Человек
РАЗМЫШЛЕНИЯ В ДЕНЬ ВОСПОМИНАНИЯ КРЕЩЕНИЯ РУСИ
СВЯТЫМ РАВНОАПОСТОЛЬНЫМ ВЕЛИКИМ КНЯЗЕМ ВЛАДИМИРОМ В 988 ГОДУ
ОТ РОЖДЕСТВА ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА
Архиепископ АВЕРКИЙ (в миру Александр Павлович Таушев,1906 – 1976), касаясь «духовности» и «душевности», писал:
«В послании апостола Павла к евреям мы находим более детализированное представление о составе человеческого естества. Апостол Павел говорит, что «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдуостраго, оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечныя» (Евр. 4,12). Тут, как мы видим, различается «душа» и «дух». Это различие «душевности» и «духовности» в человеке мы находим и во многих других местах Священного Писания, почему Церковь и положила считать, что человек по своему естеству трёхсоставен или трёхчастен и состоит из: 1) духа, 2) души и 3) тела, причем высшее начало в человеке – это дух, а душа, хотя и выше тела, так как она невещественна, нематериальна, но она, по выражению нашего великого психолога и знатока духовной жизни епископа Феофана Вышенского: «Вся обращена исключительно на устроение нашего временного быта – «земного» и познания её строятся только на основании того, что дает опыт окружающей жизни, и деятельность её обращена на удовлетворение потребностей временной жизни» («Что есть духовная жизнь»). Поэтому душа есть низшее по сравнению с духом начало в человеке, и она тесно связана с телом и телесной жизнью, но сама вместе с тем служит как бы связующим началом между телом и духом, представляя собою как бы мост от тела к духу.
Итак, человек трёхсоставен.
«Дух, – говорит епископ Феофан Вышенский, – как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой. Неким духовным сокровенным чутьём удостоверяясь в своем исхождении от Бога, он чувствует свою полную от Него зависимость и сознает себе обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им» («Что есть духовная жизнь»). «Ты, Боже, создал нас со стремлением к тебе, – говорил еще блаженный Августин, – и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе».
Каковы же проявления духа в человеке? Как и в чем они выражаются? Великий психолог и наставник духовной жизни епископ Феофан указывает нам три таковых проявления: 1) страх Божий, 2) совесть и 3) жажда Бога.
1. «Все люди, на каких бы они степенях развития ни стояли, – говорит епископ Феофан, – знают, что есть Верховное Существо Бог, Который все сотворил, все содержит, всем управляет, что и они во всем от Него зависят, и Ему угождать должны, что Он есть Судия и Мздовоздаятель всякому по делам его. Таков естественный символ веры, в духе написанный. Исповедуя его, дух благоговенствует пред Богом и исполнен страха Божия».
2. «Сознавая себя обязанным угождать Богу, дух не знал бы, как удовлетворить сей обязанности, если бы не руководила его в сем совесть». «Совесть указывает человеку, что право и что неправо, что угодно Богу и что неугодно, что должно и что не должно делать». Но совесть не только указывает должное, причем «за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть есть законодатель, блюститель закона, судия и воздаятель». Недаром народ называет совесть «голосом Божиим» в душе человека.
3. Духу свойственно искать Бога, стремиться к соединению с Богом, жаждать Бога. Ничем тварным и земным дух удовлетвориться не может. Кто бы сколько ни имел земных благ, ему все кажется мало, все хочется чего-то большего. Эта вечная неудовлетворенность, всегдашнее недовольство показывает, что у нашего духа есть стремление к чему-то высшему, идеальному, как говорят, а потому ничто земное этого высшего и идеального заменить не может, и душа человека мается, не находя себе покоя. Только в Боге, в живом общении с Ним человек находит себе полное удовлетворение и успокаивается, приобретая высшее –благодушевный мир и спокойствие.
Итак, вот каковы проявления духа в человеке. Теперь ясно, в чем состоит и духовная жизнь в отличие от жизни телесной и душевной. Духовная жизнь состоит в удовлетворении потребностей духа, а потребности духа состоят в стремлении человека к Богу, искании живого союза, общения с Богом и желании жить по воле Божией...
Почему так подавлена в нынешнее время жизнь «духовная» и почему на первый план выступила жизнь «душевная»?
Мы уже сказали, что это сделал все тот же дух современности, дух самоутверждающейся человеческой гордыни, который задался целью вытравить представление о Боге из жизни современных людей и богом для себя сделал самого человека. Вся жизнь современных людей строится поэтому таким образом, что нет места для подлинной духовной жизни, и каждый ищущий духовности человек мечется в отчаянии, все больше и больше погрязая в тину душевности. Самый темп современной жизни, темп нервный, не дающий места уединенной самососредоточенности, не благоприятствует ведению духовной жизни. Современный человек – это как винтик или колесико в огромной машине нынешней материалистической культуры: он теряет свою личность, свою индивидуальность и подлинно, по меткому народному выражению, целый день, а нередко и ночь, «вертится как белка в колесе». «Время – деньги» – вот основной лозунг жизни современного человечества, а потому нет времени на то, чтобы углубиться в себя, самососредоточиться, прислушаться к движениям своего духа, к голосу своей совести. Этот темп жизни, нервный и бешеный, чрезвычайно утомляет, обессиливает человека, а потому не остается у него достаточно сил для непременной работы над собой, каковой требует духовная жизнь. Остается только желание как-то развлечься, отдохнуть, отвлекшись на время от этой гнетущей механизации жизни, а потому так распространились теперь всякие дешевые, легкомысленные увеселения вроде кино, танцулек и т.п. мест времяпровождения в свободное от работы и от занятий время. Это несомненный бич современности, разлагающий все здоровье в человеке, но это неизбежное порождение современной культуры человека, отрекшейся от Бога и сделавшей основой своей жизни дух самоутверждающейся человеческой гордыни.
Все эти увеселения и развлечения действуют, как водка и кокаин, на современного человека, они еще более усыпляют в нем духовную жизнь, парализуют духовные движения, подавляют голос совести и все нравственные требования, и человек мало-помалу из области «душевности» спускается еще ниже – в область «телесности» и становится как бы «плотью бездушной», по словам Псалмопевца: «Человек, в чести сый не разум, приложися скотом несмысленным и уподобися им».
Вызов нашего «постиндустриального времени» – это господство интернационально-космополитической идеологии релятивистского материализма, по сути своей являющейся «современной формой» отвергнутой ещё в 451 году на IV Халкидонском Вселенском Соборе единой, святой, соборной и апостольской ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ ереси монофизитов, отрицающей восприятие БОГОМ человеческой природы во всей полноте.
ЦЕРКОВЬ учит, что ГОСПОДЬ НАШ ИИСУС ХРИСТОС есть ИСТИННЫЙ БОГ И ИСТИННЫЙ ЧЕЛОВЕК. При воплощении божественная и человеческая природы соединились во ХРИСТЕ как ЕДИНОМ ЛИЦЕ неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно.
Призвание человека – стать личностью: раскрыть БОЖИЙ замысел о себе, преумножить заложенные таланты и стяжать смиренномудрие в сердце своём. И тогда в какой-то степени преобразится мир к лучшему! Ибо одухотворённая БОЖЕСТВЕННОЙ БЛАГОДАТЬЮ человеческая душа, добровольно исполняя волю БОГА ВСЕДЕРЖИТЕЛЯ, самобытно, интуитивно, в меру ограниченных возможностей, материализует в своей земной жизни «трансцендентный идеал небесного совершенства».
P.S. Молитва Спасителю в праздник
происхождения честных древ
Животворящего Креста Господня
в памятный день (1 августа по ст. ст.)
Крещения Русской земли святым
великим князем Владимиром
в Киеве в 988 году
ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, огради силой
ЧЕСТНОГО ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА от всякого
врага и супостата, зависти, лжи, злобы и вражды.
Подай многогрешной душе моей благодать ДУХА СВЯТОГО!
ВСЕВЫШНИЙ БОЖЕ, спаси, очисти и сохрани раба ТВОЕГО
от искушений, падений, ненависти нечистого врага!
Милосердием, молитвой, постом хранить себя
в целомудрии и любви помоги мне, ГОСПОДИ!
Укрепи дух ТВОЕЙ БОЖЕСТВЕННОЙ ВОЛЕЙ
и огради светлыми ангелами, чтобы не расхитил
лукавый нетленные сокровища бессмертной души.
И во временной сей жизни направь стопы мои
к стяжанию достояния НЕБЕСНОГО ЦАРСТВИЯ.
Преобрази и утверди меня на путях ТВОИХ, БОЖЕ!
Аминь.
2011
Свидетельство о публикации №211112901523
Борис Оболдин 24.01.2012 07:09 Заявить о нарушении
Георгий Асеев 17.04.2020 16:24 Заявить о нарушении