Сны Рене

 Сны Рене.

 
Эта старинная рукопись была найдена совершенно случайно ,неким французским историком ,копающемся в прошлом ,совсем недавно,в библиотеке при мэрии одного из провинциальных городов Франции.Причем,как она туда попала ,и кто ее оставил там -неизвестно,сотрудники мэрии не могли дать вразумительного ответа на этот вопрос.Ученый же ,ничтоже сумняшеся,не стал раздувать из своей находки некую сенсацию ,а попросту ,после неимоверных усилий,потребовавшихся для перевода со старофранцузского ,выложил ее в Сети ,на некоем сайте,где такие же историки-фанатики делятся друг с другом своими находками.Итак,текст перед вами ,он довольно неуклюж ,но ,в целом ,вполне приличен.А вот события,описываемые в нем ,совершенно удивительны.
 
" Благослови ,Господь! Я,смиренный монах ордена францисканцев ,имя мое-Жерар, провожу дни и ночи в трудах и моленьях ,в монастыре Сен-Аппрей, что подле славного города Амьен, пишу эти строки,ибо выполняю последнюю волю друга моего ,почившего в бозе 12 декабря 1547 года,подле ложа кторого я ,единственный ,находился,до самой его кончины.
 
История сия началась за год примерно до смерти сего смиренного монаха,носившего имя брат Рене,а в миру как звали его ,Господь знает....
Обитель наша , управляемая твердою и мудрою рукою настоятеля ,отца Гийома ,всегда была пристанищем истинных сынов Божьих,неустанно и радостно поддерживающих и крепящих основы Святой Католической церкви ,ибо ,как мудро сказал кто-то "Militat spiritum ,militat gladio", церковь святая воюет не токмо духом ,но и мечом.Сие не говорит о том,что смиренные монахи с оружием в руках сражались против врага.В монастыре нашем собраны были именно духа воины- те,кто ,зная грамоте ,умели перевести и размножить слово Божье ,дабы оно птицею летело во все концы нашей милой Франции.Но,что-то я отвлекся.
Брат Рене появился у нас весною ,когда первые ростки под солнцем господним уже тянутся к голубому небу.Был он невысок ростом ,худощав,но крепок,и глаза его ,цвета нормандского неба,были добрыми и открытыми.Приняв постриг,определен был сначала в помощь брату Эммериху,на кухню.Тихо и тщательно исполнял он там нехитрые свои обязанности,пока помощник настоятеля,суровый и желчный брат Жак,не нашел,зашедши случайно на кухню некий листок бумаги,испещренный письменами.Строго вопросив,кто,вместо трудов праведных,занимается сей чепухою,он услышал в ответ робкое "Я!" брата Рене.
-Так ты разумеешь грамоте?-вопрошал брат Жак.
-Да.-ответствовал Рене,-и латынь немного...
Ничего не ответив,брат Жак удалился,однако вскорости брата Рене перевели в библиотеку,под начала брата Клода,коего обширные знания способствовали тому,что шестеро смиренных монахов,усердно трудясь ,переписывали и изучали труды столпов церкви,коих в монастыре(не столпов,конечно!) было предостаточно.Там я впервые и встретился сним.Его живой ум,связная речь ,молодость и искренность подкупили меня,к тому же он был отличным рассказчиком,сочиняя всякие выдумки,а я,в силу натуры скромной моей,благодарным и единственным его слушателем.Мне нравилось слушать истории,которые он рассказывал,а было их у него...Клянусь святым Яннуарием, я не знал ни одного такого выдумщика! Мало того,он,вольнодумец,их записывал,а так как с бумагою и пергаментом было трудно,то писал он на чем угодно,даже на лоскутах из старой рубахи ,используя мелкие угольки,украденные из кухни.Но самое замечательное было то,что он клялся мне,хитрец эдакий,что видит во сне чудеса!Но вот что зреет он во время снов своих,он отказался мне рассказывать."Не пришло время!"-говорил он,тихо улыбаясь.
 
Однажды,после вечерней мессы,когда понадобилось срочно переписать некий трактат для его светлости,епископа Амьенского,мы остались с ним в библиотеке вдвоем.Усердно орудуя перьями,трудились мы,пока брат Рене ненарушил молчание,прерываемое лишь скрипом перьев.
 
-Брат Жерар!-окликнул меня Рене -я думаю ,пришло время и тебе узнать ...
-Что?
-То чтоснится мне,вернее ,то что вижу я в снах своих..
-Помилуй Господь! Неужто видишь ты такое,что и сказать страшно? А вдруг это козни дьявола? Во сне ,когда  разум отдыхает ,самое время для совращения!
-Успокойся,это не Сатана,и не демоны-искусители.Не вино и женщины,нет там греха...
-Так что же видишь ты,любезный друг мой?
 
Брат Рене задумался.
-Знаешь ли сии видения настолько непонятны,что и не знаю ,как рассказать.Одно знаю-я не в силах более это таить в себе,ибо не могу понять суть сего...Пусть ученые мужи,изучившие множество книг,толкований и писаний,попробуют...
-Так что же это?-Я от нетерпения  и страха весь покрылся испариной.
-Я вижу....Не знаю ,может это то,что ждет нас...
-Ты видишь будущее?
Может быть.
-И что
,что же там????
 Брат Рене склонив голову ,закрыл лицо ладонью.В мерцаньи свечей, его лицо выглядело усталым и постаревшим.
-Я вижу-начал он вполголоса-вижу многое.
Я видел огромный город,перед коим Париж-ничто.Он простирается на многие лье!Башни его ,залитые светом,подпирают свод небес.Улицы его в сто раз шире Амьенского тракта,а по ним нескончаемым потоком движутся некие повозки.Без лошадей! Людей столько,что я и в самых смелых мыслях не видел.Муравьев в муравейнике поменее.А свет! Сколько света там,и он так ярок,что напоминает солнце!
-А еще?
-Я видел еще один город ,на берегу бескрайнего моря...На горе ,что на самом берегу,стоит статуя Господа Нашего ,благословляющего город.А в высоту она не менее трехсот локтей!Такое может ли быть?!
А еще видел я бескрайние ледяные пустыни.Там только снег и лед и ничего более.А еще-страшную войну,где люди воевали на дьявольских колесницах,изрыгающих огонь ,и вместо мечей,шпаг и аркебуз были у них некие орудия,выпускающие множество  пуль в одно мгновение.И видел я такое...
 
Я так и замер соткрытым ртом,слушая его.
-Я видел,как люди полетели в небо на огнедышащей колеснице,похожей на гигантскую петарду.Огню и грохоту было столько,что самая сильная баталия с ее ревом пушек и единорогов покажется жужжанием комара в сравнении.Боже праведный! Что же это...
 
Внезапно брат Рене выпрямился и произнес:
-Обещай,мой единственный друг,что это останется тайной! Ты-единственный,кому могу рассказать я это...Быть может,я безумен ,может вселился в меня какой бес,но...Я вижу это во сне!Сколько молитв,сколько покаяний я произнес,прося Всевышего избавить меня от этих видений! Все напрасно.Я продолжаю это видеть.Это сильнее меня.
 
-Я обнял за плечи молодого моего друга, готового разрыдаться.
-Господьвсесилен,братец! Все козни дьявола-ничто по сравнению с его могуществом! Молись еще ,и избавишься от страшных сих видений!
 
-Я попробую.Прошу тебя,я знаю,ты не доносчик,и не клеврет настоятелев,у тебя добрая душа  ,и вера твоя крепка,не рассказывай никому!
 
Я поклялся ему Святым Иеронимом , плотью Иисусовой и всем,чем мог...
С тех пор он часто рассказывал мне о снах своих.Чего я только не наслушался!
Сказать,что верил-не скажу.Но все таки,осеняя временами себя крестным знамением ,думал я о том,что же это-сатанинские козни ,или божье благоволение?
 
Так шло время,подошла и осень.Наша дружба ,скрепленная общей тайной,крепла и продолжалась.Однако в мире сием ничто не вечно...
Кто-то из ретивых монахов ,найдя случайно забытые лоскутки с записями ,донес настоятелю.Отец Гийом ,человек вельми суровый,немедленно учинил дознание и открылось,кто пишет их...Брат Рене вызван был к настоятелю  ,и там,вынужден был признаться,что все это видит во снах своих.Не знаю,что и о чем говорили они,однако братья,тайком подслушавшие часть разговора,уверяли,что настоятель кричал Рене :" Ты не просто еретик! Ты обуреваем дьяволом! И я изгоню его из тебя!".
Брата Рене препроводили в подземелье ,заключив в темную,сырую келью,в коей он находился постоянно.Никого к нему не пускали.Настоятель сказал,что дает ему последний шанс отречения и покаяния,прежде чем отправит его в обьятия инквизиторов, а уж те найдут способ заставить его раскаяться.Однако до этого дело не дошло. Брат Рене,мучаясь и от снов и мыслей своих,а такожде от сырости и холода подземелья,захворал .С ним сделалась горячка ,и он препровожден был в свою келью.Усилия брата-лекаря Зебулона не помогли ,и болезнь пожирала юного друга моего.Я был единственным ,кто ухаживал за ним ,находясь все свободное время у одра болезни.Брат Рене был в бреду,и не мог я ничего разобрать из той бессвязной речи ,которая порой вырывалась из уст его.Но вот ,однажды поздним вечером,он внезапно пришел в себя.Он узнал меня,и слабая улыбка осветила его измученное лицо.
-Брат Жерар...Друг мой...
-Слава Иисусу! Болезнь отступила! Как я рад ,друг мой!
-О,нет,братец Жерар...Я умираю.Поэтому прошу тебя.Выполни одну,мою последнюю просьбу.Ты был в этой жизни мне единственным другом,и хранишь мою тайну.
-Нет,ты не умрешь! Господь милостив! Воздадим молитву,и ты исцелишься!
 
Послушай-он схватил меня за руку.Слабая его рука вдруг показалась мне стальной хваткой.
-Я более не вижу снов.Все кончено.Но я видел нечто страшное.Апокалипсис...
Нет,не было там четырех всадников, Бога,или Сатаны.Земля была уничтожена людьми.Все горело,рушились города,сравнялись горы...Пепелище вместо цветущего мира...Это так страшно..
-Не может быть! Это тебе в бреду привиделось!
-Нет,это был последний сон.Последний....
Я шептал молитву,но брат Рене снова сжал мою руку
-Братец Жерар,поклянись,что исполнишь мою последнюю волю!
-Клянусь....
Напиши обо всем,что слышал от меня.Обо всем,что видел я в своих странных снах.Может,через много лет и будет все это...А теперь...Прощай.
Он умер на рассвете,тихо и спокойно,словно погрузился вновь в сон.Только сон обычный,непохожий на те,что будоражили разум его.
 
По приказу настоятеля, я и еще двое братьев-монахов схоронили брата Рене на монастырском кладбище,поставив на могиле простой деревянный крест.Братия помолились усердно.Тогда же я узнал,что было другу моему от роду всего 19 лет...
Я исполнил волю его,тайком ,понемногу,записывая все то,что помнил из его рассказов.Порою слезы орошали написанное.Вперемежку с молитвою,занес я на бумагу все те чудеса,что узнал от этого юноши,чистая душа которого не могла быть одержима бесами.Я теперь уверен-все, что он видел в снах своих-правда.И да поможет мне Господь. Аминь."
 
Текст опубликован в интернете с сокращениями,  в частности без рассуждений монаха Жерара о сущности Бога и дьявола.Вот такая история.Что и как помогало видеть молодому монаху в 16 веке картины будущего,мне непонятно.Я не силен в понятиях пространственно-временных континуумов,и современных теориях времени и пространства.Но история эта достойна того,чтобы через 500 лет о ней узнали люди.
 
 


Рецензии
Хорошо написано.
"имя брат Рене,а в миру как звали его ,Господь знает...."

Игорь Леванов   01.12.2012 14:35     Заявить о нарушении