Речевые игры с малышами
Появление речи — один из самых важных моментов как развития интеллектуальных способностей ребенка, так и его воспитания, формирования как личности. Очень полезно начинать развивать речь с первых дней жизни. Это совсем не сложно.
Что бы мы ни делали с ребенком — кормили, купали, одевали, пеленали, гуляли — нужно просто с ним разговаривать. Конечно, если малыш не спит. Слова важно произносить отчетливо, спокойно и ласково. При этом желательно, чтобы ребенок видел лицо взрослого, движения его губ. Тогда уже к 3 месяцам малыш начинает отличать человеческую речь от других звуков. Примерно в этом же возрасте ребенок пытается и сам подражать разговору взрослых — начинает гулить, а к 6 месяцам — произносить отдельные слоги. Уже начинается настоящее общение: маленький человечек, услышав голос мамы, радуется, улыбается и пытается что-то лепетать в ответ. Можно и взрослому полепетать вместе с ребенком, чтобы он быстрее научился правильно произносить звуки и слоги. А ещё можно любые простые слоги срифмовать с какой-нибудь осмысленной фразой, и получится потешка. Например:
Ма-ма-ма, ма-ма-ма,
Маша кушает сама.
Ра-ра-ра, Ра-ра-ра,
Одеваться нам пора.
Та-та-та, та-та-та,
Рыжий хвостик у кота.
Потешки
В незапамятные времена появились в народе коротенькие стишки – пестушки, потешки, присказки и прибаутки, помогающие взрослым общаться с малышом в доступной для него форме.
В этих испытанных веками малых жанрах народного творчества заключена великая сила материнской любви и нежности. Наверное поэтому простые, но такие добрые и ласковые стишки не потеряли своей актуальности и в наше время. Их можно назвать первыми классическими литературными произведениями, с которыми знакомится ребенок.
Вряд ли в России найдется хотя бы один человек, не знающий ни одной потешки. «Ладушки», «Сорока-белобока», «Чики-чики-чикалочки», «Петушок, петушок, золотой гребешок» и многие другие – у всех на слуху. Их можно рассказывать малышу хоть с рождения. Оптимальный же возраст для того, чтобы начинать приобщать ребенка к коротеньким стишкам и потешкам, – примерно полгода. Логопеды, кстати, очень советуют потешки для развития речи и правильного произношения.
Потешки найти можно и в интернете, и в многочисленных книжных сборниках. Недавно даже вышла книга, собравшая в себе около тысячи потешек! Она так и называется – «1000 потешек» (издательство «Проф-Пресс»). В этом огромном океане народного и авторского поэтического творчества есть стишки на любой вкус и на все случаи жизни. Найти нужную потешку несложно: все они распределены по темам, этих тем в книге всего 12: потешки для самых маленьких, кушаем с потешкой, просыпаемся с потешкой, и т.д. И к каждому стишку есть своя иллюстрация. Картинки все очень приятные – трогательные и милые. Мне кажется, что эта книга –настоящая находка для родителей. Правда, получилась она довольно громоздкой. И для тех, кто не поклонник крупных книжных форм, есть многочисленные тоненькие варианты этого издания.
Прискакали зайчики:
— Просыпайтесь, мальчики.
Прибежали белочки:
— Просыпайтесь, девочки.
Приплывали к нам ерши:
— С добрым утром, малыши!
Простые стишки об игрушках
После шести месяцев детям полезно показывать предметы, игрушки, мебель и называть их. Чтобы было веселее, можно рассказывать коротенькие стишки о той игрушке (или любом предмете), который мы показываем. Только важно помнить, что проводить занятия с малышом надо тогда, когда он выспался и не голоден.
Малыши отличаются особенной чуткостью к поэтической форме речи. Простые, коротенькие стишки легко запомнить и рассказывать ребенку как можно чаще. И вскоре он уже будет узнавать знакомые строчки.
Играя с детьми, я часто сочиняла для них какие-нибудь простенькие стишки. Так появился цикл «Игрушки». Вот, например, некоторые из этих стихов.
Зайчик
Серый зайчик
Словно мячик
По лесной
Опушке
Скачет,
От лисички
И от волка
Убежит
Зайчишка
Ловко.
Мишка
Мишка по лесу идет,
Мишка ищет сладкий мед.
Если мишка мед найдет,
В гости зайку позовет.
Лисичка
У рыжей лисички
В зубах оказаться
И мышки, и птички,
И зайки боятся.
Сова
У глазастой совушки
Хищная головушка,
Перышки пушистые,
Ноженьки когтистые.
Ловит мышек и зайчат
На охоте по ночам.
Собачка
Я — веселая собачка,
Будем мы тобой дружить,
Если трудная задачка,
Помогу ее решить!
Если станет очень грустно —
Песню я тебе спою,
А в желудке будет пусто —
Косточку отдам свою.
Котенок
Кто там прячется в корзинке?
Хватит в пряточки играть,
Надевай свои ботинки,
И пойдем скорей гулять!
Овечка
Шерсти мне дала овечка,
Чтобы варежки связать.
В них тепло, почти как в печке,
Побежим в снежки играть!
В рукавичках хорошо,
Не замерзнут ручки,
Вот уже и снег пошел
Из косматой тучки…
Хрюшка
Что за толстая зверюшка?
— Бледно-розовая хрюшка!
Хвостик — маленький крючок,
Носик — мягкий пятачок.
Позвала меня играть,
Бегать, кувыркаться,
Вместе желуди искать,
В лужицах плескаться!
Кукла Даша
Есть у Маши кукла Даша, —
Маша Дашу кормит кашей.
Вечером — кладет в кровать:
— Поздно, Даша, надо спать.
Утром дочку поднимает,
Одевает, умывает…
Кашку кушают опять
И вдвоем идут гулять.
Неваляшка
Неваляшку мы хотели
На ночь уложить в кровать…
Зря старались. Ведь на деле
Ни за что не будет спать!
Бесполезно заставлять, —
Все равно встает опять!
Дед Мороз
У меня стоит под елкой
Дедушка Мороз,
Падают ее иголки
На курносый нос.
В теплой шубе, с бородою,
Может, деду жарко?
А в мешке — для нас с тобою
У него подарки!
Снегурочка
Есть внученька у Дедушки —
Снегурочка-краса,
Глаза — как сине небушко,
До пояса коса.
Добра ко всем и ласкова,
Мила и хороша,
Потешит песней, сказкою,
Снегурочка-душа!
Развивающие стихи для детей
После года ребенок весьма быстро начинает понимать речь, а к двум годам многие малыши уже и сами говорят короткими фразами. И память у детей в этом возрасте прекрасная. Они, даже не совсем понимая смысл, могут запомнить наизусть очень длинные сказки (особенно — поэтические), если часто их слышат. Малышам полезно читать и «старые» тексты, которые они уже хорошо усвоили, и новые, чтобы продолжалось развитие мыслительных и речевых способностей. Следующие стихи будут интересны детишкам и в 1,5 — 2 года, и в 5–6 лет. Только важно помнить, что ребенок не сможет (да и не полезно ему это) пассивно слушать. Он хочет играть, двигаться, в активной игре познавать окружающий мир — и тонкости родного языка, и все, что происходит вокруг. Поэтому, читая стихи, нужно играть с ребенком. Здесь — большой простор для родительской фантазии. Например, стишок про лопатку можно рассказывать на зимней прогулке, набирая лопаткой снег и подбрасывая его вверх, стишок про мячик — играя мячиком, про лошадку — показывая, как лошадка скачет и т. д.
Желательно выбирать для малышей качественные стихи: с простым, четким смыслом, без непонятных слов (или фраз) и без сбоев в ритме.
Лопатка для снега
Летом нужен был совочек,
Потому, что был песочек.
А теперь зима, ребятки,
Значит, мне нужна лопатка!
Снег лопаткой набираю,
Хлоп! — И вверх его бросаю.
Но возник один вопрос —
Почему в снегу мой нос?
Бабочка и гусеница
Гусеничке нравится
Бабочка-красавица:
– Ах, как хочется летать!
Где бы крылышки достать?
Мячики
Прыг-прыг-прыг – что было сил
Мячик маленький спешил,
А за ним большой бежал,
ПРЫГ – и вмиг его догнал.
Матрешки
Хитрые игрушки –
Прячутся друг в дружке,
От большой матрёшки
До матрёшки-крошки.
Жеребенок
Жеребеночек с лошадкой
Во дворе играет в прятки:
Притаился за кадушкой,
Но торчат оттуда ушки.
Машина
Есть в игрушечной машине
Руль, колеса и капот,
Мы заправимся бензином
И отправимся вперед.
Вот уже за светофором
Все внимательно следим:
Едем — только на зеленый!
А на красный свет — стоим!
А вот стихи, которые помогут ребенку научиться играть с матрешкой, собирать пирамидку, запомнить названия цветов. А считалочка поможет выучить названия пальчиков.
Матрешка
Подарили Маше
Матрешку — нету краше!
Вся такая ладная:
Яркая, нарядная.
Интересно с ней играть,
Можно даже открывать.
Приоткрой ее немножко,
Там внутри — ещё матрешка!
Только чуть поменьше ростом,
В остальном — двойняшки просто.
Стали третью мы искать,
Оказалось целых пять!
Пять матрешек — все в одной
Могут спрятаться порой.
Пирамидка
Семь цветов у пирамидки,
Соберем всё без ошибки:
Вместе мы на стержень длинный,
По размеру уменьшая,
ФИОЛЕТОВЫЙ и СИНИЙ,
ГОЛУБОЙ диск надеваем.
Вот — ЗЕЛЕНЫЙ, это — ЖЕЛТЫЙ,
Да ОРАНЖЕВЫЙ еще.
КРАСНЫЙ — сверху! И готова
Пирамидка. Вот и все!
Пальчики (считалочка)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать.
ПЕРВЫЙ пальчик наш — БОЛЬШОЙ,
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ — ВТОРОЙ.
СРЕДНИЙ пальчик — это ТРЕТИЙ,
Он длиннее всех, заметим!
Вот ЧЕТВЕРТЫЙ — БЕЗЫМЯННЫЙ,
Быть без имени так странно…
А МИЗИНЕЦ — пальчик ПЯТЫЙ,
Ростом только маловатый.
Пять — на правой, пять — на левой,
Вместе — десять, сложим смело!
Ох, устали мы считать,
Не пора ли нам в кровать?
Спокойной ночи!
Если читать или напевать перед сном одни и те же стишки, петь колыбельные, то у ребенка постепенно формируется полезный навык — настраиваться на сон, услышав знакомые строчки. Это, конечно, касается не только сна, но и других моментов в режиме дня малыша. Хочу предложить несколько стихов, которые не только настраивают на сон, но и расширяют кругозор ребенка.
Кровать
Вот твоя кровать,
Чтобы сладко спать.
Мягкая перинка, —
Отдохнет пусть спинка.
Вот тебе подушки,
Положи под ушки.
Вот и одеяло,
Чтоб теплее стало.
Глазки закрывай,
Баю-баю-бай!
***
Звёзды водят хоровод,
Наша дочка спать идёт.
Месяц, месяц, баю-бай,
Колыбельку покачай.
Колыбельку покачай,
Спи, дочурка, засыпай.
***
Детки, детки, спать пора,
Все уснули до утра:
Засыпает в норке мышка,
А в берлоге — бурый мишка,
Спит под листиком жучок,
Под кусточком спит волчок.
Маша тоже засыпай,
Баю-баю, баю-бай!
Луна
На дворе уже темно…
Заглянула к нам в окно
Круглолицая луна
Смотрит ласково она,
Шепчет тихо так: «Ребятки,
Спать пора, вас ждут кроватки,
Сладкие встречайте сны
Из неведомой страны».
Кто как говорит?
Что мамы и папы (а также бабушки, дедушки, дяди и тёти) не могут никак запомнить? Догадались? Эти взрослые люди не могут почему-то усвоить, как мяукает кошка, лает собачка или мычит коровка. И потому постоянно пристают с такими вопросами к своим годовалым крохам. Потом, правда, всё равно забывают. И опять спрашивают об этом у малышей. Ну и ладно, пускай спрашивают, малышам такая игра тоже нравится. И она очень полезна для развития речи. Ведь ребенок сначала учится правильно произносить слоги, а потом уже слова. Хорошо ещё наглядно показывать ребенку соответствующую игрушку или картинку.
Игрушку, конечно, лучше, ведь ее можно подержать в руках, разглядеть со всех сторон, изобразить, как двигается то или иное животное, разыграть маленькую сценку. Для этого весьма полезны могут быть наборы разных игрушечных зверюшек. Только для детей до трех лет следует покупать не слишком мелкие игрушки, чтобы малыш не смог их случайно проглотить или подавиться.
И тогда можно разыграть целую сказку о домашних животных. Или небольшие сценки из их жизни. Например, такие:
Щенок
У щенка веселый нрав,
Говорит он:
— АВ-АВ-АВ!
Поздоровайся с щенком,
Он в ответ вильнёт хвостом.
Котик
— МЯУ-МЯУ, — белый котик
Моет лапкой свой животик,
Ушки моет, спинку,
Каждую шерстинку.
Кошка
— МЯУ-МЯУ, — просит кошка, —
Молочка мне дай немножко.
И на завтрак, и в обед
Молочка полезней нет.
Коза
Говорит коза:
— МЕ-МЕ,
Мой малыш, иди ко мне!
Больше, милый, не теряйся,
С мамой, с папой не бодайся.
Корова
— МУ-МУ-МУ, — мычит корова, —
Как живете? Все здоровы?
Не хотите молочка
Вы отведать с утречка?
И теленку своему
Молочка я дам, МУ-МУ!
Лошадка
— И–ГО-ГО, — играет в прятки:
Жеребеночек с лошадкой:
Притаился за кадушкой,
Но торчат оттуда ушки.
Курочка и петушок
Квохчет курица-хохлатка:
— КО-КО-КО, мои цыплятки!
Вам пора траву щипать,
Червячков в земле искать.
Петушок:
— КУКАРЕКУ!
Деткам всем — по червяку!
Уточка
— КРЯ-КРЯ-КРЯ, КРЯ-КРЯ-КРЯ,
Не теряйте время зря, —
Утка деткам говорит
И на пруд идти велит.
Гусь
— ГА-ГА-ГА, — гогочет гусь, —
Никого я не боюсь!
Очень храбрый я гусак —
Пусть дрожит от страха враг.
Индюк
— БАЛ-БАЛ-БАЛ, БАЛДЫ-БАЛДА! —
Говорит индюк всегда,
Ярким платьем щеголяет,
Грозно шею раздувает.
Овечка
— БЕ-БЕ-БЕ, — спешит овечка
Искупаться утром в речке.
А за ней — ягненок:
— БЕ-Е,
Мама, я бегу к тебе-е.
Хрюшка
Хрюшка толстая идет,
Поросяточек зовет:
– Ну, кому я говорю,
Кушать всем пора,
ХРЮ-ХРЮ!
На тему "Кто как говорит" есть еще сказочка для малышей "Домашние животные" http://www.stihi.ru/2009/12/01/897
Хочется еще добавить, что игры со взрослыми нужны ребенку не только для его интеллектуального развития, но и для создания положительного эмоционального тонуса, правильного психического развития. Игра со взрослыми людьми для детей (не только малышей, но и школьников) всегда — источник особой радости. Тем более, что примерно до полутора лет малыш практически еще не умеет играть самостоятельно или со сверстниками. Но и после двух лет он нуждается в постоянном общении с родными, особенно — с мамой и папой.
http://www.lgromova.ru/
Свидетельство о публикации №211113001161
Мы с моим сыном занимались с самых первых мгновений жизни: я все время с ним разговаривала. В итоге он начал говорить хорошими, правильно построенными фразами уже в год и три месяца. И сейчас одна из его особенностей - он прекрасно выражает свои мысли. Но уже взрослый...
с теплом и уважением -
Елена Черкашина 07.02.2016 18:19 Заявить о нарушении
Людмила Громова 25.02.2016 09:56 Заявить о нарушении