В службе честь. Часть 2. На просторах мирового и ж

Часть 2. На просторах мирового и житейского океанов
Глава 1. О службе морской…

Мы переворачиваем последнюю страницу курсантской жизни, но вспоминать будем ее еще не раз. В августе 1970 г. были подписаны приказы о присвоении выпускникам ТОВВМУ имени С.О.Макарова первичного офицерского звания «лейтенант», о назначении на первичную офицерскую должность. 15 августа состоялся выпуск, где каждый из нас получил символ власти – лейтенантские погоны, символ принадлежности к флоту – морской кортик и свидетельство о высокой профессиональной подготовке – диплом о высшем образовании.

Наше время пришло – уходим на флот мы.
Марш «Славянку» сыграйте нам!
До свиданья родные училища стены
Мы сердца свои оставляем вам.

Оглянуться? Но разве окинешь былое?!
День за днем, от ребячьей мечты
И до самого выпуска – мы не забудем такое,
Как впервые мы стали с океаном на «ты».

Между датами память петляет,
Нам былые моменты даря:
Август. Строй на плацу замирает,
Сделан первый лишь шаг в моря.

Пусть курсовка одна сиротливо,
Золотится галочкой на рукаве.
Ты «Макаровец», ты – счастливый!
Через год, ведь, их будет уж две

Полигоны и плац. На «Пожарском» в походы ходили.
Курс второй – учебы тьма.
Про себя мы порой говорили:
«Горе – горькое от большого ума».

Все смешалось в калейдоскопе событий
Из нарядов, тревог и сна… .
Незаметно на третьем курсе
В лексикон вошло слово «жена».

Курс четвертый – уже немало… .
И прибавилось нам заботы:
Нам командование доверяло
Отделения, взвода и роты.

Спрос был тоже вдвойне,
И строже проверялись на крепость мы:
«Если выдержит – значит сможет
На чужие влиять умы».

На последней стоим ступени,
Столько разных дорог впереди … .
Пятый курс пролетел мгновенно,
И учеба уже позади.

И глубинами мы проверялись,
И штормами нас Тихий бил,
Но курсанты не поддавались,
Не остывал у «Макаровцев» пыл.

Мы уходим … Нас флота ожидают,
И приветливо чайка навстречу летит.
Лейтенантские звездочки солнцем сияют.
Мы уходим … , а сердце тоскливо щемит.

Михаил Редькин
(Мт. Фл.) 1970г

Надо сказать, что выпускались мы последними из всех выпускников ВМУЗ-ов 1970 года. И связано это было с тем, что в том году на Тихоокеанском флоте прошли широкомасштабные морские учения «Океан 100», приуроченные к 100-летнему юбилею со дня рождения В.И. Ленина. В них была задействована значительная часть сил флота и нам пришлось преддипломную практику проходить в реальных боевых условиях. А это повлекло за собой и сдвиг сроков защиты дипломов. После отпусков, по окончании училища, все «хлебные» места оказались заняты. Некоторые из нас, те кто не получил предписание на конкретный объект, поступили в распоряжение отделов кадров флотов и временно приступили к исполнению обязанностей не связанных с полученной в училище специальностью. Конечно это обстоятельство оптимизма не прибавляло. И только через два месяца практически все мы приступили к приему дел по своей первой должности - только одни после отпуска, а другие, наиболее продвинутые, перед отпуском. И, наконец-то, мы в полной мере ощутили глубокий смысл слов, которые частично запечатлены на наших общих выпускных фотографиях:

«… У нас у всех есть один якорь,
с которого, если сам не захочешь,
никогда не сорвешься-
чувство долга…»

Мы получили возможность воплотить в практику полученные знания и обрести так необходимый опыт офицерской службы.
Сейчас с высоты прожитых лет можно оценивать уровень нашей профессиональной подготовки достаточно объективно. До сих пор нас оценивали преподаватели, флагманские специалисты, командиры и командующие различных уровней, штабы, комиссии и инспекции. Очень часто нас экзаменовала жизнь и морская стихия. Но очень редко мы сами оценивали уровень своей подготовки и при этом не всегда могли честно и прямо огласить результаты такой оценки. Как, в последствии, показала жизнь, не многие были огорчены уровнем своей подготовки. Вряд ли, с позиций своего жизненного и служебного опыта, кто-то из нас мог серьезно ошибиться в такой оценке. Но были и такие, кто честно признались, что кое-что «не добрали» во время учебы в училище, или хотели бы получить дополнительные знания. И совсем не значительная часть констатировала, что в полной мере не были подготовлены к тому, с чем столкнулись на практике. И думается, что в лейтенантскую пору они бы о себе этого могли бы и не сказать.
Служебное рвение офицера, тем более, молодого, и его настроение во многом зависят от того, насколько он удовлетворен своим первичным офицерским назначением после выпуска из училища. Иногда это определяет в целом его отношение к воинской службе, даже вызывает разочарование и сомнение в служебных перспективах. Можно отметить, что отношение к этой проблеме было продемонстрировано достаточно взвешенно и в целом объективно.
К чести кадровых органов и наших товарищей, большинство были довольны своим первичным назначением и, надо полагать, с хорошим настроением приступили к исполнению своих должностей. И столько же были готовы выполнять свой служебный долг там, где это необходимо в интересах службы. Единицы были назначены не по специальности, но вскоре получили новое соответствующее своей профессиональной подготовке назначение. И тем не менее в последствии добивались изменения своего первичного назначения, в том числе увольнения в запас, так как первичное назначение долгое время омрачало их отношение к службе.
Не у всех благополучно складывалась первичная офицерская карьера. Некоторым за время службы пришлось находиться в разное время на должностях, профессиональная специализация которых не совпадала с полученной в училище специальностью. Но уровень подготовки в училище и накопленный опыт службы позволили многим без особых затруднений освоить и успешно исполнять новые профессиональные обязанности.
Чаще всего, даже несмотря на дополнительную профессиональную подготовку, успех дела в освоении новых служебных и профессиональных обязанностей обеспечивается напряженной самостоятельной работой. Но в любом случае базовую составляющую, фундамент составляла училищная подготовка, позволившая достичь этого успеха. Значит, учили нас, по большому счету, все-таки тому, что необходимо в службе флотского офицера.
Практически все офицеры за время службы проходили дополнительную профессиональную подготовку, в результате которой получили новую военную специальность или получили более высокий уровень военно-профессиональной подготовки. Это позволило не только занимать, но и успешно выполнять обязанности по новой должности или по более широкому кругу и объему функциональных обязанностей. В любом случае, учеба чаще всего была не только способом удовлетворения индивидуальной потребности в получении новых знаний, но и условием или следствием служебного продвижения офицера, неотъемлемым элементом его военно-профессиональной деятельности.
Все выпускники училища 1970 года за время службы повышали квалификацию, проходили профессиональную переподготовку, получили новую специальность, окончив другие военные училища, военные академии и гражданские высшие учебные заведения. Несколько человек окончили адъюнктуру при высших военно-учебных заведениях, или защитили диссертации в качестве соискателя. Это значит, что каждый из опрошенных учился более одного раза, не считая нашего училища.
Военно-морские офицеры, окончившие ТОВВМУ им. С.О Макарова в 1970 г. обладали высоким интеллектуальным потенциалом. Ношу по плечу они себе не выбирали, а несли, что досталось по воле кадровых органов и начальников, которые представляли в кадры свои предложения на их выдвижение или перемещение по службе. Только в редких случаях учитывались желания и просьбы, и уж, тем более, неимоверное сопротивление встречали отдельные принципиальные требования.
Если обобщить данные по прохождению корабельной службы нашими однокашниками, то обращает на себя внимание тот факт, что старт у всех в основном был равный. Все прошли первичную должность командира группы или командира боевой части.
Далее картина меняется и уже только 50% поднялись на ступеньку помощника, старшего помощника или заместителя по политчасти командира корабля. И только половина из них стали командирами или флагманскими специалистами корабельных соединений.
Показатель прохождения корабельной службы с полным основанием можно распространить на весь наш выпуск. Не все конечно всю службу провели на корабельной палубе и мостике, в штабах корабельных соединений. В разное время по разным причинам многие ушли с кораблей. Но в нашем выпуске достаточно высок процент тех, кто долгие годы служил на кораблях и на пенсию ушел либо с корабельного мостика, либо из кресла флагмана на ГКП или должности флагманского специалиста плавающего соединения. Очевидным, является и тот факт, что каждый штурман прошел до трех должностных ступеней на кораблях, а каждый минер – не менее трех.
Разумеется, эти обобщенные выводы не полные в силу ряда причин. Прежде всего они зависели от субъективизма представленных сведений. Обстоятельств, которые так или иначе влияют на карьеру любого человека. И личностных качеств. И тем не менее эти выводы с достаточно полной достоверностью отражают реальные объективные процессы.
О высоком уровне профессиональной подготовки и служебной мобильности выпускников ТОВВМУ 1970г. говорит то обстоятельство, что многие и них за время службы в корабельных соединениях освоили корабли различных классов, типов и рангов. Это прежде всего относилось к офицерам штурманской специальности. И это естественно, так как штурман должен быть практически на каждом корабле, а минер, как правило, на кораблях – носителях ракетно-артиллерийского и минно-торпедного оружия. Но, нет правил без исключений. Таких исключений было достаточно и у наших однокашников.
До поступления в училище и во время учебы в нем большинство из нас видело себя на мостике корабля в должности командира. Тогда это было самой заветной мечтой. Практика оказалась более прозаической. Очевидно, так оно и должно быть: страна не может изготовить корабль для каждого выпускника военно-морского училища. Но каждый курсант и флотский офицер должны четко знать, что такая перспектива вполне реальна и достижима. Это доказали своей службой 1/3 наших однокашников.
При этом нужно иметь в виду и то обстоятельство, что некоторые офицеры командовали последовательно несколькими кораблями разных рангов. В целом, под командованием наших однокашников находились корабли и корабельные формирования вплоть до стратегического предназначения.

Корабельная карьера определяются далеко не специальностью, полученной в училище. Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что среди штурманов этот показатель самый высокий:
Какая же должность по специальности была для нас последней, т.е. дальше большинство из нас должны были служить не по специальности?
Как показала практика уже с должности командира группы наши товарищи стали переходить на должности, не требующие профессиональных знаний по полученной в училище специальности. И чем выше было должностное положение офицера, тем чаще ему приходилось принимать решение: оставаться специалистом или осваивать новый вид профессиональной деятельности. Но некоторые из нас до конца службы остались верными выбранной специальности.
Конечно, тех, кто ушел в запас с должности командира корабля (командиром корабля, если не должен был, то мог стать каждый наш выпускник) или флагманского специалиста, тоже следует причислить к этой категории: ведь нас готовили к этой должности.
Небезынтересна позиция по оценке роли своей специальности, и вообще военной специальности, в службе. Большинство свою специальность за годы службы не меняли, подчеркивая, что профессиональные знания, полученные в училище, помогали им освоить новые функциональные обязанности и что военно-профессиональная подготовка необходима каждому офицеру на каком бы участке он не трудился. У некоторых же ситуации складывались так, что, по их мнению, знания, полученные в училище, так и не были востребованы. Однако, это не означает, что их учили не тому, что необходимо для военной службы. Очевидно, их служебная деятельность не предусматривала использования знаний по выбранной специальности.

Для офицера определяющим мерилом карьеры является получение воинских званий. Как правило, полученная в училище профессиональная подготовка не сказалась существенно на получении очередных воинских званий. Ко времени отставки практически все наши однокашники выровнялись по рангу, а адмиралы свои профессиональные знания по первичной специальности использовали как фундамент для освоения новых функциональных и профессиональных обязанностей. Что это так, сомневаться не приходится, так как фамилии всех наших выпускников, ставших адмиралами, известны, даже при том, что мы не имеем информации о многих наших однокашниках.

Довольно широкий спектр должностей занимали наши однокашники вне кораблей и корабельных соединений. Как правил это должности начальников отделов и им равных, начальников штабов, заместителей и командиров войсковых частей. Следовательно, применение их сил и способностей было достойным. Это подтверждается отдельными примерами.

Все наши выпускники связали свою воинскую стезю с морем. Ни один не перешел и не был переведен служить в другой род ВС СССР. Отчасти это связано с тем что на нашу долю выпало служить в то время когда флот был на самом гребне популярности. А поступающая новая техника требовала значительных людских ресурсов.
После получения практических навыков некоторые из наших однокашников проходили службу в военных и гражданских учебных заведениях, передавая накопленный практический потенциал молодому поколению. И здесь их вклад был достаточно весом. Свидетельством этого является та служебная и научно-педагогическая деятельность, которую они осуществляли.
Не только на кораблях, в частях берегового базирования и военно-учебных заведениях нашли применение своим знаниям, способностям и опыту наши однокашники. Многие из них занимались вопросами управления силами флота, повышения боеготовности кораблей соединений и объединений, исполняя должности в различных штабах и органах управления. Чисто статистический подход дает основание сделать вывод, что фактически многие могли пройти несколько должностей либо в одной управленчески-штабной структуре, либо могли служить в таких структурах различного уровня. На практике имело место и то и другое. Поэтому правильно вести речь о том, что многие из наших однокашников прошли эту службу и играли существенную роль в деятельности штабов тактического и оперативно-стратегического уровня.

Все Флота нас потом принимали:
Север, Балтика, Чёрный и ТОФ.
АПЛ и НК, и ГИСУ нас качали
Молодых лейтенантов-юнцов.

Мы родные моря охраняли
И чужие широты прошли
Рассказать бы – что мы повидали!
Только тайны мы свято блюли.

Есть Герой среди нас, командиры...
Только нет среди нас подлецов:
Не марали мы чести мундира,
Не пятнали мы память отцов.

Михаил Гузеев
(Шт Фл) 1970г


Рецензии