая русский язык; повар - тучный финн с большим открытым лицом лет пятидесяти; водитель автобуса - финн средних лет с длинными светлыми волосами, с маленькой редкой бородкой и усами рыжей масти, внешность которого напоминала мушкетера; и Лена - женщина лет двадцати семи, недавно приехавшая с мужем и двумя детьми 3-х и 5-и лет из Кузбасса желавшая остаться в Финляндии на постоянное  жительство. Она и стала  связующей с финнами, так как  изучала финский язык и кое-что уже понимала. Её приезд в Финляндию был уже вторым. 
      Лена рассказала, что все постройки «Кармель-коти» и земля в окрестности принадлежат одному хозяину, который создал на ней  туристический комплекс с религиозным уклоном. Идея создания «Кармель-коти» возникла у хозяина после длительного его пребывания в Израиле с группой финнов  в качестве  волонтера.   
      Перед вкусным ужином зажгли ханукальную свечу, Алла произнесла молитву на русском языке. Затем на иврите произнес благословение на еду  один из наших  братьев Евгений, так рекомендовала нам Алла называть членов нашей группы. Далее эта процедура повторялась на протяжении всей нашей поездки. Еда выставлялась на длинный стол, откуда каждый брал всё, что было на столе и столько,  сколько в состоянии был съесть.   
      После ужина Алла рассказала всем суть праздника Хануки  и попросила  кого-либо дополнить её рассказ. Такое оказалось необходимым, так как многие из нашей группы мало знали о еврействе.   
      Тут я вспомнил прекрасные лекции по истории еврейского народа, прослушанные в культурных еврейских центрах, и  с удовольствием  дополнил Ален рассказ  повествованием о предшествовавших и последовавших событиях Хануки. Увлекшись и увидев определенный интерес к моему рассказу, начал излагать историю еврейского народа с периода Римской империи, в эпоху Карла Великого, дошёл до положения евреев в царской России и сталинский период.  Закончил свой рассказ  о прошедшем  в Москве в начале декабря фестивале еврейской книги.
      Разумеется, за 25 минут я поверхностно коснулся излагаемых тем, но и это произвело впечатление на слушателей. Мне задавали много вопросов, спрашивали, откуда мои познания и кто я по специальности. Пришлось отвечать:  «Посещайте культурные еврейские центры, общинные дома, синагоги, библиотеки, читайте еврейские газеты, журналы и  книги, посещайте музыкальные и видео салоны. Сегодня это доступно каждому верующему и атеисту и всё бесплатно. Убежден, что ваша жизнь станет намного интереснее и некоторые  почувствуют себя евреем не только по  паспорту.
      На второй день нам предложили  посетить близлежащие магазины.  По нашему понятию это были сельмаги. Товаров немало, но очень высокие цены. Начинается пересчёт, марки переводятся в рубли. Не мудреный расчёт показывает, что 1 кг. средних по качеству конфет стоит 300-350 руб., видеокассета 400 руб., керосиновая лампа кустарного производства 550 руб., 1 кг. яблок - 90 руб., шариковая ручка - 45 руб. Понимаем, что цены товаров в Москве в 1,5 - 3,0 раза ниже. Кое-что покупаем по мелочи, важно порадовать близких сувениром из другой страны. Заработная плата финнов, видимо, соответствует  ценам на товар. 
      Рано утром следующего дня отправляемся в Хельсинки.  Предстоит четыре часа пути.  Рядом со мной  села пожилая женщина.  Мы познакомились ещё в поезде. Звали её Марина Семеновна, врач-психиатр, ещё работает медэкспертом в клинике имени Сербского. На неё произвел впечатление мой рассказ о проводимых культурных программах в еврейских общинах и культурных центрах. Судя по всему, она о многом  слышала впервые, хотя у неё была еврейская фамилия. Во время беседы иногда останавливала меня и с восторгом произносила: «Так это же безумно интересно!». Сев рядом со мной в автобусе, она, видимо, хотела продолжить разговор, начатый в поезде.  Но разговор пошёл о другом,  современной медицине и квалификации врачей. 
      Во время нашей неторопливой беседы, Марина Семеновна  пожаловалась, что ей холодно, несмотря на то, что на ней была дубленка, а автобус отапливался мощными струями теплого воздуха. Я предложил ей имевшееся в автобусе одеяло. Она взяла его и загородилась от стенки. Помолчав некоторое время, открыла сумочку, достала таблетку и положила её в рот.
      В это время женщины, сидевшие по другую сторону прохода в автобусе, попросили меня снять их на видеокассету. Я встал с места и сделал два шага по проходу,  примеряясь к съёмке. И вдруг услышал крик:  «Женщине плохо!».  Переведя взгляд в другую сторону, я увидел Марину Семеновну с закинутой назад головой и закрытыми глазами, а возле неё её подругу, врача-терапевта, пытающуюся привести Марину в сознание. 
      Из автобуса, находившегося на трассе, водитель по телефону связался с соответствующей службой, и через 10 минут подъехала «Скорая помощь». В то время в России не было сотовой связи, а потому использование нового способа телефонного общения нас восхитило.  Уяснив в чём дело, медики спросили о страховке. Оказалось, что все члены нашей группы были застрахованы в «Спасских воротах» через центр урегулирования страховых случаев в городе Мюнхене. Марину перенесли в автомобиль «Скорой помощи» и вызвали в помощь специализированное авто с врачом-кардиологом и необходимой аппаратурой. Сделав кардиограмму, нам сообщили, что у неё инфаркт и увезли в больницу. С ней уехала директор «Кармель-коти», которая должна была  выполнять функцию гида в Хельсинки.
      Наше движение продолжилось. Алла без конца молилась Богу, чтобы он помог Марине и она вернулась бы к нам. Настроение у всех подавленное. 
      В Хельсинки посетили католическую церковь, встроенную в скалу в виде пещеры, с большим залом и креслами. Постоянно играл орган.
      Далее проехали на сенатскую площадь. На возвышении  здание из белого камня с четырьмя одинаковыми фасадами. В плане здание символизирует крест. В нём заседает  собор. От центрального  фасада здания вниз на площадь  ведут  50 каменных  ступеней, протяженностью по ширине не менее 150 метров. В центре площади памятник  русскому царю  Александру II, освободителю Финляндии от шведской зависимости.  Пояснили, что в Финляндии чтут  две  русские личности,- это   Александр II и В.И. Ленин, давший согласие на реализацию правозглашонного декрета на самоопределение народов царской России.
      Нам отводится три часа свободного времени. Все идут на рыбный рынок и в другие магазины. А я, бегло осмотрев эти достопримечательности, отправляюсь к морю, где к терминалам пришвартованы два морских  парома,  осуществляющих связь с Германией и Швецией. Впервые вижу морские паромы и они меня впечатляют своей громадой, сиянием прожекторов. Идет загрузка парома через открытые аппарели. Непрерывной колонной во чрево громадины, повинуясь  регулировщикам, въезжают автомобили. Машины на фоне парома кажутся спичечными коробками. Как завороженный, любуюсь панорамой более получаса. Снимаю на видеокамеру.   
      Вернувшись к Сенатской площади. Побродил по прилегающим улицам. С наступлением темноты обнаруживаю, что к площади стали подъезжать разукрашенные грузовики с людьми, наряженными в костюмы различных зверей, гномов, сантоклаусов и других сказочных персонажей. Собравшиеся люди махали руками, приветствуя подходившую публику. Появились конные упряжки с телегами-теремами, полиция и пожарные машины. Всё освещалось яркими прожекторами. Народ прибывал с удивительной скоростью. Вскоре площадь, лестницы, ведущие к собору, и прилегающие улицы были забиты людьми, пришедшими посмотреть представление накануне нового католического года. Я не могу рассказать, что было дальше, так как полиция потребовала, чтобы наш автобус  покинул площадь, что мы и сделали с большим трудом.                               
      На следующий день нас повезли в аквапарк, расположенный вблизи небольшого города Нокия - центра всемирно известного электронного производства Финляндии. Это в 25 минутах езды от Тампере.  Аквапарк - большое красивое здание из стекла и бетона, расположенное на берегу большого озера. Стоимость посещения 50 финских марок. В нём можно находиться весь день. Проходишь кабинку для раздевания, закрываешь одежду в индивидуальный шкафчик, моешься под душем. И только потом окунаешься  в бассейн с голубой водой, температура которой около двадцати шести градусов. По стенкам образующим как бы лабиринты, - джакузи - сильные струи воды, массирующие пятки, ноги, спину. У противоположной стенки мощная струя воды, вытекающая из трубы, массирует плечи. В начале каждого часа звучит гонг, извещающий начало волн, которые длятся   пятнадцать минут. 
      К услугам отдельные небольшие бассейны для семьи или компании друзей. Можно подняться на вышку и по винтовому желобу в потоке воды «пролететь» в бассейн. Для любителей попариться три вида саун: финская, турецкая, римская. Заглянув во все три, я понял, что это удовольствие не для меня, учитывая возраст и состояние здоровья. Зато купание в бассейне доставило мне большое удовольствие и неизгладимое впечатление.
      Вернувшись в Кармель-коти, мы стали готовиться к встрече субботнего дня. Она была ознаменована приездом к нам на ужин гостей - финнов, живущих поблизости. Все они прожили некоторое время в Израиле и почти каждый год посещают эту страну, которая стала для них небезразличной. Приехавшим финнам понравилось моё имя  Соломон, они многократно его повторяли и  доброжелательно смеялись. В этом слове они почувствовали, как мне показалось, что-то настоящее, еврейское.
      Перед ужином я беседовал с финской женщиной лет пятидесяти, - учительницей русского языка  местной школы. Разговор пошёл о наших профессиях, о случившейся беде с Мариной Семеновной. Учительница предложила, чтобы после выписки из больницы, Марина пожила у неё дома. Предложить такое постороннему человеку, тяжело больному, да ещё из другой страны, это уже поступок, заслуживавший большого уважения. Её гуманность произрастала из высокого уровня религиозности, в чём мы вскоре убедились. Далее наш разговор перешёл о событиях в Израиле.  Собеседница яростно обрушилась на поведение арабов, которые своими действиями провоцируют войну на Святой земле. Особенно досталось Арафату, коварному и омерзительному типу, который виделся ей как вечный лжец, ведущий двойную игру. «Этот террорист держит палестинский народ в заложниках своих амбиций,  не хочет мира, говорит одно, а делает всё наоборот. Теперешнее  положение использует для личной наживы. Готовить и посылать террористов на смерть это великий грех». Я не ожидал столь откровенной оценки положения в Палестине. Это не было сказано в угоду евреям, посетившим Финляндию. Передо мной стоял честный, глубоко верующий  человек, европеец.   
      Эта беседа на долго осталась в моей памяти.  Как здорово, что финская учительница русского языка так думает.   Хотелось бы, чтобы сегодня её услышали европейцы. Такая учительница может воспитать в учениках стремление к добру и справедливости, безусловных друзей еврейского народа,  да и русского тоже. В Финляндии мы услышали, что ряд протестантских пастырей высказали гуманную мысль:  «Если израильский народ постигнет  беда, то Финляндия должна принять израильтян у себя». Надеюсь, что этого не потребуется, но всё равно большое им спасибо за добрые слова и намерения.
      Ужин был прекрасный. Жареная семга с картофелем и вкуснейшей подливой. Все разместились за тремя длинными стола.  Я сел с краю, рядом с моими знакомыми по Московскому общинному центру современного иудаизма Ольгой - врачом до пенсии, и её мужем Евгением - преподавателем строительного института. Напротив нас расположилась финская супружеская пара средних лет. Он ; рослый мужчина с небольшой бородой, за всё время обеда не проронил ни единого слова.  Зато она всё время улыбалась и очень хотела с нами разговаривать, но, не зная русского языка, пыталась отдельными словами привлечь наше внимание. Понимая нелепость своего положения, она смеялась над своими попытками. Вскоре обнаружилось, что финка сносно знает иврит, выученный в  Израиле во время её  посещения Святой земли в качестве волонтёра. Знал немного иврит и Евгений. В результате мы узнали, что весной этого года супруги в составе группы финнов побывали у израильских друзей, сделали там много снимков  и хотели бы нам показать слайды. Договорились организовать просмотр на следующий день.  В знак уважения к нашим собеседникам Ольга и Евгений подарили им фарфоровую масленку, расписанную под гжель. 
      Следующий день был свободным  от поездок.  Отдыхали, гуляя по окрестностям «Кармель-коти». Погода - чудесная. Мороз минус восемь градусов. Во второй половине дня просмотрели видеофильм  «Два часа на Святой земле». Увлекательное путешествие по Израилю с поэтом Игорем Губерманом. Вечером, после ужина, состоялся просмотр обещанных нам слайдов. Комментировала их учительница русского языка.
      В первой половине дня  воскресенья  нас повезли в торговый комплекс, расположенный  довольно далеко от жилого массива.  Комплекс состоит из четырех магазинов и автостоянки для нескольких сот машин. Сюда приезжают на собственных автомобилях или на велосипедах, ; далеко от основных магистралей. Здания магазинов ангарного типа на самообслуживании. Товары: от булавки до снегохода.  Покупают за деньги, по кредитным карточкам и финансовому счету. Работает отделение банка.
      Во второй половине дня едем в небольшой городок на службу в церковь. Небольшая одноэтажная пристройка к жилому трехэтажному дому. Зал на 150 мест, небольшая сцена,  стол, кафедра,  пианино. Над сценой экран для проецирования текстов молитв. Нас встретили радушно, угостили  чашечкой кофе с пирожным. Службу начал пастор - рослый мужчина лет 45,  с крупными зубами, сверкающими в постоянной улыбке.  Одет в черный костюм, темную сорочку со светлым галстуком. Небольшая проповедь и пение молитв под аккомпанемент пианино, гитару и бубен. Поёт весь зал.   
      Финны учли, что в зале находятся евреи из России и в наш адрес прозвучали на русском языке добрые  пожелания иудеям. Переводчик также  рассказал о содержании проповеди, где шла речь о вреде алкоголя, курения, морали и нравственности. От нашей группы выступила Алла. Поздравила прихожан с наступающим рождеством, отметила единство Бога, попросила у Всевышнего счастья и благополучия, мира на земле. Выступление  слушали внимательно и аплодировали. Начинается концерт. Поёт хор детей и пожилых людей,  на пианино играет мальчик лет десяти. Песни религиозного содержания. Разыгрывается сценка о встрече нового года в семье. Выступает хор детишек  в возрасте от 3 до 8 лет, одетых в гномиков.
      На сцену выходит женщина с недавно родившимся ребенком, пастор благословляет мать и дитя. За тем на сцену вызываются пожилые люди, которым в текущем году исполнилось 70 лет, им дарят букеты цветов и подарки. С ответным словом выступили юбиляры.  Два выступления  коснулись и нас. Нам - евреям желали здоровья, добра, мира, благополучия и терпения.
      Следующий день - поездка в  Тампере.  Город  с населением 200 тысяч человек,  находящийся на перешейке между двух озер, водная гладь которых уходит за горизонт.  Знакомство  начинаем с «Дворца Тампере», построенного из стекла и бетона десять лет назад. Дворец предназначен для концертов и конгрессов. Представляет интерес как образец современной архитектуры.
      Город основан в 1779 году  шведским королем Густавом III и быстро стал развиваться, как  промышленный центр.  К двадцатому столетию Тампере  стал самым большим индустриальным городом страны. В семидесятые  годы прошлого века заводы и фабрики стали закрываться, в связи с требованиями экологов. Сегодня во многих, некогда промышленных зданиях, расположились офисы, культурные учреждения, квартиры для горожан.  В Тампере 26 музеев, один из которых, единственный в мире, привлек особо наше внимание - музей Ленина. Здесь впервые Ленин встретился со Сталиным. В одном из городских зданий прошла первая партконференция РСДРП. С территории Финляндии Ленин проник в  Петроград в семнадцатом году, она стала  подпольным каналом снабжения большевиков. Именно Ленин дал финнам самостоятельность, не принявшим открыто участия в революции, претворив в жизнь принцип самоопределения наций. Устроители музея, а это частное заведение, полагают, что капитализм не может справедливо решать  социальные проблемы трудового народа, а потому идеи Ленина всегда  востребованы. К этому можно подойти двояко: воспринимая положительно или безапелляционно их отвергая.  Ленин остаётся символом изменения жизни к лучшему у большинства народов развивающихся стран планеты до сегодняшних дней.
      Обходим снаружи центральную городскую библиотеку ; своеобразное архитектурное здание под большим куполом, а также  церковь. В городе больше церквей евангелистко-лютеранского вероисповедания с различной архитектурой, - стариной и современной.  Богослужение проводится на финском, шведском, английском и немецком языках. Кому что ближе.
      Добрались до центрального торгового комплекса, где под одной крышей разместились почти сто торговых предприятий, пятнадцать ресторанов и кафе, кинотеатр с четырьмя залами, детские игровые площадки и даже частная поликлиника. Для нас, из России, это не обычно.  Возвращаемся домой. Жалко, что не увидели  спортивные  олимпийские сооружения. Одна повстречавшаяся нам спортивная  ледяная площадка была засыпана глубоким снегом, - бездействовала.
      После ужина начались сборы вещей, завтра утром отъезд домой. Неожиданно из холла  я услышал пение, полагаю, что это включили магнитофон. Но я ошибся. Это финская супружеская пара приехала с нами проститься, а главное попеть песни. Поют профессионально, хорошие голоса.  Он играет на гитаре. Оказалось, что финны в составе хора объездили полмира. В СССР побывали от Карпат до Владивостока.
      Песни записаны на нескольких языках в толстых тетрадях. Многие мелодии очень знакомы, только текст другой - религиозный. Пели на финском и русском, - учли аудиторию.  Мы им подпевали.
     Когда же запели на иврите, я был поражен. Поняв, что присутствующие не могут их поддержать на иврите, финны предложили спеть «Тум - балалайку» на русском. Правда, текст ничего общего не имел с классическим идишским содержанием. Перевернув страничку своей тетради, финны запели на идиш, с «нашим» текстом. Я был в восторге, и потому не подпевал, а кричал, пытаясь восполнить незнание идиш присутствующими. Разошлись поздно вечером.
      Рано утром автобус повёз нас в Санкт-Петербург, к сожалению, без Марины Семеновны. Она осталась в клинике Хельсинки. Впоследствии немецкая страховая компания привезла её в Москву долечиваться.   
      Я остался доволен поездкой, хотя предпочел бы более широкое использование  в такой поездке  квалифицированных экскурсоводов. Из Финляндии, помимо впечатлений, привез книгу, подаренную мне финнами. Её название «Священные писания» на русском языке и иврите, на 1808 страницах. Это Библия  (Тора, пророки, писания). Книга издана в Лондоне обществом по распространению священных писаний на иврите. Разумеется, мне не нужна эта книга. Я читаю Тору под редакцией профессора Г. Брановера, изданную при участии и содействии иешивы  «Мекор Хаим», издательством «Иерусалим-Москва». Однако в английском издании моё внимание привлекло следующее обращение к читателям.    
                «Уважаемые дамы и господа!          
      Священное Писание, как Тенах,  так и Новый Завет, были даны миру через народ Израиля...
     Вот почему человечество в вечном долгу перед евреями,  ибо, куда бы ни пришло Писание, оно  несет с собой благословения  света, радости и  мира...
      Чувство благодарности к еврейскому народу за их бесценный дар наполняет наши сердца желанием сделать Священные Писания доступными для каждой еврейской семьи,  отдавая тем самым малую толику  нашего долга»…
       Для меня, ищущего каждое доброе слово о евреях, тем более высказанное людьми христианской веры, слова о том,  что  «...человечество в вечном долгу перед евреями» и далее испытывать – «Чувство благодарности к еврейскому народу  за бесценный дар...»  и желать вернуть «малую толику  долга»,  показались мне достойными внимания и уважения.

                Май  2002
               


Рецензии
Вы оказались правы, предложив мне почитать "Поездка в Финляндию".
Мне было интересно.
Я вообще люблю читать мемуары.
В начале повествования несколько раз улыбалась вашей непосредственной манере изложения.
(Почему то возник вопрос: как сокращённо звучит имя Соломон?)
С теплом, Светлана.

Михай   10.02.2013 23:55     Заявить о нарушении
Светлана, большое спасибо за прочтение моего рассказа, и теплые слова.
Не совсем понял, что Вы имели ввиду фразой "...несколько раз улыбалась вашей непосредственной манере изложения."
На вопрос "...как сокращенно звучит имя Соломон?" - поясняю. В детстве Сёма,В паспорте Соломон, на работе и в миру - Семён.
С большим уважением и самыми добрыми пожеланиями. Соломон или Семён,как угодно.

Соломон Гройсман   24.02.2013 12:16   Заявить о нарушении
Добрый день, Соломон!
С интересом полностью прочла ваши мемуары "Память сердца".
По поводу "улыбнулась" отвечу позже, т. к. для этого надо снова перечитать "Поездку в Финляндию"
С уважением, Светлана.

Михай   24.02.2013 12:22   Заявить о нарушении