Очерк. В новогоднем застолье
В старину в России было два Новых года — церковный и гражданский: первый отмечался 1 марта, второй — 8 сентября. Кроме путаницы и противопоставлений это ничего не приносило, и при митрополите Феогносте в 1342 году решили и тот, и другой год начинать 1 сентября, в память победы римского императора Константина I Великого над Максенцием в 312 году. Того самого, который, лавируя между христианством и язычеством, весьма успешно проводил централизацию государственного аппарата и в 324-330 годах основал новую столицу Константинополь на месте городка под названием Византия.
Другой великий реформатор и полководец - русский император Петр Великий - своим указом от 20 декабря 1699 года повелел перенести начало нового года на 1 января. Указ зачитан был в этот же день на площадях Москвы при барабанном бое. В указе, между прочим, говорилось: «И ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего января первого числа настанет 1700 год, купно и новый столетний век. И для того доброго и полезного дела, - указал великий государь, - впредь лета считать и в приказах, и во всяких делах и крепостях писать, с нынешнего января первого - от Рождества Христова 1700 год».
С размахом тогда отпраздновали Новый год, особенно знать. Да и попробуй не отпразднуй, если праздник регламентировался специальным распоряжением самого Петра. Он повелел, чтобы «...перед каждым домом были украшения по образцу Гостиного двора, ветви ели, сосны, можжевельника, которые привозятся обозами для украшения. Все украшения «охранить в продолжение семи дней. С наступлением же вечера устраивать огненные потехи и по знаку выстрелов с Красной площади зажигать по всем улицам, по всем знатным домам боярским и окольническим, и думным, и знатным людям, палатного, воинского и купеческого чина знатным людям, и каждому на своем дворе из пушек, у кого есть, или из ружей учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, у кого сколько случится, и по улицам».
Такое вот веселье на Руси и повелось на Новый год.
СКРЫТЫЙ СМЫСЛ
А еще появились подарки и поздравления, которыми норовит удивить каждый своих родных и близких в канун Нового года. С конца позапрошлого века сложилась традиция писать поздравления на иллюстрированных почтовых карточках.
В первое время сюжеты их черпались из Библии и, признаться, особым разнообразием не отличались: открытки изображали в основном рождение Христа, поклонение волхвов.
Картинка сопровождалась готовыми поздравительными текстами типа: «Имею честь поздравить Вас с Высокоторжественным праздником Рождества Христова и наступающим Новым Годом, искренне желая здоровья, счастия и полного благополучия. С искренним почтением имею честь быть...». Оставалось только расписаться.
Но со временем в изображение стал закладываться особый смысл, диктуемый набором предметов и персонажей, составлявших композицию лицевой стороны открытого письма.
В моей коллекций есть, например, открытка, выпущенная в США в 1911 году и прошедшая почту в дореволюционной России. На ней изображены два негра-оборванца (их тогда ещё не называли афроамериканцами), идущие от зрителя. Один из них несет ружье, другой – дохлую кошку. С ними собака.
Смысл изображения и скрытого в них пожелания понятен тем, кто знает, что черное, а значит и негр, олицетворяет злые силы, а кот — хитрость, обман, тьму, злобу. Недаром в средневековых суевериях считалось, что ловец человеческих душ — сатана — подобен коту, хватающему когтями мышь. Значит, дохлый кот в руках негров, уходящих от глядящего на открытку человека, — это пожелание, чтобы все злое, недоброе, черное миновало его в год грядущий.
Подобный смысл может иметь и новогодняя открытка с изображением кота, собирающегося лететь на воздушном шаре. Ведь большинство воздушных шаров в то время, на заре воздухоплавания улетали так далеко, что их не находили, или они разбивались.
Но изображение кота на поздравительной открытке не всегда имело такой смысл. Ведь в некоторых странах, включая и Великобританию, черный кот считался символом удачи; в Древнем Риме полагали, что кот – это дух-хранитель дома; а древнеегипетская богиня любви, плодородия, женской чувственности Баст вообще изображалась в виде кошки или с кошачьей головой.
Поэтому кот на новогодней открытке, в зависимости от визуального контекста, может нести самую разную нагрузку пожеланий. И всегда, конечно же, добрую.
ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ
Впрочем, и собака, олицетворяющая издревле преданность человеку, храбрость и бдительность, тоже означает благие пожелания. Только никогда не посылайте открытку с изображением собаки мусульманину: по исламским представлениям, ангелы не переступят порог дома, где живет собака.
Кролики, которых сейчас всё чаще держат в доме как декоративных животных, редко, но все же становятся героями новогодних открыток, так как символизирует застенчивость, плодовитость, а также плотский грех. Соответствующую нагрузку несут они и в письменных пожеланиях.
И уж кого особенно любят авторы новогодней открытки, так это свинью, которая благодаря своей плодовитости олицетворяет достаток, счастье в семье, а в китайской символике – общительность, доброту, великодушие, честность, работоспособность и…опрятность.
Большая символическая нагрузка и у столь знакомой нам лошади. Она символизирует скорость, грацию, мужество и вожделение. Бытовали даже неприличные открытки с изображением лошади. Но на поздравительной открытке она всегда означает самые добрые пожелания.
К сожалению, на дореволюционных поздравительных новогодних и рождественских открытках совсем не встречается крыса и весьма редко мышь. Всё потому, что мышь по законам Моисеевым причисляют к нечистым животным. А Господь делает их орудием наказания для людей. Из Библии мы знаем, что, когда филистимляне победили израильтян, и среди их трофеев оказался Ковчег Завета, Бог поразил их болезнями, а землю их наполнил мышами. Мыши, конечно, принялись за своё привычное дело и все поля несчастных филистимлян опустошили. Осознав свою ошибку, победители вернули израильтянам святыню. Так бы и оставаться этим шустрым зверькам изгоями открыточной индустрии, но в дохристианских верованиях, а особенно в традиционных народных верованиях мыши оставили заметный след своей символикой. Одни их считали животными-духами, ускользающими так же незаметно, как жизненный дух угасающего человека. Другие, ссылаясь на то, что грызуны пугливы и живут в тёмных местах, верили в их демонические и пророческие силы. В античные времена «мнимая сладострастность мышей» сделала их даже спутниками богини Любви: до наших дней дошли монеты, на которых эти грызуны изображены вместе с Афродитой (Венерой).
Может, именно последнее и подвигло французских художников на производство серии новогодних открыток, героями которых стали мыши. Бытовые сцены из их жизни, показывающие очередной набег грызунов на хозяйские продукты, сопровождает изображение четырёхлистного клевера, символизирующего добрые пожелания на Рождество и Новый год.
Ещё одно растение, которое постоянно изображается на рождественских и новогодних открытках – вечнозелёная омела, есть на австрийской открытке с трогательными белыми мышами. Эта почтовая карточка прошла почту в России в 1914 году с поздравлением кадету первой роты корпуса Императора Александра II Евгению Аврамову.
А диснеевские мультики с Микки Маусом подсказали ленинградке Ирине сюжет самодельной открытки, которой она поздравила своих родителей в 1951 году.
Можно было бы продолжить наш перечень животных, удостоившихся чести быть изображенными на поздравительных новогодних или рождественских почтовых карточках. Ведь кого там только нет. Но ограничимся сегодня только домашними, более привычными для нас животными, которые все поздравляют вас с Новым годом.
В качестве иллюстраций использованы открытки из коллекции автора
Свидетельство о публикации №211112900581