Палисси
Palissy Bernard
Простой горшечник, гончар, Палисси стал изобретателем, художником, физиком, химиком, агрономом, одним из основателей современной геологии и палеонтологии.
«У меня не было другой книги, кроме известной всем книги неба и земли, а эту прекрасную книгу может читать и изучать каждый».
Палисси.
Творения Палисси стоят в одном ряду с такими шедеврами, как полотна Леонардо, скульптуры Микеланджело.
Французы его почитают как мы Ломоносова.
*****
Жизнь.
Он открыл секрет фаянса и эмали.
Его затаскали по тюрьмам.
Он кончил жизнь под секирой палача.
Начало.
Родился на юге Франции, в небольшой деревушке близ маленького городка Бирон. Выходец из крестьянской семьи.
Систематического образования не получил.
Ранняя молодость. В качестве стекольщика, горшечника и землемера ходит с места на место – Пиренеи, Арденны, берега Рейна. Как-то Палисси забредает в заброшенную мастерскую. И видит «глиняную чашу, исполненную так превосходно, что я пришел в замешательство».
Первый блин.
«Немного вещей в этом мире, которые не могут стать ясными благодаря искусству».
Палисси.
1539
Решает понять то, как увиденную чашу можно покрыть «белой землёй». Поселяется в городке Сенте близ Бордо. Строит плавильную печь.
* Справка.
Эмаль (от фр. email; др.-рус. финифть) - прочное стеклообразное покрытие, наносимое на металлический предмет и закрепляемое обжигом. Эмаль может быть прозрачной и непрозрачной, белой и окрашенной в разные цвета окислами тяжелых металлов.
Первые опыты неудачны.
Сам таскает и кладёт кирпич, обжигает известь, носит воду из колодца. Печь готова. Приуготовляется эмаль и Палисси начинает её сплавлять. Стоя перед огнём 6 дней и 6 ночей Палисси подкладывает дрова. Топлива не хватает. Тогда Палисси начинает швырять в огонь подпорки плодовых деревьев, мебель, стал выламывать и подбрасывать в топку доски из дома. Потешающиеся над учёным соседи. Лавочники лишают кредита. Палисси очутился на улице с двумя грудными детьми и по уши в долгах…
«Надежда не покидала меня. Я принялся снова работать, силясь сохранить весёлый вид…».
«Меня постигло новое несчастье. Под влиянием жары, холода, ветра и дождей испортилась большая часть моей работы прежде, нежели она была готова».
Строится новая печь.
«В течении нескольких лет, не имея средств сделать навесы над моими печами, я проводил у них ночи под дождём и ветром… Никто не пришёл ко мне на помощь, никто не оказал мне поддержки, ни от кого не услышал я слова утешения, и только мяуканье кошек да вой собак утешали мой слух по ночам…».
«Сельские глины».
Палисси ставит перед собой новую задачу - получить глазурь, которая сочетала бы в себе глазурь разных цветов. Проблема бы в том, что разные глазури плавятся при разной температуре. Успех – получение «крапчатой» глазури. Из которой изготавливает «сельскую» посуду - сосуды с изображением растений и животных, постепенно превращая свои изделия в произведения искусства.
(«Его сосуды украшают мелкие животные, насекомые, растения, змеи, рыбы в натуральную величину. Они производят впечатление живых». Позже появляются сюжеты из античной мифологии.
«Изделия Палисси, особенно в XVII в. активно копировались, а в XIX в. в керамике возникла целая школа «палиссистов»»).
Итогом 15-ти летних исканий Палисси стал особый способ декорирования фаянса, названный им «сельские глины».
* Справка.
«Сельские глины» («фигурки») - фаянсовые большие, неглубокие, всегда овальной формы блюда с широкими прямыми краями, украшенные мотивами живой природы (слепков с натуры изображениями рыб, раковин, зелени, змей, ящериц и лягушек). Палисси получил «яшмовую глазурь», отличавшуюся большой прозрачностью и глубиной тона. В ней преобладают голубые, зеленые и пурпурно-коричневые цвета.
Строится мастерская. Известность, заказы вельмож вплоть до короля Франции Генриха II.
(Например, в 1562-м оформляет «сельскими глинами» садовые гроты в Экуане под Парижем).
Париж.
1564.
Приглашение короля. Получает должность «изобретателя сельских фигурок для короля и королевы-матери» - т.е. для Екатерины Медичи и Карла IX. «Украшает» Тюильри, где его поселила королева.
1588.
Покровительство Екатерины Медичи спасло гугенота Палисси от смерти в Варфоломеевскую ночь. Но когда в 1588 году Лига захватила Париж - был посажен в Бастилию.
Однажды к нему в камеру пришел король Генрих III и предложил свободу за смену религии. Старик отказался.
В 1590-м был казнён (вариант – умер «своей» смертью).
*****
Наука.
Деяния.
Основал «естественно-исторический кабинет», в котором в течение 1575–1585 читал лекции по естественным наукам и физике.
(«Будучи протестантом-гугенотом, придавал своим художественным и научным занятиям религиозно-утопический оттенок, мечтая о создании идеальной страны в виде подземного «сада-убежища», где «истинные христиане» могли бы укрыться от преследований»).
Собрал коллекцию камней - подлинный геологический музей.
Впервые высказал гипотезу, что раковины и другие окаменелости не есть простая игра природы, а являются собой ископаемыми остатками древних животных.
Понимал необходимость солей в почве, их значение в жизнедеятельности растений. Предлагал примешивать растворимые соли и мергель к навозу и другим органическим удобрениям.
Противник алхимии.
Трактаты Палисси.
1563. «Действительное средство, благодаря которому все жители Франции могут увеличить свое состояние, а также те, которые не имеют никаких научных познаний, смогут научиться философии, необходимой всем обитателям Земли. А также книга эта содержит рисунок сада, представляющего столь же приятное, как и полезное изобретение. А также рисунок и план защищенного и совершенно неприступного города».
1580. «Чудесные рассуждения о природе вод и источников естественных и искусственных, о металлах, солях, камнях, землях, об огне и эмали, со многими другими тайнами предметов, встречающихся в природе. С прибавлением трактата об удобрении земли, все представленное в виде разговоров, которые ведутся Теоретиком и Практиком».
*****
Эпилог.
Тайна Палисси.
Палисси поведал состав эмалей (оксиды олова, свинца, железа, сурьмы, меди, а также песок и сода), но скрыл дозы смешений (сообщив только, что «это не механический процесс и здесь необходима специальная геометрия») считая, что секреты его искусства не могут быть всеобщим достоянием.
Тайна технологии «сельских глин» так и осталась тайной - не смотря на все попытки её раскрыть.
*****
Свидетельство о публикации №211113000503