Дорогие, мои, где Вы?
Сын был первым внуком у родителей. Они начинали ждать его задолго до наступления лета. В каждом письме писали, тогда еще мы писали друг другу письма, как они его ждут, жалели, что ребенок в большом городе не дышит свежим воздухом, и молоко не такое как надо и все продукты не такие свежие, как у них. Сын с удовольствием проводил лето у бабушки с дедушкой, тем более, что моему младшему брату в то время, когда родился сын, было всего одиннадцать лет, а сестре пятнадцать. Получилось так, что брат был самым интересным человеком для сына, а сестра, обладающая замечательным чувством юмора, могла и "построить" и насмешить.
У отца были золотые руки и умная голова, он умел делать все. Он страстно мечтал о сыне. А первой родилась я. Все чему он мечтал научить сына, досталось мне. Когда я была школьницей, он учил меня всему, что умел сам. Еще с войны у него был трофейный немецкий фотоаппарат, он доверял мне эту великую для него ценность, чтобы я училась фотографировать, а потом в темной комнате мы печатали снимки. Он учил меня играть на гармошке, учил рисовать по клеточкам, так как мне очень хотелось рисовать, а я не умела, учил работать лобзиком. Помогал решать задачки, катался со мной на лыжах, мы ездили с ним на мотоцикле за грибами. Он позволял мне учиться кататься на нем, правда , для меня эта наука закончилась падением в соседскую картошку, так как оказалось, что я трусиха и первая же стая кур лишила меня равновесия. Разрешал играть в хоккей с мальчишками, умеряя мамино беспокойство. Даже в городской радиокружок записал, где я среди мальчишек старшеклассников была белой вороной, поручали они мне либо наматывать катушки для трансформатора, либо выпаивать детальки из плат, которые доставали из старых радиоприемников. Эти воспоминания вызывают у меня всегда теплую улыбку .
Вторым ребенком получилась моя сестра. Отец ее обожал и у них установились особые отношения. От нее он сносил все. Она могла пробирать его, как бы на равных, и он сносил это. А в старости, кажется, только ее и слушался.
Желание иметь сына было таким сильным, что наконец-то сбылось. Долгожданный и любимый ребенок и наш с сестрой братик характер имел отцовский. Руки золотые, а голову талантливую. Эта похожесть часто высекала искры между отцом и сыном. При всей любви к сыну, кажется, на него он обижался чаще всего. По всей видимости, большие ожидания, когда они сбываются, всегда несут в себе долю разочарования. Отец гордился сыном, а когда говорил о нем с нами, то прятал горделивую улыбку. Вроде сердится, обижается, мол, мог бы почаще заезжать , побольше помогать, а сам , втайне, это было видно, думает совсем другое.
Как же было моему сыну не хотеть к бабушке с дедушкой, когда он был хвостиком брата. Конечно, гонять кошек, ему приходилось одному, зато радиолюбительские и автолюбительские дела брата не обходились без него. В результате, на вопрос, задаваемый всем детям любопытными взрослыми:- «Кем хочешь быть?»-он ответил однажды: «Хочу быть как Юра».
Когда брату была пора идти в школу, я поступила в институт , на радиофакультет, кстати, поэтому видеть, как и чему отец учит брата я уже не могла, но я уверена, что все уроки столярного мастерства, радиодела, авто - мото и прочие уроки ему преподал отец.
Брат подрос, и теперь уже старшему внуку доставались уроки деда. Будучи совсем маленьким, сын получал молоток, гвоздики, дощечку и задания, которые постепенно усложнялись, а когда стал постарше, перешел в руки брата. Не знаю, насколько сын отдает себе отчет , откуда в нем многие навыки, но я то уверена, что от деда и брата, который был для него, как это не было забавно тогда, дядькой.
Когда у нас родился младший сын, он уже реже бывал у дедушки с бабушкой. Но зато, когда бывал, внимания ему уделялось нисколько не меньше. К тому времени у брата и сестры были уже достаточно взрослые дети, так что скучать ему не приходилось. Ему есть, что вспомнить. Особенно поездки за Оку на рыбалку и дачные приключения.
Бабушка всю жизнь работала в школе. По образованию она была предметник- русский язык, литература, но ей приходилось преподавать и в начальной школе. Там она сделала несколько выпусков. Нашему младшему очень даже было полезно общение с бабушкой. Его успехи в школе, оставляли желать лучшего, и именно бабушка вначале помогала ему учить таблицу умножения, а позже читать обязательную литературу, писать сочинения.
И именно бабушка объясняла нам - родителям, что многие мальчики раскрываются гораздо позже, чем девочки, но зато набирают стремительно и достигают многого. Как же она была права!
Родителей и брата уже нет. Мы ехали с сыновьями в город, где я провела свои школьные годы и может быть лучшую часть жизни, чтобы попрощаться сначала с братом, которого не стало в сорок лет, скоротечная болезнь унесла его, а потом с отцом, который пережил сына на пять лет, безутешно горюя, но не подавая особенно вида в нашем присутствии, а потом с мамой, которая ненадолго пережила отца.
Мы ехали и вспоминали разные случаи, которые были связаны у каждого из нас с братом, дедом и бабушкой. И понимали, что в каждом из нас есть частичка любимых нами людей.
Я часто думаю : « Дорогие мои, где Вы? Я чувствую Вас рядом с собой, Вашу помощь и поддержку, значит же, что Вы есть!?»
Свидетельство о публикации №211113001837