Трагические Судьбы

Жаклин Дю Прэ
    
               

Всякий раз, когда в моей памяти всплывает её имя, в голове возникает образ чего-то светлого, чистого и единственного в своем роде. И наоборот, когда я вижу что-то уникальное, поражающее воображение, я начинаю думать об этой удивительной английской виолончелистке, о её светлой и трагичной жизни. Вот, например, на днях по телевизору показывали репортаж о продаже  с аукциона уникального "желтого" бриллианта и,  любуясь переливом его сверкающих граней, я вспомнил её игру, волшебное звучание её виолончели и живую мимику её лица.
Открыл я её для себя совершенно случайно: купил компакт-диск с музыкой Эдварда Элгара, английского композитора конца XIX – первой половины XX веков, и, прослушав первые аккорды виолончельного концерта в её исполнении, уже не мог от нее оторваться. Дело в том, что я сам когда-то играл  на этом инструменте (как давно это было!) и, занимаясь в питерской музыкальной школе, часто ходил на концерты Мстислава Ростроповича и Даниила Шафрана. Помню, как, купив сорокапятку записей испанского виолончелиста Пабло Казальса, я был буквально сражен наповал его потрясающим исполнением сюит для виолончели И.-С. Баха. Волшебное звучание его инструмента (тогда я еще не знал, что это Страдивари), навсегда врезалось в память, стало эталоном наивысшего мастерства.
Потом эти впечатления как-то сами собой забылись, стерлись из памяти, и только недавно, уже в другой жизни, я вдруг почувствовал что-то похожее тот восторг, который испытал когда-то в юности. Я бросился на поиски сведений о Жаклин дю Прэ, просмотрел (и прослушал!) несколько видео с её выступлениями, и, полазив по сайтам, узнал о её трагической судьбе.
Я и представить себе не мог, что пока я жил, чем-то занимался, пытаясь как-то устроиться в своей ничем не примечательной жизни, где-то рядом (или далеко!) жила и творила эта девушка, талант которой достиг поистине космических масштабов. И какая это была удивительная жизнь! Впрочем, что ж в ней такого удивительного? Когда читаешь биографию какого-нибудь гения, поражаешься заурядности его жизни: рано стал заниматься любимым делом, проявил упорство в освоении инструмента, сделал первые успехи и … пошло и пошло. Тысячи людей начинают именно так, подают надежды, а потом что-то случается, и они сходят со сцены.
Биография Жаклин внешне ничем не примечательна: училась, попала в хорошие руки, быстро освоила технику игры, рано начала выступать с концертами. То же самое можно сказать про Глена Гульда или Евгения Кисина. Удивительно другое: как ей удалось перескочить за грань виртуоза, став поистине творческой личностью.  Видимо, было что-то в генах. Да, конечно, были хорошие учителя (но и у других были!): Жаклин брала уроки у Пабло Казальса, Тортелье, но очень недолго!  Ростропович, у которого она училась, сказал что-то вроде того, что ученик превзошел своего учителя (и что он сам чему-то от нее научился!). Интересно, что когда Жаклин  в 1966 году приехала в Москву, чтобы выступить на конкурсе им. Чайковского, Ростропович, бывший тогда председателем жюри, отговорил её от участия (потому что победить обязательно должен быт советский виолончелист!) и, вместо этого, пригласил стажироваться в Московской консерватории. Жаклин простажировалась в его классе с января по май 1966 года. Кто-то из наших музыкантов присутствовал на её уроке. Играли концерт Дворжака. Ростропович был в восторге! От избытка чувств, он сел за второй рояль и вместе с другим аккомпаниатором стал ей аккомпанировать. Но Жаклин своим звуком перекрыла оба рояля!
 Она выступала со многими прославленными мастерами. Один из её соратников по ремеслу (Даниэль Баренбойм), ныне еще живущий, стал в конце 1966 года её мужем.
Её коронный номер — виолончельный концерт Эд. Элгара. Это надо не только слышать, но и видеть! Такая энергетика! Музыка становится осязаемой, она видна во всех её жестах, в её мимике, в каждом взмахе смычка. И это совсем не показуха: видно, что Жаклин живет ею. Ну, и конечно, звук: мощный, бьющий по нервам, проникающий в само сердце. А сколько тончайших нюансов! Наверно, сам Элгар удивился бы, услышав концерт в её исполнении! Такое богатство оттенков, такая тонкая передача их скрытого содержания. И ещё: её взгляд, который она бросает на своего кумира, Д. Баренбойма, стоявшего перед ней за дирижерским пультом: сколько в нём любви, преданности, обожания и страсти! А её улыбка, которой она одаривает его, когда видит его одобряющий взгляд!
Жаклин вышла за него замуж на пике своей карьеры, когда ещё ничего не предвещало надвигающейся катастрофы. По настоянию своего избранника (а. может быть, его родителей!) она приняла иудаизм, "чтобы ему, конечно, угодить". И что в результате? Этот правоверный иудей (тоже гениальный музыкант!) бросил её в самый трудный момент её жизни. Он уехал в Париж, возглавил там симфонический оркестр Парижа (такое соблазнительное предложение!), и пробыл на этом посту 14 лет. Там его спутницей стала наша замечательная пианистка Елена Башкирова (дочь выдающегося пианиста  и педагога Дмитрия Башкирова), которая, порвав с другим нашим (?) выдающимся музыкантом, скрипачом Гиденом Крамером, навсегда связала свою жизнь с этим "гражданином мира". У них двое детей. Знай "наших"!
А что же Жаклин?
Страшная болезнь, рассеянный склероз, подкралась незаметно и ударила по самым болезненным местам. Стали неметь кончики пальцев: её волшебные пальцы, позволявшие ей извлекать тончайшие нюансы из инструмента, начали терять чувствительность. Ну, и все другие, сопутствующие этой болезни симптомы: снижение концентрации внимания, быстрая утомляемость, ухудшение памяти и т.д. и т.п. Это был крах всего, к чему она всю жизнь стремилась. Жаклин заболела в 28 лет, некоторое время боролась, были ремиссии, когда она пыталась выступать, но болезнь брала свое: артистический стул пришлось сменить на кресло-качалку. Её навещали друзья, приезжал даже Ростропович с супругой Галиной Вишневской. Говорят, Вишневская  сказала, что её Бог наказал за то, что она вышла замуж за еврея....
Прошло 14 лет борьбы за жизнь, борьбы, которую невозможно было выиграть. Видимо, кто-то там наверху решил, что она слишком хороша для нас, её современников, и взял её назад, к себе. Жаклин умерла, прожив всего 42 года.
Кстати, рассеянным склерозом страдали многие знаменитости, такие как Генрих Гейне, Николай       Островский, Юрий Тынянов, и др. Всемирно известный британский астрофизик Стивен Хокинг, уже три десятка лет прикованный к инвалидной коляске , занимается компьютерным моделированием нашей Вселенной, начиная с Большого Взрыва. Стивен Хокинг хорошо слышит, но общается с миром с помощью специального компьютера, синтезирующего человеческую речь. Некоторую подвижность сохранил лишь указательный палец на правой руке. С его помощью физик управляет компьютером.
Мне самому довелось общаться (хотя и виртуально) с человеком, страдающим рассеянным склерозом. Этот человек — американец. Я познакомился с ним через  Skype. Я искал человека, с которым можно было общаться на английском языке. Ричард оказался таким человеком. Мы с ним быстро нашли тему для общения. Эта тема — проблемы загрязнения окружающей среды. Что может быть более интересным для общения людей в возрасте, один из которых  пенсионер-преподаватель английского языка, а другой — ветеран войны во Вьетнаме и тоже на пенсии.
Ричард по большей части сидит дома, у своего компьютера, но по другим причинам. Об этом позже. У него красивый голос с приятным низким тембром, его неторопливая манера говорить располагает к беседе, особенно, если тебе при этом надо постоянно подыскивать нужные слова. Но он, по-видимому, к этому привык от общения со многими людьми по всему свету и никого никогда не торопит. Оказалось, что Ричард — человек с четкой жизненной концепцией, которую он пытается передать людям, с которыми его сводит Интернет. У него (по его словам) есть своя миссия в жизни, свое послание  к людям. Это послание — желание предупредить их о надвигающейся опасности, исходящей от отравления человеческого организма тяжелыми металлами (далее — ТМ).
Теперь — немного о самом Ричарде. Он живет в каком-то маленьком городке в штате Массачусетс, с женой и … еще не знаю с кем.  Будучи прикован (насколько я понял) к креслу-каталке из-за рассеянного склероза, которым давно болен, он, тем не менее, одержим идеей спасения людей от страшного недуга, связанного с отравлением ТМ. Это немного отдает паранойей, но все гораздо проще. Он утверждает и пытается довести до сознания каждого из нас, что если мы не знаем, чем больны, то первое, что следует сделать, это провериться на содержание в организме ртути, свинца, кадмия, фтора и т.д., т.е. всей той дряни, которой предостаточно в окружающей среде, да и в самом нашем организме. Как он пришел к этой простой по своей сути мысли? 
Первым сигналом, толчком к размышлениям на эту тему, послужила продолжительная болезнь матери, от которой доктора не могли найти лекарство. Доктор сказал, что болезнь неизлечима. Но когда ей удалили все зубы, она прожила еще много лет. Вторым сигналом послужила болезнь его дочки. Ей было пять лет, когда у нее отказали почки (какое-то заболевание почек). Доктор признал свое бессилие и поставил диагноз: неизлечимая болезнь со смертельным исходом. На вопрос Ричарда, что является причиной болезни, ему был дан ответ: "не знаю, полная мистика". Взбешенный равнодушием врача, Ричард схватил его за грудки и потребовал более определенного ответа. Перепугавшись, доктор признал, что возможно, в организме девочке накопилось слишком много ТМ.
После этого Ричард начал самостоятельно исследовать проблему влияния ТМ на организм человека. В 1983 году, в год, когда умерла его дочка, ему тоже поставили страшный диагноз: рассеянный склероз. Предстояло сделать выбор: либо немедленная операция, либо медленное угасание без всякой надежды на выздоровление. Он выбрал третье: удалил все зубы с пломбами из амальгамы.
Вред амальгамовых пломб широко обсуждался в нашей и зарубежной печати. К негативным явлениям относят выделения паров ртути, которая входит в состав пломб и, безусловно, является ядом. На этот счет существуют самые разные мнения. Утверждают, что действие паров ртути из пломб не идет ни в какое сравнение с теми дозами её, которые человек получает из воздуха и пищи, особенно, если его рацион богат морской рыбой, мясом или он много курит. Однако, Ричард в этом вопросе занимает совершенно другую  позицию. В своей книге "Определение Болезни" (к которой мы еще вернемся), он открыто заявляет, что ртуть, в какой бы форме она не находилась, является ядом, и утверждать, что ее воздействие на организм пациента минимально, значит заведомо вводить его в заблуждение. Несмотря на заявления Американской ассоциации стоматологов (АДА) о якобы нейтрализации ртути в составе пломбы, он считает, что пациенты обязаны знать о риске, которому они подвергаются, ставя себе  пломбы из амальгамы. Ричард показывает на своем собственном  примере (это видно из видео, которое прилагается к в.у. книге), как изменилось состояние его здоровья после удаления зубов. До удаления он не мог подняться с корточек, сделав одно приседание (в то время ему было всего 44 года). После удаления он спокойно делает десять приседаний перед камерой, демонстрируя утраченные двигательные способности. Это произошло через шесть дней после удаления зубов. 
С этого момента Ричард Диаз начинает всерьез заниматься изучением воздействия ТМ на здоровье человека. Он кропотливо собирает факты, свидетельствующие о вредном влиянии ТМ на организм человека. Не имея специального образования, он, тем не менее, без страха вторгается во все сферы взаимодействия человека с внешней средой. Здесь и экскурс в историю древнего Рима с предположением о связи свинцовых водопроводных труб с падением могущественной Римской империи, и примеры из американской истории,  и более современные примеры, взятые из прессы. Его единственным орудием служит домашний компьютер, с помощью которого он исследует различные области человеческой деятельности. Результатом его усилий стала его книга с интригующим названием "Определение болезни: Теорема", опубликованная на средства автора в 2006 году (я был одним из его немногих собеседников, содействующих ее распространению, выкупив экземпляр книги по Интернету), в которой Ричард пытается дать широкую картину экологического состояния современного человечества.
Основной тезис монографии заключается в следующем: человеческий организм представляет собой замкнутую систему, внутреннее равновесие которой (гомеостаз) поддерживается тремя основными, взаимодействующими между собой  факторами: иммунной системой, питанием, и наличием в организме ТМ. Эти три фактора образуют равнобедренный треугольник, пока организм находится в динамическом равновесии. Ричард исследует одну сторону треугольника, а именно, вред, наносимый человеку ТМ. Его основной мишенью становится ртуть, которую он описывает во всех видах и проявлениях. Его интересует ртуть, обнаруженная в рыбах и моллюсках, употребляемых в питании, в питьевой воде, в вакцинах и плазме крови, в других продуктах питания и в товарах широкого спроса. Он приводит таблицы, показывающие содержание ртути в рыбе и моллюсках, содержание токсичных ТМ в питьевой воде и указанием на последствия потребления такой воды человеком. И это впечатляет. В главе, посвященной вакцинам,  дается обширная таблица присутствия ТМ в тимеросале и других лекарствах и степень их токсичности.  Оказывается, ртуть и другие ТМ буквально окружают нас  и вторгаются в наш быт и  жизнь. Кроме ртути под обстрел его критики попадает весь спектр ТМ: кадмий, мышьяк, свинец, медь, цинк, таллий и фтор. Ричард приводит целый список продуктов и товаров, в которых обнаружено наличие  ТМ. Здесь и старые зеркала, и термометры и другие приборы, и автомобильные фары, краски и красители, и даже ювелирные изделия. При этом, каждый факт вредного воздействия ТМ сопровождается ссылкой на публикацию в Интернете. Особый интерес представляет собой глава, показывающая отношение к ртути и других ТМ на бытовом уровне. В ней приводятся отрывки из чатов, ведущихся в Интернете на тему об использовании ртути в повседневной жизни. Любопытно, что многие американцы не представляют степень риска обращения с этим токсичным веществом.  В целом, их отношение к ртути остается на уровне школьников, проводящих опыты  в лаборатории и не думающих о последствиях своих действий.
Следующая глава напоминает детективную историю. Некий вымышленный (?) американский предприниматель задумал наладить в Канаде производство недорогих ювелирных изделий из амальгамы, в состав которой, как известно, входит до 50 % ртути. Обратившись за разрешением ввезти в Канаду энное количество украшений из амальгамы (которая, как известно, вот уже 150 лет используется в стоматологии), он получает отрицательный ответ, т.к. по мнению канадского Минздрава, на ввоз изделий, содержащих токсичные материалы в Канаду, существует запрет. В своем следующем письме предприниматель заявляет, что его планы изменились и вместо дешевых  ювелирных изделий он намеревается открыть в Канаде дело по производству детских игрушек с амальгамным покрытием. Может ли он получить официальное разрешение на такое производство? В ответ он получает из Минздрава  более, чем странную отписку: ни да, ни нет, а только ссылка на "Положение о токсичных материалах", в котором говорится, что продажа детям любого продукта, содержащего ртуть (и другие тяжелые металлы) строго запрещена. Вывод автора находим на следующей странице. Несмотря на то, что игрушки и ювелирные изделия из амальгамы находятся под запретом в Канаде, пломбы из амальгамы никто не отменял.
Следующая глава озаглавлена "Поведенческие, структурные и функциональные патологические отклонения от нормы, связанные с отравлением различными ТМ". Даже поверхностный взгляд на эти данные приводит в ужас. Автор отмечает, что из 35 известных металлов 23 называются тяжелыми и наносят большой вред здоровью. Некоторые из них часто встречаются в окружении человека и уже по этой причине внушают большую тревогу. Это мышьяк, свинец, ртуть, кадмий, алюминий, и фтор. Далее следует описание симптомов, вызванных интоксикацией организма этими ТМ. Особое внимание уделено фтористой ртути.
Отдельная глава посвящена т.н. "юридическим аспектам" использования пломб из амальгамы, и здесь Ричард  Диаз вступает в явную конфронтацию с точкой зрения официальной медицины. Американская ассоциация стоматологов настаивает на том, что использование амальгамы в стоматологии совершенно безопасно (этой теме также посвящен один из эпизодов прилагаемого к книге видеорепортажа), т.к. ртуть в амальгаме перестает быть активной после затвердения пломб и поэтому опасность отравления парами ртути в долговременном плане может быть сведена к нулю.  Тем не менее, в других странах, в частности в Европе, придерживаются другого мнения. Так, шведское правительство рекомендовало стоматологам воздерживаться от использования амальгамы. Такое же законодательство было введено в Германии. Согласно последним исследованиям в этой области, выяснилось, что амальгамные пломбы наносят вред в долговременном плане. Но, естественно, официальный запрет на амальгаму повлечет за собой коренные изменения в работе стоматологов, что является одной из причин резко отрицательного отношения к проблеме. Тем не менее, Ричард уверен, что больной имеет право выбора и, как и во многих других случаях, должен знать о противопоказаниях.
В заключении автор говорит о необходимости более серьезного подхода к проблеме отравления современного человека ТМ. Он приводит ряд веских доводов в пользу своего основного тезиса: если неизвестны источник и причина болезни, есть большая вероятность того, что отравление ТМ достигло критического уровня.
В видео, прилагаемом к книге, приводится несколько репортажей, имеющих непосредственное отношение к  главной теме: отравлению ТМ. Один из них рассказывает о ситуации на атомном предприятии Окридж  (Окриджская национальная лаборатория по атомной энергии), где было засвидетельствовано много случев рака крови и мозга, несмотря на все необходимые меры предосторожности, существующие там для персонала. Оказалось, что в крови пациентов было обнаружено высокое содержание ТМ, в частности, ртути. Врач, посвятивший многие годы исследованию местных больных, после публикации своих данных, был подвергнут дискредитации, объявлен сумасшедшим и наркоманом. В другом репортаже поднимается проблема заражения продуктов питания содержащими ТМ пестицидами. Третий репортаж посвящен проблеме загрязнения водоемов содержащими ТМ аккумуляторами, которые выбрасывались в воду при замене их новыми. Это — часть общей проблемы промышленных свалок и утилизации отходов производства. Особый интерес вызывает репортаж, посвященный проблеме связи между насилием и морфологическими изменениями в структуре головного мозга, вызванными отравлением ТМ.
В конце своей видео лекции Ричард Диаз призывает своих слушателей с большей ответственностью относиться к сигналам, идущим от организма и всегда иметь в виду, что опасность может крыться в загрязнении нас ТМ. 
 

Richard Diaz


Рецензии