Галуа

Галуа Эварист (26 октября 1811 - 31 мая 1832)
Galois Evariste

Гений первой величины, который подобно комете исчез также внезапно, как и появился.
Д. Стройк.

Самая волнующая и необычная фигура среди всех математиков, известных в истории науки.

Сын мэра маленького городка близ Парижа (по другим сведениям отец был директором пансиона). Отец был убеждённым республиканцем. Мать - дочь доктора прав Парижского университета. Он был вторым среди троих детей.

*****


Учёба.

В возрасте 12-ти лет Эварист поступил в Королевский коллеж Луи-ле-Гран. Первоначально - среди лучших. Охладев к литературе он пишет посредственную «курсовую» работу и остаётся на 2-й год в классе риторики. В 15-ть лет чувствует призвание к математике и буквально поглощает труды Лежандра, Лагранжа, Гаусса, Коши. Тогда же ему попался мемуар Нильса Абеля о решении уравнений произвольной степени. Тема захватила Галуа.

Его учитель Ришар об ученике:
Он работает лишь в высших областях математики.

Галуа дважды проваливает экзамен в Политехническую школу. В первый раз из-за относительно слабой подготовки, во второй - когда не пожелал отвечать на вопрос, который показался ему неинтересным (о логарифмах; «Я не школьник!») и когда решил предложенное ему труднейшее уравнение оригинальным способом. Который не поняли. Смех экзаменатора. Галуа бросает в него тряпкой.

После экзамена - новый удар. Политическая травля отца. Самоубийство (июль, 1829).

В феврале 1830-го Галуа зачислен в Высшую нормальную школу, в которой проучился всего год.


*****

Политика.

1830. Июльская революция во Франции.
Король Карл X свергнут. Левым не удаётся провозгласить республику. На престол возводится либеральный Луи Филипп Орлеанский.

Директор Нормальной школы запрещает учащимся принимать участие в развернувшихся событиях. Берёт со всех слово не покидать школу. Галуа и его кузен Бенар отказываются его дать. Домашний арест за попытку вырваться к восставшим.
Во время каникул Эварист активно участвует в работе революционных кружков. После возобновления учёбы новые запреты директора уже лично Галуа. В ответ тот публикует очень резкую статью, где разоблачал «реакционные взгляды директора Нормальной школы» во время июльской революции. Исключение из школы (декабрь, 1830).

Сразу после исключения попытался организовать свою собственную «школу» - чтение публичного курса высшей алгебры. На 1-ю лекцию пришло 30 человек, на 2-ю - 10-ть, на последнюю, 3-ю - 4. Читал Галуа слишком сложно.

Вступает в артиллерию национальной гвардии. Математика была заброшена.

Галуа продолжает участвовать в выступлениях республиканцев, ведёт себя вызывающе.
Дважды был заключён в тюрьму Сент-Пелажи.
Первый раз его арестовали 10 мая 1831 года. Причина - на многолюдном банкете произнёс тост за Луи Филиппа держа в руке нож. 15 июня в суде присяжных департамента Сены начался разбор дела. Благодаря стараниям адвоката Галуа был оправдан и отпущен на свободу.
Второй раз Галуа был арестован как один из организаторов демонстрации. Просидел в Сент-Пелажи с 14 июля 1831 года до 16 марта 1832 года. Болезнь, «перевод» в больницу. Эта больница - его последнее известное место жительства.

В тюрьме Галуа отредактировал свои самые важные работы.


*****

Дуэль.
Месье Галуа, неистовый республиканец, был убит на дуэли одним своим другом.
Префект полиции Жиске.

Рано утром 30 мая около пруда Гласьер в Жантийи Галуа был смертельно ранен на дуэли.
Причина - неизвестна. Возможно - любовная интрига (из письма Галуа: «Я умираю жертвой подлой кокетки и двух преданных ей простофиль»), возможно - провокация роялистов.
Противник - неизвестен.
Дуэлянты стреляли друг в друга из пистолетов на расстоянии нескольких метров. Пуля попала Галуа в живот. Несколько часов спустя один из местных жителей случайно наткнулся на раненого и отвез его в больницу Кошен.
В десять часов утра 31 мая 1832 года Галуа скончался.
Похоронен 2 июня 1832 года на Монпарнасском кладбище.


*****

Труды Галуа.
Я не говорю, что всё хорошее в моей работе достигнуто благодаря советам и поощрениям такого-то. Не говорю потому, что это значило бы лгать.
Галуа.


Мытарства.

Уже в 17-ть лет получает первые научные результаты. Одна из его заметок отправляется в известный журнал «Анналы математики» и публикуется в нём (работа была посвящена периодическим непрерывным дробям).

В Парижскую Академию Галуа отправляет работу по теория уравнений. Работа попадает к Коши. Коши так и не дал никакого заключения; он потерял рукопись Галуа так же, как раньше потерял рукопись Абеля.

Галуа посылает Фурье, для участия в конкурсе на приз Академии, мемуар о своих открытиях. Спустя несколько дней Фурье неожиданно умирает, так и не успев им заняться. В оставшихся после его смерти бумагах рукопись не была обнаружена. Приз получает Абель.

Статья, посланная Пуассону, отвергнута.
(…мы сделали все от нас зависящее, чтобы понять доказательство г-на Галуа. Его рассуждения не обладают ни достаточной ясностью, ни достаточной полнотой для того, чтобы мы могли судить об их точности, поэтому мы не в состоянии дать о них представление в этом докладе).

Галуа удаётся опубликовать 3 статьи с изложением основ своей теории. Были напечатаны отдельной работой спустя много лет после смерти.

В ночь перед дуэлью Галуа подготовил новый вариант мемуара для Академии, где кратко изложил итоги своих исследований, и переслал его своему другу Огюсту Шевалье. Огюст и младший брат Галуа, Альфред, послали последние работы Галуа Гауссу и Якоби, но ответа не дождались.
(Галуа Шевалье:
Ты публично попросишь Якоби или Гаусса дать заключение не о справедливости, но о важности этих теорем. После этого я надеюсь, найдутся люди, которые сочтут нужным расшифровать эту галиматью.
«Эта «галиматья» содержала не много ни мало теорию групп, ключ к современной алгебре и современной геометрии»).

Только в 1843 году открытия Галуа заинтересовали Лиувилля, который опубликовал и прокомментировал их (1846). Все труды Галуа занимали 60 страниц небольшого формата.


Значение.

Найденные Галуа методы решения математических проблем признаются одним из выдающихся достижений математики XIX века.

Заложил основы современной алгебры.
(Развитие и обобщение идей Галуа преобразили облик всей математики).


*****

Эпилог.
«У меня нет времени… У меня нет времени!».
Галуа.

*****


Рецензии
Математику и математиков с детства терпеть не мог, а вот Эвариста Галуа, благородного человека, «неистового республиканца» и любимца богов – всегда обожал и продолжаю обожать.
С уважением

Владимир Руссь   29.11.2011 10:16     Заявить о нарушении
А вот я в школе чуть ли только математику и любил. Всё «остальное» - потом. Вот. И «мелкая» математика как-то всегда по жизни помогала. В институте, когда шёл на любой экзамен, считал в уме. Не обязательно сложное и не обязательно правильно – сам процесс как-то там эти самые мозги «лучше» и чище делал. Или для «состояния», или просто так какую-нибудь задачку иль головоломку решить – не обязательно сложную, но обязательно решить - настроение если не становится идеальным, то уж точно светлее. Чувство Победы и всё такое.

Ну а Галуа… Часто задавался вопросом – чтоб было дальше, то есть проживи он дольше 21 года? Исчез бы огонь или продолжал гореть? И в отношении работ - мало кем понимаемый при жизни даже большими математиками, не стал бы он в конце концов вообще не понимаем никем и почти принципиально? Вот какая-то форма то ли одиночества, то ли сумасшествия «для других» – не зря среди чудо-счётчиков очень много людей, реально или кажущеся психически неполноценных. Они живут где-то там, среди цифр. Порой цветных. Что им суета и маета материального?

С не меньшим уважением

Серж Гончаров   29.11.2011 12:07   Заявить о нарушении