Н. М. Боголюбов. Продолжение

В статье В.Н.Андриановой, опубликованной в журнале Нижегородский музей, приводятся следующие слова Михаила Николаевича младшего сына Н.М.Боголюбова: «Род Боголюбовых - священнический, его записанное начало приходится на вторую половину ХVIII века. Последнее в роду духовное лицо - наш отец Николай Михайлович Боголюбов». Недавно еще раз перечитала работу Н.М.Боголюбова под названием «Понятие о религии», появившуюся в 1900 году в одном из номеров Богословского вестника. Подивилась глубине и логичности изложенного материала. Всегда рада встрече с умными людьми независимо от времени и места их жизни на Земле. Благодаря этому возникло желание кратко в виде штрихов рассказать о корнях рода Боголюбовых. Информационную базу составили газеты, Памятные книги и Адрес-календари Нижегородской епархии и  губернии. Возникшие вопросы уточняла при помощи иных источников открытого доступа, заслуживающих полного доверия и уважения.

Мысленно перенесемся в  XVIII век. Понимаю, трудно постигать то время, отмеченное многочисленными преобразованиями  Петра I. Еще сложнее жилось в нем людям. Слишком много было нововведений и противоречий. На первый взгляд может показаться, что история жизни провинциального духовенства не представляет большого интереса. Однако смею заверить, что данное мнение глубоко ошибочно. Все начинается с малого. Именно выходцы из этой среды, получившие впоследствии название разночинцев, взбудоражили всю Россию.

В южной части земли нижегородской располагался Ардатовский уезд (ныне район), в состав которого входило село Личадеево. Занимательно выглядит легенда, объясняющая название и возникновение этого поселения. Связана она с именем разбойницы по имени Лича, промышлявшей в тех местах. Неизвестно по какой причине, но хотела Лича убить Ивана Грозного, проходившего со своей ратью по тем землям во время похода на Казань. За дерзкое решение, а возможно и предпринятую попытку, казнили ее. Ранее полностью заселяла ту территорию мордва, среди исконных имен которой встречалось Личадей. Мордва относится к финно-угорской группе и в словах ее языка встречается корень «лича», что означает «добро». Имя у девицы было доброе, а вот намерения – сомнительные. Не нам об этом  судить. Память о Личе сохранилась в народных преданиях и названии селенья.

В центре села на самом почетном месте возвышалась деревянная церковь, поставленная в 1786 году во имя великомученика Андрея Стратилата. Служил при ней диаконом Алексей Алексеев Кононов, второе по значимости лицо после батюшки. Ранее на вопрос: «Ты, чей сын?», было принято отвечать – «Алексеев». В наши дни этот человек назвался бы полным именем –  Алексеем Алексеевичем. Откуда взялась  фамилия Кононов сказать затрудняюсь. Возможно, имела она отношение к селу Кононово, что в Семеновском  уезде или один из более ранних предков носил имя Конон. Фамилия не обладала благозвучием, поэтому потомки впоследствии стали Боголюбовыми и Аргентовыми. Так  происходило расслоение фамилий в среде духовенства вплоть до середины XIX века пока не вышли соответствующие указы, обязывающие детям одной семьи давать единую фамилию. Узнала же я об этом из Клировой ведомости, где среди сиротствующих имеется запись следующего содержания: «После умершаго того же села священника Андрея Алексеева Кононова вдова Евдокия  Ильина Кононова, 72 лет, вдовствует с 1863 года и живет в доме сына своего священника Михаила Боголюбова. По указу Нижегородской Консистории с 1867 года июля 6-го дня получает пенсию в количестве 55 рублей из суммы государственного казначейства».

Один из сыновей диакона, Кононов Андрей Алексеев, родившийся около 1796 года спустя двадцать лет числился обучающимся в Нижегородской Духовной семинарии, по окончании которой стал служить священником при церкви Успения Божией Матери села Павловское того же Ардатовского уезда. Жаль, но в 1977 году перестало оно существовать. Исчезают теперь малые села. Некому в них жить. Остаются лишь заброшенные покосившиеся от старости домики и запущенные погосты. Жена Андрея Алексеевича моложе мужа на восемь лет именовалась Евдокией Ильиной. По всей видимости, происходила Дуняша из духовного сословия, поскольку иной выбор был невозможен. Редко встречались исключения. Время сохранило имена трех сыновей, продолжателей рода – Ивана, Александра и Михаила. Как было принято, все они получили духовное образование. Путь был один – духовное училище, семинария, а для наиболее способных – Академия, коих насчитывалось всего четыре: Киевская, Московская, Петербургская и Казанская. Вплоть до 1854 года действовал указ, согласно которому дети духовенства были обязаны обучаться только в духовных учебных заведениях. Образование носило в некотором роде принудительный характер. “Уклонистам “ грозил перевод из духовного сословия в податное (скорее всего, крестьянское), с соответствующими неприятностями (подушная подать, рекрутская повинность). Следовательно, существовала проблема преемственности профессии, в данном случае священнической. Хорошо это или плохо? Сразу выявляется двойственность данной ситуации. С одной стороны хорошо, поскольку семья знала, что сыновьям уготована участь отца. Именно поэтому он стремился передать им накопленные знания и навыки церковной службы. Помогал сыновьям и складывающийся годами быт в среде духовенства. В этом принимала участие уже мать, поскольку в силу относительной замкнутости сословия женами клириков становились представительницы духовенства. Соединялись как бы два единства по своему воспитанию и отношению к жизни. С другой стороны, несомненно, плохо. Это был противоречивый, наполненный внутреннего напряжения путь борьбы в тех случаях, когда желания и возможности не совпадали. У молодых поповичей могли иметь место мечты и надежды на иную жизнь, в соответствии с полученными способностями и одаренностью. А теперь представьте, сколько загублено талантов! Следует ли сетовать, что батюшки далеко не всегда ревностно исполняли служебный долг?
Старший сын Иван вышел из семинарии в 1838 году в  светское ведомство. Так поступали единицы. Александр и Михаил стали священниками,

Несколько подробнее опишу жизненный путь следующего представителя рода Михаила Андреевича Боголюбова, поскольку именно он явился первым носителем фамилии и на этом уровне переплелись ветви наших древ. Женой его стала Александра Ивановна Промтова родная сестра моего прадеда. В отличие от многих матушек умела она читать и писать. Обучал Иван Алексеевич дочерей грамоте наравне с сыновьями. Знал, что кроме умения вести домашнее хозяйство должна спутница жизни священника служить ему опорой и в решении сложных, зачастую запутанных церковных проблем. Появился Михаил на свет в селе Павловском в 1838 году. Вначале чтению, письму и началам богослужения обучался  дома, а затем в Арзамасском духовном училище к учебному округу которого было приписано село. Испытываю сердечный трепет, читая, что с 8-10 лет отроки покидали родной кров. Коротким было их детство. Трудно им жилось, особенно в первые годы учебы. Приходилось адаптироваться к чужому микроклимату, самому следить за чистотой одежды, а главное, за малейшие провинности следовало наказание, как правило, телесное. Судя по оставленным воспоминаниям бывших учеников, нищета их бытия сопровождалась постоянным чувством голода и болезнями. В этом отношении наиболее показательны мемуары тверского священника И.С.Белюстина под названием “Описание сельского духовенства”, изданные в 1858 году без согласия автора в Лейпциге М.П.Погодиным. Для подтверждения сказанного приведу один небольшой отрывок из этой скандальной книги: «Мальчику приходит время учиться, и вот его привезли в уездный или губернский город. Прежде всего  ему нужна квартира. Весьма немного таких священников (из – ста два-три – не больше), которые имеют средства поставить сына на квартиру к хорошему чиновнику, купцу и надежному священнику; большая часть ищет квартиры возможно дешевлейшей и особенно, когда у священника уже учатся два-три сына, что не редкость. Где ж эти квартиры? У мещанина-полунищего, отставного солдата, вдовы, промышляющей Бог знает чем и как, причетника (городской причетник всегда равняется мещанину-полунищему). И под надзор и хранение этому люду вручается мальчик осьми-девяти лет! Чтож он видит в своей квартире? Отвратительную нищету, неразлучные спутники которой: грязь, грубость до зверства, самые страшные пороки, которых даже и не считают нужным скрывать. И вот первые впечатления мальчика – первые, которые, по свидетельству всех опытных людей, остаются неизгладимыми! Еще, если б только видел: нет, его заставляют быть орудием и даже участником разных мерзостей; посылают в кабак за водкой, воровать щеп или дров, когда печь истопить нечем, и пр. больше – его поставляют в необходимость самому прибегать к разным проделкам. Так, истребив для себя в две-три недели всё, что было привезено мальчику на целую треть, они кормят его хлебом и щами, на которые и смотреть страшно. Что делать ему, всегда голодному? Если он робок, то в одну треть делается скелетом, если смел, то ворует или промышляет подобными средствами».

Вот и Михаил в десятилетнем возрасте отправился постигать азы науки в духовное училище. Дальнейший его путь лежал в семинарию. Вышел он из ее стен в 1860 году по второму разряду. В возрасте двадцати двух лет началась самостоятельная жизнь  Михаила Андреевича.

Три года проходил он должность учителя в  Чернухинском сельском училище, а затем занял место отца. Сохранилась запись от 1876 года: «Евдокия  Ильина Кононова, 72 лет вдовствует с 1863 года и живет в доме сына своего священника Михаила Боголюбова. По указу Нижегородской Консистории с 1867 года июля 6-го дня получает пенсию в количестве 55 рублей из суммы государственного казначейства». Рукоположил Михаила во священника Преосвященный Нектарий (Надеждин), правящий епископ Нижегородский и Арзамасский, впоследствии архиепископ. В годы его правления было учреждено первое периодическое печатное издание - газета «Нижегородские Епархиальные ведомости». За восемнадцать лет пребывания пастырем в родном селе, выполнял Михаил Андреевич и разные обязанности – послушания: члена Благочиннического Совета, цензора проповедей, помощника Благочинного и следователя. За ревностное и полезное пастырское служение, а также за прохождение разных должностей в 1871 году Преосвященным Филаретом награжден набедренником, в 1881 году бархатной скуфьей. Это первые в церковной иерархии награды.
 
Наступил год 1881 год. Подал отец Михаил прошение с просьбой о переводе в другой приход – к церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Сумки Васильского уезда. Новое каменное здание храма было возведено всего лишь в 1822 году на месте старой церкви, построенной в далеком 1713 году.
Традиционный тип «восьмерик на четверике», одноглавый, лишенный богатой декоративной отделки, храм, тем не менее, как бы сочетал в себе два стиля — уходящего барокко и черты возникающего классицизма. Барочные формы чувствуются в больших окнах и рисунке наличников основного куба храма, алтарной апсиды, завершении колокольни, формах барабанов основной главы и колокольни. Симметричность, строгость, декоративная сдержанность — это уже от классицизма. Вот такие чудные храмы возводились в провинциальной глубинке.
Село Сумки располагалось в устье реки с аналогичным названием, на правом высоком ее берегу недалеко от впадения в Волгу. Ранее оно было известно как Рождественское от наименования главного престола храма. Село старинное, русское было основано архиерейскими крестьянами, переселенными в эти места из села Покровское и деревни Копани в конце XVII века. Как крепостные крестьяне Нижегородского архиерейского дома, пахали жители барщинную десятинную пашню, платили оброк, ловили рыбу, поставляли дрова и выполняли иные повинности в пользу архиерейских властей. В ходе секуляризации 1764 года сумские крестьяне были переданы в управление экономического казначея и стали казенными. В связи с этим их положение немного улучшилось. В их владение перешли вотчинная архиерейская запашка, выгоны, пастбища и леса. Главное же -  сами они стали лично свободными, что позволяло им более самостоятельно вести хозяйственную деятельность. Процесс переселения крестьян был широко распространен. Только в расположенное рядом село Юрино Васильского уезда, поместье Сергея Васильевича Шереметева, граф переселил в 1851 году целую деревню в 500 с лишним человек обоего пола. До этого туда же в 1836 году было отправлено 297 душ мужского пола.

Шестнадцать лет прослужил отец Михаил в Сумках. Помогали ему диакон Каллистов и псаломщик Востоков. Все это время занимался он и педагогической деятельностью. С 1883 года в течение пяти последующих лет исполнял должность законоучителя в Сумском начальном училище. Затем открыл церковно-приходскую школу в деревне Емангаш, где состоял с 1889 по 1897 годы заведующим и законоучителем. Последний год  пребывания в Васильском уезде был наблюдателем церковно-приходских школ. Одновременно (1881 – 1890 годы) занимал должность духовника 1-го округа Васильского уезда. Получил три благодарности от училищного Совета Васильского уезда за успешное преподавание Закона Божия в Сумском училище. В 1890 году последовала следующая награда – камилавка, а в 1895 году от Священного Синода – наперсный крест.

Последним местом службы отца Михаила начиная с 1897 года, стало село Гордеевка Балахнинского уезда. Состоял он законоучителем Гордеевского и Ратманихинского земских училищ и заведующим церковно-приходской Гордеевской школы. За свой подвижнический труд в 1899 году удостоен ордена Святой Анны 3 степени.

Скончался Михаил Андреевич 29 февраля 1900 года на шестьдесят втором году жизни. Отпевание по положенному чину совершали  протоиерей нижегородского Ярмарочного Александро-Невского собора о.Иоанн Яхонтов с пятью священниками и пятью диаконами. В некрологе, написанном священником села Гнилиц Варсонофием Аргентовым сказано: «в 2 часа пополудни гроб был вынесен из храма и погребальная процессия направилась вокруг церкви к могиле, в которой умерший иерей Михаил нашел себе место вечного упокоения». 

Воспитали Михаил Андреевич и Александра Ивановна семерых детей. Первыми родились две дочери Марья и Елизавета, за ними последовали сыновья. Известный богослов Николай Михайлович Боголюбов был пятым  ребенком в семье. Это данные за 1876 год, когда Михаилу Андреевичу было всего 38 лет. Вполне возможно, что впоследствии могли появиться и другие дети.

После отклика Андрея Аврова, приведенного в разделе Рецензии, пришлось продолжить поиски. Оказалось, что позднее в семье Боголюбовых родилось еще две дочери - Александра (1900 г.р.) и Надежда (1902 г.р.). Получается, что число детей увеличилось до 9 человек. Однако недавно появилась у меня новая книга под названием «Храм Всемилостивейшего Спаса в Нижнем Новгороде. Автор О.В.Дегтева пишет: «В семье о. Михаила было четверо сыновей и семь дочерей. Трое из его сыновей получили высшее образование, среднее учительское образование было дано младшему сыну и шести дочерям. Только старшая Мария (1864 – 1942), занятая по хозяйству и воспитанию младших братьев и сестер, не была послана в свое время учиться в Арзамас». Предстоит дальнейшая работа – поиск еще двух детей отца Михаила.


Иллюстрация. Так выглядело здание НДС в конце XIX века. Большое по тем временам, трехэтажное здание. Фотоснимок сделан одним из лучших фотографов Максимом Дмитриевым, оставившим нам в наследство фотолетопись земли нижегородской.
 

Начало:http://www.proza.ru/2011/05/30/328


Рецензии
Галина вы правы в конце, в 1878 у Михаила Андреевича и Александры Ивановны родилась дочь Ольга.Это моя прабабушка.Мой дед Сергей Николаевич Авров с Николай Николаевичем Боголюбовым были двоюродные братья.Они друг с другом поддерживали связь не смотря на то, что моего деда посадили "ни за что".Конечно ваша статья мне много рассказала.У меня из фото есть семейная фотография Ольги Михайловны с Николай Александровичем Авровым.Если бы я через вас мог бы узнать еще чего нибудь новое про наших предков я был бы очень благодарен.

Андрей Авров   18.06.2012 22:53     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.