Куда делась Русь?

               

                Эссе

        Забавная штука – история. У нее три лика: школьная, популярная и научная. При этом не важно, о чем идет речь: о химии-физике, хлебе насущном или о стране-мире. В школе нам рассказывают о них одно, в газетах и на телевидении – другое, а в скучных доказательных исследованиях – третье. Чему верить? И зачем нам все это пыльное прошлое надо? Сегодняшних забот хватает!
        Если сказать коротко, то этим любопытством и отличается человек от животного. Те же слоны, медведи или рыбы, блохи никогда не ставят памятников своим предкам, героям. Поэтому древние китайцы, греки, римляне считали варварами тех, кто не имел монументов – первенцев матери-истории. А по сути то было инстинктивное стремление сохранить видимую информацию – основу всего живого.
        Для ядра-ДНК клетки она нужна, чтобы производить новую свою жизнь. Не любая информация ей требуется, а именно своя, неповторимая и родная. Приведу пример, который меня поразил. На глубине пять километров под землей, в гранитах, когда их бурили, обнаружили в полной темноте, без воды… живые комочки! То были неведомые бактерии. Они прозябали миллионы лет, чтобы снова возродиться. Это было бы невозможно без генетической памяти, которая хранилась в них.
        Поистине в мире нет ничего более драгоценного, чем память. Вот как глубоко сидят корни истории – в нашей биологии. Достаточно внести ложь, или мутацию, в ядро клетки – ей конец. Так и у человека, и у народов. Поэтому все правители всегда придавали такое большое значение истории. Она либо животворное зелье, либо гибельный яд.
        Вы, мой милый читатель, не желаете ни того ни другого? Вам подавай чистую правду? Ну, что ж, попытаемся поймать ее на крючок.

                2

       Начнем с самого главного и таинственного. Ученые всего мира до сих пор спорят: кто такая изначальная Русь? Смуту внесла наша древнейшая из сохранившихся летописей – «Повесть временных лет». Ее автор или авторы утверждают, что воевали между собой новгородские словене с финскими племенами – чудью, мери и весью. И не было у них порядка. «И сказали себе: «Поищем князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались Русью подобно тому, как другие называются шведы, а иные норманны и англы… И от тех варяг прозвалась Руская земля». Согласно летописи произошло это в 862 году.
       Кажется, все предельно ясно. Историки, однако, дотошный народец и верят лишь тем сведениям, которые подтверждаются другими источниками. Тем более что такое важное событие не могло пройти незамеченным. Но, увы, ни в европейских, ни в азиатских документах о нем нет ни звука. В чем же дело?
       Стали рыться и обнаружили в сирийском манускрипте 555 года, что Русь – это «рослый, могучий народ», живущий на север от Азовского моря. А начальник почт Арабского халифата Ибн Хордадбех в «Книге путей и держав» писал в 860 году, что «русы – племя славян». Есть и иные серьезные источники, противоречащие мнению нашего летописца.
       Эти и другие изыскания будут сделаны гораздо позднее. А долгие века после «Повести временных лет» происхождение Руси никого особо не волновало. Да и занимались летописями у нас только монахи, которых совсем не интересовала дохристианская, «языческая» история.
       Все резко изменилось в начале ХYIII века, когда заявила о себе Российская империя. Как же ей обойтись без своей истории? Всюду, в том числе в Украине, Сибири, стали искать и возами доставлять «свидетельства древностей» в Санкт-Петербург. Уехала туда из Киева и «Повесть временных лет».
       Ее перевел на немецкий язык (он тогда был официальным в Академии наук) первый российский историограф Герард Миллер и написал исследование «О происхождении народа и имени Российского». Ознакомившись с ним, Ломоносов сказал, что «оно ночи подобно». Шутка ли, когда вся Русь выводилась из каких-то темных варяг, как в летописи!
       Миллер возмутился тоже. Его исследование не только не заслушали в Академии – сам текст сожгли. Разгорелся большой скандал. Почему? «Речь Миллера явилась не вовремя, ; объяснял потом дотошный историк Василий Ключевский. ;То был самый разгар национального возбуждения». Оно, увы, не угасло до сих пор. Более того. И варяжья версия жива и здорова в сознании народа. Не странно ли?
       В том толковании для простого работяги важно не то, что Русь – это якобы варяги. Бог с ними, давно исчезнувшими. Мужика волнует, что, как и тысячу лет назад, нет у нас ни в Украине, ни в России четкого порядка. А установить его может только варяг типа Сталина. Вот в чем истинная причина живучести той версии и почему ее так не любят наши патриоты и «демократическая» власть.
       Теперь от чувств перейдем к доказательствам. Для таких выдающихся ученых, как Михаил Ломоносов, Алексей Шахматов, Михаил Грушевский, имя Русь – сакральное, святое. Но будучи христианами, они и мысли не допускали, что ТАКИМ же оно было и для наших далеких пращуров, еще до крещения да и века спустя. Русь – это не территория (та именовалась «земля»). Русь для них – это вера, как и христианство, это народ так верующий в великого Рода, Перуна, Велеса, Дажьбога и живущий по их заветам. Это все – нерушимое единство для наших пращуров.
       Чтобы убедиться в том, достаточно прочитать полные горечи слова из «Велесовой книги», написанные после прихода варяг: «Стократ начинала Русь… Напрасно вспомнили доблестные наши старые времена, да идем куда – неизвестно. А так зрим вспять и говорим, что стыдимся Наву, Праву и Яву знать». Далее объясняется: «Права неведомо уложена Дажьбогом. А по ней, как пряжа, течет Ява, и та создала жизнь нашу. А когда отойдет, смерть наступает. Ява течет и творится в Праве. Нава же есть после них. До тех пор есть Нава и потом она есть».
      И так мог мыслить дикий, безписьменный народ, как утверждает летопись? А потом, дескать, явились Кирилл и Мефодий и дали нам азбуку. Все это лукавые измышления. Слава Богу, не я первый беру на себя грех такого понимания. Вот мнение куда более авторитетное: «Летописи полны лжи и позорят русский народ». К такому выводу пришел в 1734 году… святой Синод Российской империи!
     А дохристианская Русь действительно имела свое провидческое мировоззрение. Когда европейские народы пребывали в плену ветхозаветного представления о Боге, наши пращуры уже ведали то, что стало достоянием науки лишь сейчас: информационная суть Вселенной – Права, изменчивая светлая материя – Ява, а темная энергия и материя – Нава.
     Столкнувшись с христианством, ТАКАЯ мудрая Русь должна была исчезнуть. Эти две веры принципиально не сочетались. Однако вопреки всем христианским огням и мечам вредная, неистребимая «языческая» Русь жила в мыслях и поступках людей даже и век спустя, когда создавалась «Повесть временных лет». (Замечу в скобках, что и сейчас живет в нашем подсознании. Это даже отражено в Перуновом тризубе на гербе Украины).
     Что было делать монаху-летописцу? Как это непреодолимое препятствие ловко объяснить или обойти? В отличие от нас и от ученых-академиков, черноризец прекрасно понимал: нельзя крестить ТУ Русь. Нужно любым способом снизить, приземлить это святое, «языческое» понятие. Так и появилась на свет варяжская Русь. Да, чужое, пусть и выдуманное племя. Так ведь и летописец-то был инородцем, из Византии или с младых лет воспитывался в монастыре. «Эх, - думал он, - сотрем даже из памяти потомков всю их «поганую» веру и историю!» Мало того. Теперь уже, согласно легенде, и разбойник Рюрик и все его внуки и правнуки становились чистейшими русичами.
    Занятная придумка, достойная Владимира Мономаха. Есть и такое мнение в науке, что именно он читал и правил «Повесть временных лет». Да иначе и быть не могло. Тогда раз и навсегда зачеркивалось славное прошлое истинной Руси. Если ее не было, то о чем речь? Поэтому, надо полагать, князья и церковники беспощадно уничтожали все письмена, в их числе договоры с хазарами и другие памятники нашей древней истории, кроме «Велесовой книги» да «Слова о полку Игореве», которые чудом уцелели.
    Впрочем, то же творилось и в Европе, где крушили «мраморных болванов», святилища богов и жгли библиотеки. Но вот что удивительно. Европа, одумавшись в века Просвещения, высоко чтит эллинскую и древне-римскую культуру. Может, потому и процветает? А мы до сих пор «стыдимся Наву, Праву и Яву знать»!Зато крепко держимся за хвосты чужеземных  и своих исторических мифов.
Их опровергли новейшие археологические исследования в Новгороде. Еще со времен Ломоносова и Карамзина считалось, что восточнославянские народы (русские, украинцы и белорусы) имеют общих предков и язык из Поднепровья. А поскольку в годы принятия христианства ни Москвы, Владимира-на-Клязьме, ни Суздаля еще не было (там обитали финские племена), то козырной картой для такого мифа являлся Новгород. Там, дескать, испокон веков обитали русичи: словене и кривичи.
Однако вот что пишет глубокий знаток тех древностей, академик Валентин Янин: «Предки средневековых новгородцев переселились с территорий современных Польши и Северной Германии». Факт, шокирующий традиционное великорусское сознание! Но если это так, то сам собой падает и миф, что название «Русь» дали нам варяги. Ведь, согласно летописи, первоначально пришли они в Новгород. Да его жители держались бы за такую честь веками! Дескать, мы – исконная Русь. А вы, киевляне, черниговцы и прочие смоляне с москвичами, лишь получили от нас, новгородцев, это почетное имя. Однако ничего подобного нет ни в берестяных грамотах, ни в летописях.
Серьёзные аргументы против норманской легенды о происхождении Руси нашла в последнее время и историк Лидия Грот. Я с большим интересом знакомился с её работами и всё ждал: где же автор видит наши истоки? Оказывается, нам привезли-таки Русь. Вместе с Рюриком – не германского племени, а славянина! И, конечно же, в Новгород. Но с другого месторождения (это главная мысль историка Л. Грот): не с Севера, а с Запада, из Южной Балтии.
Такая версия удобно сочетается с бесспорными научными выводами академика  В. Янина, которые приведены выше. Однако он-то даже не поднимал вопрос о происхождении Руси, что вполне понятно.

     Кого же так величали? Полистаем летописи тех времен. Вот год 898. Речь идет о полянах, сидевших вокруг Киева, «которых называют Русь». В договоре с Византией при Олеге записано: «Давать дань для руських городов: прежде всего для Киева, затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, Ростова, Любеча и других». В Новгородской летописи (1149 год) читаем: «Иде архиепископ Новгородский Нифонт в Русь, в Киев». Или вот Ипатьевская летопись (1155 год): «Юрий Володимирович… иде из Суздаля в Русь и приде Кыеву». Суздальская летопись (1180 год): «Иде князь Святослав… с половци погаными, с черниговцы из Руси в Суздаль ратью».
    В чем дело? Почему та северная земля – Залесская Украина – самый центр будущего Московского княжества не называется Русью? Старые историки тоже замечали столь странные факты, но давали им превратное толкование. Уж очень щекотливый вопрос для российского самолюбия. Ведь на каком же основании будущие самодержцы называли себя владетелями «всея Руси», коль ее не было даже у них под ногами? В царские и советские времена об этом и думать никто не смел.
    Между тем факты, обличающие имперский обман, буквально рассыпаны перед каждым честным исследователем. В той густо лесистой и болотистой северной земле рядом с финскими племенами  мещорой, мурома, весью обитали вятичи. Летописец выводит их из рода ляхов и даже не признает их славянами, что просто нелепо. Более того, эти люди из рода Вятко «жили в лесу, как звери». Откуда такая неприязнь? А они, видите ли, единственные из крупных руських племен упорно не принимали христианство!
     Со своими «болванами»-«идолами» побежали подальше от церквей и монастырей – в густые леса, на Волгу и ее притоки. Основали поселения: Рязань, Суздаль, Ростов, Москву, Муром… Ходили на вятичей с огнем и мечом Владимир Креститель и Ярослав Мудрый, и Владимир Мономах. Все напрасно. А скольких христианских миссионеров там побили? Из жития епископа Леонтия мы узнаем, как упорно сопротивлялась Залесская Украина. Выгнала двух епископов – Феодора и Клариона. Самого же Леонтия убили. Такая же участь постигла и черноризца Кукшу с его учениками.
     Да, там в борах была Залесская земля – колония Киева, но отнюдь не Русь в глазах летописцев. Почитаем, к примеру, общеизвестную «Задонщину», где Дмитрий Донской говорит: «Пойдем, брате Владимер Андреевич, во свою Залескую землю к славному граду Москве». Так было даже в XIV веке! Что уж говорить о более ранних временах?
     Исчезают в летописях поляне, древляне, радимичи и кривичи. Они стали христианской Русью: центральной в Киеве, Красной – в Галичине и на Волыни, а также Белой, Черной и Закарпатской. Вятичи же оставались вятичами, постепенно смешиваясь с финскими племенами. Как это повлияло на северный руський говор, вообще культуру и быт московского и окружного населения можно почитать у Василия Ключевского – «Этнографические следствия русской колонизации Верхнего Поволжья». Конечно, о трагической судьбе вятичей он даже не обмолвился. Они частью были перебиты, другие крестились, а третьи убежали на восток.
    Здесь уместно будет коснуться и толкования «Слова о полку Игореве», которое создано около 1187 года. О нем написаны горы книг, и я не уверен, что буду оригинален в своих суждениях. «Слово» - второй после «Велесовой книги» «языческий» памятник нашей древней литературы. Его бы сожгли задолго до пожара в Москве в 1812 году. Спасло то, что уж очень он патриотичен и красив. Да еще то, что переписчик предусмотрительно перенес частицу «не». В предложении: «Начать же эту песнь по былинам сего времени, а не по замышлению Бояна» у автора, уверен, «не» стояло перед «по былинам».
     Все «Слово» сразу преображается! И становится понятным, почему его автор не вспоминает о греко-христианской вере. Историки объясняют это тем, что он, видите ли, светский человек. Зачем же в таком случае славословит Бояна, Велеса, Дажьбога? Все просто. Устами автора, устами Ярославны горько печалится надежная, преследуемая «языческая» Русь. А поход Игоря – лишь похвальный повод, чтобы рассказать о ней!
Мои доводы могут не убедить дотошного читателя. Тогда снова обратимся к бесспорной «Задонщине». Ее создатели, несомненно, были знакомы с истиным текстом «Слова о полку» и писали: « Похвалим вещаго Бояна, гораздаго гудца в Киеве. Тот бо вещии Боян… пояше князем руским славы». Нужны ли еще доводы?
    Характерно также, что в тексте «Слова» нет Руси, а есть только «Руськая земля». Как я уже отмечал, это разные понятия. Автор прекрасно разумел, что, если помянет истинную, сакральную Русь Бояна, Дажьбога, Велеса, то его «Слово» враз станет опасной ересью. А Руськая земля уже тогда прижилась – Киевский центр и провинции крещеной Руси. У имперских академиков, вообще российских (да и украинских) официальных исследователей я такого взгляда никогда не встречал.
    А что же происходило в Киеве?

                3

    Нашу историю тысячелетней давности невозможно читать без слез. Если вам рассказывали в школе или университете, какие у нас были мудрые и могучие князья, занимавшие киевский престол, то это правда. Но далеко-далеко не вся. Эти Аскольды и Диры, Олеги, Ингвары, Святославы, Владимиры – варяги или из варяг. И жен брали таких же, а то из Византии, из половчанок, из Европы. Ну, цари, потомственные князья гордились подобным происхождением. А нам это зачем? Какая в них Русь?
    И княжеские дружины  были в основном инородческие. Вот имена тех воинов из летописей: Свенельд, Трувор, Карл, Инегельд, Руар… Вроде бы какая нам разница? Однако в дальнейшем они обрусели, стали большими начальниками – тиунами, боярами. Думаете, им жалко было наших предков – смердов? А кровавые побоища начались еще при Владимире Крестителе.
    У него было 12 законнорожденных сыновей: от Рогнеды, половчанки, чехини, от гречанки, болгарыни и «еще одной жены». Тех же ребят, что рожали наложницы, никто и не считал. А всех ведь нужно было обеспечить наследством. Руськая земля к тому времени – самая большая в Европе. Этим действительно можно гордиться, и в том заслуга Владимира Великого.
    Но как управлять территорией, раскинувшейся от Закарпатья до Вятки и от Новгорода до Дикой степи на юге? Владимир, несомненно, задумывался над этим. Незадолго до того в Европе распалась могучая империя Карла Великого (768-814 гг.). Там образовалось три государства: Франция, Германия и Италия. Для Руси то был наглядный и опасный урок. Как избежать этого?
    Вопрос чрезвычайно сложный. Даже в наше время, когда подробно известны причины распада целых цивилизаций, и то не хватило ума и воли у Горбачева, чтобы спасти СССР. У Владимира, на мой взгляд, было два пути: официально закрепить самостоятельность крупных княжеств или ужесточить центральную власть, уничтожив непокорных сыновей. Ни того ни другого он сделать не мог.
    Не было у нас тогда публичного права. Если Западная Европа вместе с христианством унаследовала также и римские государственные порядки (плохо или хорошо – тут не важно), то мы, Русь, восприняли юридические законы Византии только на бытовом уровне. Почему? Восточная Римская империя еще была жива и здорова. Подчиняться формам ее власти – опасно, и это не входило в планы Владимира. Так что о самостоятельности и взаимопомощи своих княжеств он мог лишь мечтать, о чем и говорил в «Поучении».
    Что же касается ужесточения центральной власти, то даже современный читатель возмутится: зачем? Лучше демократия, или как было в древнем Галиче, Киеве, Новгороде, – вече. Беда в том, что и оно не имело законно записаных прав. Повторяю, у нас испокон веков не было и нет твердого публичного права. В большинстве своем мы даже не ведаем, что это такое. О правах президента Украины спорим 20 лет! А каково было Владимиру, только что принявшему христианство и прозванному Святым? Как он мог укрепить, ужесточить центральную власть? Рубить головы непокорным сыновьям?   
    Увы, так и поступали тогда в сильных государствах. Например, не жалел своих младших сыновей султан Османской империи, которая угрожала Руси и Европе в течение пяти веков. Беспощадно уничтожал непокорных и Витовт в Великом княжестве Литовско-Руськом. О свирепости власти Чингисхана сложены легенды. Скажете, жестокие режимы. Да по сравнению с реками крови, которые потекли по Руськой земле после смерти Владимира Крестителя, казнь непокорных сыновей кажется просто ручейком. Фактически они все равно уничтожали друг друга. Жуткая логика истории!
    С годами князей становилось все больше и особенно княжат-изгоев, которым не досталось никакого наследства. Они рвались к богатству и власти любыми средствами. Был даже ослеплен князь Василько: «Его связали, раздавили грудь доскою и вырезали обе зеницы.
; Никогда еще не бывало подобного в земле Руськой! – воскликнул Владимир Мономах. – Накажем изверга!»
    Вместо этого, увы, разразились новые междуусобные войны. В то же время  Русь опустошали половцы. «Земля дымилась кровью. Города опустели. В селах пылали церкви, домы, житницы, ; скорбит летописец. – Жители издыхают под острием меча». Страх еще и в том, что половцев часто приводили сами князья, чтобы утвердить свою временную власть. Особо этим отличался князь Ростово-Суздальский Юрий Долгорукий, жена которого была половчанкой.

                4

    Власть Киева как религиозного, военного и культурного центра Руси падала на глазах. В то же время Залесская Украина набирала силу. Земля полукрещеных вятичей и финских племен лишь ждала своего часа, чтобы отомстить матери городов руських за насильственную колонизацию. Наконец-то в 1154 году, после мучительных ратей с Изяславом, на Киевский стол сел Юрий Долгорукий.
    «В наследственном уделе своем он видел небо суровое, дикие степи, дремучие леса и народ грубый, ; так характеризует его Николай Карамзин. – Считал себя как бы изгнанником и, презирая святость клятвы, думал только о способах удовлетворить свое властолюбие». С этой целью Долгорукий в самом центре Руси роздал своим ростово-суздальским боярам города и села, насадил начальников-тиунов. Какая знакомая нам картина! Так же поступали потом властные Петербург и Москва.
    Привыкшие к народоправству, к вече киевляне терпели все это до времени. Но как только Юрий умер через четыре года, всех его ставленников беспощадно побили, хозяйства их разграбили. Не пощадили ни Красный двор князя, ни другое его имение за Днепром, которое называлось «Раем». Сын его Василько с позором бежал. Так впервые в нашей истории встретились лицом к лицу два разных социальных мира: Русь и ее колония – Ростово-Суздальское княжество. Символическое свидание, которое наложило печать на все наши дальнейшие взаимоотношения.
    Старший сын Юрия – Андрей, прозванный потом Боголюбским, не мог простить киевлянам такого «гостеприимства». Как и отец, он был женат на иноверке и ждал слушного часа. Он наступил весной 1169 года. Андрей взял Киев приступом, чего никогда не было. Этой дерзостью он желал указать всей Руси, кто в ней хозяин. А был он «вельмы крут». Ранее решился на то, что не позволял себе ни один князь: выгнал вон родных братьев – Мстислава, Василька, Михаила и даже восьмилетнего Всеволода вместе с их матерью. Разжаловал многих знатнейших вельмож отца. Вот такой деспот заявился в Киев.
    Со слезами на глазах летописцы сообщают: златоглавая столица Руси пылала страшным пламенем. Ее грабили трое суток: «Не только жителей и домы, но и монастыри, церкви, богатые храмы Софийский и Десятинный. Похитили иконы драгоценные, ризы, книги, самые колокола. Не было помилования никому и ниоткуда. Христиан секли мечами, других вязали, жен вели в полон. Младенцы рыдали, глядя на своих матерей».
    Нет, это еще не монголы. Те прибегут попозже. Такое впечатление, что это «языческая» Русь наконец-то расправляется с варяжско-христианской. Но миролюбивые поляне никогда не отличались подобным неистовством. Это Залесская Украина, или вятско-финская земля мстила за все унижения колонизации. По-другому я не могу объяснить такое кровавое зло.
А какова же судьба Андрея Боголюбского? Он, несчастный, еще не имел горького опыта тиранов. Не родились еще Иван Грозный, Петр I, Сталин, умершие своей смертью. Они, несомненно, учли ошибки первопроходца. Первая и главная из них: Боголюбский рубил сук, на котором сидел.
   Любая власть с незапамятных времен опирается на общественное мнение. Без этого она обречена. Хорошо сказал Наполеону его министр Талейран: «Штыки, государь, годятся для всего. Но вот сидеть на них нельзя». Они должны быть подкреплены единоверием, единодушием хотя бы ближайшего окружения того, кто правит.
    А что же творит Боголюбский? В его Залесской Украине христианство внедрялось болезненно. И на это духовно слабое тело Андрей накинул еще кровавую тень разгрома церквей, монастырей, убийства священников в Киеве, в Руси. Все это видело и делало его озверевшее окружение. Для него уже и князь – не указ, не верховная, неприкасаемая личность.
    Российские историки говорят, что ведь цель была благородная: возвысить Владимир-на-Клязьме, оснастить там храмы ворованными иконами. Какая трагическая слепота!
Самые доверенные люди Боголюбского из-за каких-то личных обид не просто убили его, а посекли мечами, тело выбросили на улицу, и оно там долго лежало непогребенным. Когда же, наконец, понесли его в церковь, то служители никак не хотели ее открывать…




                5

    В то же время, когда угасал Киев, объединяется во главе с Романом Червоная Русь. Галицко-Волынское княжество настолько окрепло, что стало претендовать на всеобщее руководство. Роман повел свое воинство на половцев и одержал славную победу, освободил «множество ранее плененных христианских душ, и была радость по земле Руськой».
    Тут на нашу сцену является Рюрик. Его фигура почти не известна читателям Украины и России. О нем не пишут в школьных учебниках, словно его и не было. Уж очень он неудобен для любых властей и их идеологов. Всем, конечно, знаком Рюрик новгородский – первый варяг. А кто такой этот Рюрик II? Откуда выплыло само его имя, когда вокруг одни Владимиры, Святославы, Андреи, Юрии? Не станем тут гадать. Но и разбойную варяжскую кровь не забудем.
    Между тем Рюрик – князь Черниговский, Новгородский, а в 1173, в 1180-1181, 1194-1200, 1205-1210 годах и Великий князь Киевский. Шутка ли, какая фигура! И о ней почти ни слова у историков. Почему?
    После славной победы Романа над половцами Рюрик вдруг в 1204 году приводит их орды в Киев и дожигает то, что успело возродиться после погрома Андрея Боголюбского. Летописец горестно сообщает: «Сотворися велико зло в Руськой земле, якого не было в Киеве от крещения. Не только Подолье взято и пожжено, но и гору взяли, и митрополью святую Софию разграбили, и Десятинную святую Богородицу, и монастыри все… Монахов черных и монахинь, и попов старых и слепых, и хромых, и сухих – то все посекли. А молодых и дочерей их с сыновьями увели иноплеменники в вежи к собе».
   Что это? Если еще можно как-то понять вражду к Руси Юрия Долгорукого, жена которого была половчанкой, или Андрея Боголюбского – мать и жена иноверки и он в их среде воспитывался, то у Рюрика бабка – шведская принцесса Христина. Откуда у него такая злоба к христианам, к Руси?
    Поневоле поверишь, что наши князья, их военные дружины, вообще вся наша власть были прокляты на века волхвами, которых рубили мечами и жгли на кострах. И вот их роковое пророчество сбывалось. Ведь так и не состоялось покаяние церковных иерархов, князей, царей. Да и до сих пор это клеймо висит не смытое. Почему же нельзя допустить, что оно было одной из веских причин развала древнехристианской Руси, Российской империи, а также СССР? И неизвестно, что нас еще ждет, если власти не покаются!

                6

   В 1223 жутком году между Доном и Днепром заявились монголы. С ними залегла темная полоса в истории Руси. Прибежали в Киев растерянные половцы и сообщили, что их уже побили татары: «Теперь ваша очередь, коль не поможете нам». Почему татары, а не монголы? Ученые до сих пор не ведают. Я согласен с теми, кто считает, что это – одно и то же понятие.
    А спор идет из-за того, что агрессивное племя татар было вырезано еще воинами Чингисхана. В «Тайной истории монголов» он говорил: «Мы сокрушили ненавистных врагов – татар, этих убийц дедов и отцов наших». Но в Китае, разгромленном монголами, их со страхом и ненавистью называли татарами,которые раньше нападали на Поднебесную. Считается, что купцы и разнесли по миру это имя. Даже если это так, то все равно не ясно, почему же ханы Золотой Орды называли себя и свой народ «татарами»? Не вяжется это со словами Чингисхана. Как бы там не было, а нелепо писать татаро-монголы. Или то, или другое.
   В Киев же приехали тогда  их послы с предложением мира. Мы знаем коварство тех разбойников.. Но тем не менее: почему бы князьям не призадуматься? Готовте свои войска, сплотитесь. Нет, взыграла гордость. Послов убили и пошли в степь на монголов, где у речки Калки и сложили свои лихие княжеские и воинские головы. Так кто же на кого напал?
Монголы ушли домой, в свои степи. А оставшиеся в живых князья (в том числе и Ростово-Суздальские, которые не пришли на помощь братьям на речку Калку) вместо тщательной подготовки к борьбе со страшным врагом – продолжали распри.
    Когда же 15 лет спустя прискакал Батый, то мира уже не предлагал. Требовал покорности и дани. Разрозненные княжества падали одно за другим. Были разорены Рязань, Москва, Чернигов, Киев, Галич, Владимир-Волынский и другие «грады, им же нет числа».
Так древняя центральная Русь, как государство, исчезла навсегда. Достаточно сказать, что и 600 лет спустя, в 1840 году в Киеве обитало всего 50000 населения. А кто же выжил в той мясорубке?
   Тут впору вспомнить Дарвина: не смелейшие и не умнейшие, а наиболее приспособленные. После жаркого сражения сдаться на милость победителей было безнадежно: монголы уничтожали всех, кто воевал с ними, не щадили даже младенцев. Не вступать в бой, покориться тоже опасно: завоеватели, как правило, рубили всех начальников, а молодцов забирали с собой и посылали вперед, на верную смерть. Чтобы выжить, оставалось одно: позорно бежать.
   Так и поступил Даныло Галицкий. Из Киева он загодя уехал в Венгрию в поисках помощи. Напрасно надеялся. Поодиночке были разбиты русы и венгры, поляки и чехи. Другие страны Европы спасло то, что умер великий хан монголов и Батый ушел в степи. Но в завоеванных землях ему нужны были начальники для сбора дани, и хитрым князьям позволили возвратиться. Что и сделал Даныло.
   Гордый, он долго не ехал на позорный поклон к Батыю. Тот прислал грозный приказ: «Отдай Галич!» Скрепя сердце, владетель Червоной Руси отправился в ставку хана, где стал свидетелем страшной сцены. Князь Черниговский Михаил, тоже бежавший от завоевателей и тоже возвратившийся, не захотел исполнить монгольский ритуал: пройти между двух костров. Его тут же вместе с воеводой зарезали.
   А о Даныле так рассказывает Галицко-Волынская летопись: «Поклонился по обычаю их… бывший Великий князь, обладавший Руською землею, Кыевом и Володимером, и Галичем, иными странами. Ныне сидит на коленях и холопом называется, и дани хотят… О, злее зла честь татарская!»
   Ни в какой другой руськой летописи не найдешь такого возгласа. Это вопиет глубочайше оскорбленное, как бы сейчас сказали, национальное достоинство Руси. Знать, народ там жил очень гордый. Славление Прави (чем воспользовалась потом наша греко-христианская церковь, превратившись в православную), древние традиции веча-демократии крепко сидели в сознании Руси, краснорусов, и они не могли поступиться ими. Строго судя, это не достоинство, а беда в тех условиях. Потому же, как увидим дальше, страшно пострадали вольные Новгород и Псков.
   Получив ярлык Орды, Даныло сразу замыслил дать ей отпор. Но надо было подготовиться. Строятся более 50 крепостей, в том числе Львов. Удалось потеснить татарского мурзу-темника Куремсу. Конечно, не случайно в английской энциклопедии Бартоломея (XIII век) Галичина и есть Русь.
   Вольнолюбивый Даныло уже в силу этого не мог быть циничным политиком. Большую поддержку ему обещал римский папа Иннокентий IY, уверяя, что будет крестовый поход против татар. Между тем за спиной князя шли тайные переговоры католиков с опасными завоевателями. Никакой помощи Даныло, конечно, не получил. Пришло новое грозное войско из Орды и заставило галичан… своими руками разрушать крепости: Львов, Луцк, Кременец и многие другие. С горечью видя это, Даныло умер в 1264 году.
   Его потомки сто лет пытались удерживать в своих руках Червоную Русь. Но ни силы, ни ума знатного предка они не имели. Такая же печальная судьба ожидала Белую и Черную Русь. На века исчезли эти государства, даже их имя. Оно, правда, еще сохранялось в названии Литовско-Руського княжества, но то было для нас скорее культурное, чем политическое явление.

                7

   Иной жребий выпал северным Руським землям, или Залесской Украине. Ее князья, подобно Даныле Галицкому, Васильку Волынскому, Михаилу Черниговскому, тоже бежали от татар, оставляя смердов на произвол судьбы. Однако там нашлись и мужественные предводители. Князья Рязанские и особенно Великий князь Владимиро-Суздальский Георгий Всеволодович встретили врага лицом к лицу и пали на поле боя. Напрасно Георгий ждал помощи брата Ярослава. Тот отсиживался в еще не разоренном Киеве и «приехал господствовать над развалинами и трупами».
   Вот такие-то хитрецы и выжили. Ярослав Всеволодович первым явился на поклон к Батыю за ярлыком. По монгольским законам он оставил в Орде заложника – сына Александра, потом названного Невским. За то отец получил право на сбор дани со всех Руських земель. Ни их история, ни их управление татар не волновали. Вскоре прискакали в Орду бить челом и князья Ростовские, Тверские, Суздальские. Им тоже дали ярлыки на сбор дани. Хан рассуждал просто: чем вас больше, таких шустрых, – тем лучше. Разделяй и властвуй.
    Коренным образом эти отношения изменились, когда татары отравили претендовавшего на первенство Ярослава Всеволодовича. Его сын Александр, будучи заложником в Орде, подружился и даже кровно побратался с сыном Батыя Сартаком. Не шуточное дело. Александр фактически стал приемным сыном самого хана! И не просто возил дань в Орду, а будучи Великим князем, служил ей верой и правдой, как никто прежде. Не пожалел даже родного сына Василия. Тот самовольно поехал в Новгород, чтобы предупредить свободных граждан, что их тоже идут пересчитывать и закабалять. Будущий Невский велел схватить сына. Его отвезли в Орду и там убили.
    Чем же заслужил этот князь признательность в российской истории? Трудно поверить, чтобы какой-то победой в небольшом бою на Чудском озере. Куда более важные сражения случались до того и позже. Почему же именно Александру Невскому посвящено особое «Житие»? Думается мне, что он был первым князем, который верой и правдой служил Верховной Власти, пусть и татарской! И сам был олицетворением ТАКОЙ власти. Он утверждал то, что вскоре станет священным!
    Потому же «игумены и священники, и дьяконы, черноризцы, богатые и нищие, весь народ тогда громко восклицали: «Мы погибаем!» Без такой власти. Тот, кто писал «Житие», исполнял дальновидный указ. Не случайно в сочинении нет упоминания ни о Руси, ни о русичах.
    Примерно в те годы венгерский монах – свидетель покорения Приуралья – писал о монголах: «Во всех завоеванных землях они… обязывают тех людей впредь именоваться татарами». Кто-то усомниться: причем здесь Русь? Но то же подтверждает и Галицко-Волынская летопись. Согласно ей, Батый сказал Даныле: «Ты уже наш теперь – татарин».
    Вот как объясняет этот феномен Юрий Каныгин в «Вехах священной истории»: «Никто, кроме русских, во всем мире не называет себя прилагательным именем. Ведь не говорят же о себе: «Мы английские», «Мы французские» или «Мы польские»… Московиты отнюдь не отождествляли себя с ордынцами, коренными татарами. Они всегда подчеркивали: «Мы – не Орда, не ордынские татары, мы татары русские. Именно удивительный симбиоз Северной Руси и Татарской Орды породил этот странный термин».
   Руський улус постепенно обретает права хоть и очень зависимого, но государства. Оно невольно получало жесткий татарский облик. И не только из-за ханской науки управления. Все больше бояр, князей женилось на татарках. Это было выгодно. Кроме того, кровавые распри в Золотой Орде, подорвавшие ее могущество, гнали на север знатных мурз и их детей. Своим умом, характерами они выделялись и в русской среде, основали роды Аксаковых, Ахматовых, Кутузовых, Карамзиных, Буниных, Годуновых, Мичуриных, Тимирязьевых, Третьяковых, Тургеневых, Чаадаевых…
   А где же руськие? Они жили в основном в вольных Новгороде и Пскове. Эти города не только были сожжены деспотами из Москвы, но и переселены туда тысячами семейств. В те края бежал и народ из разоренных Киева и Чернигова. Так постепенно перекочевывало на север, в Залесскую Украину имя Русь. Симеон Гордый, где-то в 1350 году, на печати вырезал «князь всеи Руси». Николай Карамзин считал, что этот ханский ставленик «первый, кажется, именовал себя так».
    Поскольку термин сохранился до наших дней в церковной иерархии, присмотримся к нему повнимательнее. Первым «Самодержцем всеи Русьтви земли» был, конечно, не Симеон. В сказании о Борисе и Глебе (XII век) так назван Владимир Великий за то, что «святым крещением просветил всю землю Руську». Согласимся, это деяние нельзя даже сравнивать ни с какими делами князей Московских. Тот же Симеон, к примеру, пять раз ездил на поклон к хану, чтобы выторговать себе столь пышный титул. Да и никакая историческая Русь ему не принадлежала.
    Тем не менее титул сохранялся. Проследим его путь, чтобы увидеть, откуда взялась Россия. Иван Грозный в 1550 году именуется как царь и Великий князь то «всеа Руси», то «всеа Русьи». Спустя 14 лет уже пишут «всея великыя России самодержец» и в том же «Апостоле» - «всея Русии». Так же называли и Бориса Годунова.
    Но и в 1637 году царь Михаил Федорович именуется «всеа Русии». Иногда всплывает и старое-позабытое «царь всея Руси». А вот как называет его Богдан Хмельницкий на Переяславской Раде: «Великия Росия государь-царь и великий князь всеа Русии». Подтекст очевиден: для Москвы ты царь, а для нас, потомков древней Руси, всего лишь великий князь. В договоре с Китаем (1685 год) уже звучит «Российская империя».
   Не менее любопытны и титулы греко-христианских, а затем православных митрополитов и патриархов. Заслуживают внимания также сохранившие свое имя в веках русины Червоной и Закарпатской Руси. Особо следовало бы рассмотреть и глубоко историческое самоназвание запорожских козаков: «украинцы» и «русские». Но все это выходит за рамки моего исследования.
   Вот так, если поглядеть с высоты времен, Залесская Украина превратилась в Россию, а исконная Русь – просто в Украину. Забавная шахматная большая рокировка, малопонятная другим народам. Неизменным сохранила свое имя лишь Белая Русь, да и та, тоже настрадавшись, неизвестно куда плывет.


Рецензии
Киевская Русь!? ...В Киеве! Приглашаю Вас! ...в Украину! ( Україну!) Ук РАЇ ну! РАЙ! http://www.youtube.com/watch?v=4wQvnVF4HgA Миру-МИР!

Михаил Иванович Второй   07.12.2015 12:36     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 32 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.