Палисси

Палисси Бернар (~1510 - 4 июля 1589/1590).
Palissy Bernard

Простой горшечник, гончар, Палисси стал изобретателем, художником, физиком, химиком, агрономом, одним из основателей современной геологии и палеонтологии.

«У меня не было другой книги, кроме известной всем книги неба и земли, а эту прекрасную книгу может читать и изучать каждый».
Палисси.

Творения Палисси стоят в одном ряду с такими шедеврами, как полотна Леонардо, скульптуры Микеланджело.

Французы его почитают как мы Ломоносова.


*****

Жизнь.

Он открыл секрет фаянса и эмали.
Его затаскали по тюрьмам.
Он кончил жизнь под секирой палача.


Начало.

Родился на юге Франции, в небольшой деревушке близ маленького городка Бирон. Выходец из крестьянской семьи.
Систематического образования не получил.

Ранняя молодость. В качестве стекольщика, горшечника и землемера ходит с места на место – Пиренеи, Арденны, берега Рейна. Как-то Палисси забредает в заброшенную мастерскую. И видит «глиняную чашу, исполненную так превосходно, что я пришел в замешательство».


Первый блин.

«Немного вещей в этом мире, которые не могут стать ясными благодаря искусству».
Палисси.

1539
Решает понять то, как увиденную чашу можно покрыть «белой землёй». Поселяется в городке Сенте близ Бордо. Строит плавильную печь.

* Справка.
Эмаль (от фр. email; др.-рус. финифть) - прочное стеклообразное покрытие, наносимое на металлический предмет и закрепляемое обжигом. Эмаль может быть прозрачной и непрозрачной, белой и окрашенной в разные цвета окислами тяжелых металлов.

Первые опыты неудачны.
Сам таскает и кладёт кирпич, обжигает известь, носит воду из колодца. Печь готова. Приуготовляется эмаль и Палисси начинает её сплавлять. Стоя перед огнём 6 дней и 6 ночей Палисси подкладывает дрова. Топлива не хватает. Тогда Палисси начинает швырять в огонь подпорки плодовых деревьев, мебель, стал выламывать и подбрасывать в топку доски из дома. Потешающиеся над учёным соседи. Лавочники лишают кредита. Палисси очутился на улице с двумя грудными детьми и по уши в долгах…

«Надежда не покидала меня. Я принялся снова работать, силясь сохранить весёлый вид…».

«Меня постигло новое несчастье. Под влиянием жары, холода, ветра и дождей испортилась большая часть моей работы прежде, нежели она была готова».

Строится новая печь.

«В течении нескольких лет, не имея средств сделать навесы над моими печами, я проводил у них ночи под дождём и ветром… Никто не пришёл ко мне на помощь, никто не оказал мне поддержки, ни от кого не услышал я слова утешения, и только мяуканье кошек да вой собак утешали мой слух по ночам…».


«Сельские глины».

Палисси ставит перед собой новую задачу - получить глазурь, которая сочетала бы в себе глазурь разных цветов. Проблема бы в том, что разные глазури плавятся при разной температуре. Успех – получение «крапчатой» глазури. Из которой изготавливает «сельскую» посуду - сосуды с изображением растений и животных, постепенно превращая свои изделия в произведения искусства.

(«Его сосуды украшают мелкие животные, насекомые, растения, змеи, рыбы в натуральную величину. Они производят впечатление живых». Позже появляются сюжеты из античной мифологии.
«Изделия Палисси, особенно в XVII в. активно копировались, а в XIX в. в керамике возникла целая школа «палиссистов»»).

Итогом 15-ти летних исканий Палисси стал особый способ декорирования фаянса, названный им «сельские глины».

* Справка.
«Сельские глины» («фигурки») - фаянсовые большие, неглубокие, всегда овальной формы блюда с широкими прямыми краями, украшенные мотивами живой природы (слепков с натуры изображениями рыб, раковин, зелени, змей, ящериц и лягушек). Палисси получил «яшмовую глазурь», отличавшуюся большой прозрачностью и глубиной тона. В ней преобладают голубые, зеленые и пурпурно-коричневые цвета.

Строится мастерская. Известность, заказы вельмож вплоть до короля Франции Генриха II.
(Например, в 1562-м оформляет «сельскими глинами» садовые гроты в Экуане под Парижем).


Париж.

1564.
Приглашение короля. Получает должность «изобретателя сельских фигурок для короля и королевы-матери» - т.е. для Екатерины Медичи и Карла IX. «Украшает» Тюильри, где его поселила королева.


1588.
Покровительство Екатерины Медичи спасло гугенота Палисси от смерти в Варфоломеевскую ночь. Но когда в 1588 году Лига захватила Париж - был посажен в Бастилию.
Однажды к нему в камеру пришел король Генрих III и предложил свободу за смену религии. Старик отказался.
В 1590-м был казнён (вариант – умер «своей» смертью).


*****

Наука.

Деяния.

Основал «естественно-исторический кабинет», в котором в течение 1575–1585 читал лекции по естественным наукам и физике.
(«Будучи протестантом-гугенотом, придавал своим художественным и научным занятиям религиозно-утопический оттенок, мечтая о создании идеальной страны в виде подземного «сада-убежища», где «истинные христиане» могли бы укрыться от преследований»).

Собрал коллекцию камней - подлинный геологический музей.

Впервые высказал гипотезу, что раковины и другие окаменелости не есть простая игра природы, а являются собой ископаемыми остатками древних животных.

Понимал необходимость солей в почве, их значение в жизнедеятельности растений. Предлагал примешивать растворимые соли и мергель к навозу и другим органическим удобрениям.

Противник алхимии.


Трактаты Палисси.

1563. «Действительное средство, благодаря которому все жители Франции могут увеличить свое состояние, а также те, которые не имеют никаких научных познаний, смогут научиться философии, необходимой всем обитателям Земли. А также книга эта содержит рисунок сада, представляющего столь же приятное, как и полезное изобретение. А также рисунок и план защищенного и совершенно неприступного города».

1580. «Чудесные рассуждения о природе вод и источников естественных и искусственных, о металлах, солях, камнях, землях, об огне и эмали, со многими другими тайнами предметов, встречающихся в природе. С прибавлением трактата об удобрении земли, все представленное в виде разговоров, которые ведутся Теоретиком и Практиком».

*****


Эпилог.

Тайна Палисси.

Палисси поведал состав эмалей (оксиды олова, свинца, железа, сурьмы, меди, а также песок и сода), но скрыл дозы смешений (сообщив только, что «это не механический процесс и здесь необходима специальная геометрия») считая, что секреты его искусства не могут быть всеобщим достоянием.
Тайна технологии «сельских глин» так и осталась тайной - не смотря на все попытки её раскрыть.

*****


Рецензии