Финансистка

             Так сложилось, что у меня не было возможности учиться в институте, хотя в аттестате зрелости "красовалась" единственная четверка. Просто, учить меня было не за что. Мама никогда бы не вытянула пятилетнюю учебу на свою мизерную зарплату. Старший брат, только окончивший высшее военное училище, обещал не жениться, пока я не получу высшее образование, чтобы помогать материально. Ему уже исполнилось 26 лет, принять такую жертву от него, обречь на одиночество, я не посчитала возможным. Поразмыслив, все решила, и по сей день так считаю, правильно. Выбрала оптимальный на тот момент вариант.  Поступила в финансовый техникум в г.Одессе. Это был мой выбор. В институте учиться 5 лет, в техникуме менее двух на базе средней школы.
В этом техникуме, а я в то время понятия не имела, что такое финансы, училась моя лучшая подруженька детства Оленька Баранова, она мне и посоветовала. Особенно подкупало, что всем дают общежитие, которое находится в одном дворе с учебным корпусом. Есть студенческая столовая, недорогая, платят стипендию. Ну, что еще нужно для полного счастья?
             Сдавать всего два экзамена: сочинение и математика устно. Без малейшей подготовки я сдала экзамены на две пятерки и с чистой совестью поехала домой, чтобы всем сообщить: поступила, но, не в институт, а всего лишь в техникум, мои же не знали о моих тайных планах. Это было сюрпризом для них.
Конечно, не все друзья-одноклассники, учителя, директор школы, мой ближайший сосед, смогли правильно оценить мой поступок, но я никому ничего не собиралась объяснять и доказывать. Обидно было не найти понимание самого дорогого и близкого мне человека, который сказал: "Что-то техникумам я не доверяю!"  Это было пощечиной! Я не ожидала, думала: спросит и я аргументирую, поймет, проникнется ситуацией. Зауважает! Я была твердо уверена, что высшее образование все же получу, заочно, или как тогда мы говорили: "заглазно", уже работая. Я понимала разницу между стационарным и заочным образованием, мне очень хотелось быть полноценной студенткой, испытать все радости и прелести студенческой жизни, но по-другому было никак.
              Учение давалось очень легко. Пригодилась стенография,( а химия нет, только в быту, так что зря на меня учительница химии сердилась, что я контрольную по стенографии предпочла олимпиаде по химии.) дословно я записывала лекции, правда подруги обижались, что списать нельзя. Приходилось по вечерам устраивать громкую читку, чтобы они подправляли свои конспекты. Никто не успевал ничего записать, а если что-то записывали, то прочитать было невозможно. Одна мысль мне не давала покоя: только бы не впрягли в общественную работу, так за 10 лет надоело душу рвать, переживая за все, тянуть на себе непосильный воз общественных нагрузок, урывая время у сна, у отдыха, практически не имея свободного времени и личного пространства. И решила отсидеться, как мышка, сосредоточиться только на учебе. Старосту выбрали в первый же день. Наша классная дама, Алла Израйлевна Л. дала нам полную свободу при первом знакомстве, ушла в глубь аудитории и наша знаменитая 120 группа стала определяться с треугольником, так тогда называлось руководство группы: комсорг, профорг, староста. Со старостой получилось просто. К столу преподавателя выпорхнула смелая девочка из г.Никополя, Днепропетровской области Галина Губа. Она весело сказала: "Девочки! Давайте дружить!" Ее судьба была предрешена: староста должна быть смелой, чтобы и перед классной, и перед другими преподавателями могла отстоять группу и каждого в отдельности, решать все студенческие проблемы и проблемочки. С профоргом тоже долго не возились. Когда знакомились, узнали, что среди нас есть самая старшая девочка. Нам было по 17-18 лет, а ей 23. Значит, есть жизненный опыт, будет, как мама, решать все наши житейские проблемы. Только с комсоргом не определились. Смелых самовыдвиженцев больше не нашлось.
                Через неделю нас отправили на уборку урожая в один из совхозов Одесской области, собирать помидоры. Все-таки, как тяжёл сельский физический труд. Кроме того, условий для проживания практически не было. Нас поселили далеко от села, в поле, в бараках, спать было тесно, только на боку и поворачиваться на другой надо было всем одновременно, по команде. Условия жуткие. Правда кормили неплохо, но я довольствовалась небольшим количеством пищи, поэтому мне всегда хватало. За нами приезжала машина, потому что до села было несколько километров, привозила в столовую и увозила в бараки. Однажды задождило на целый день и дороги развезло, что называется. Машина к нам проехать не смогла. Остались голодными. Начали шарить у кого что есть из запасов. У одной девочки оказался чудом кусочек сала, у другой несколько кусочков хлеба. И все. На 60 человек. Я до этого момента никогда не ела сала. Ненавидела. Да и вообще не очень-то любила покушать, мне жалко было потраченного на еду времени. Вы бы видели, как мы делили этот кусок! Как в фильме "Судьба человека", помните? В концлагере, резали ниткой, каждому достался маленький кусочек, но какой же он был вкусный, необыкновенно. Его можно было проглотить не жуя, а можно было положить в рот и пусть тает... После этого случая у меня появился аппетит и приехав домой на каникулы, я первым делом попросила маму нарезать сала, чем её сильно удивила. Больше отсутствием аппетита я не страдала никогда.  Видно, у меня что-то переклинило в голове после голодухи, и организм сразу среагировал. И с салом с тех пор подружилась. Ведь сало в Украине - это даже не продукт питания, это, скорее, символ достатка, сытости, вкусности... "Ой, сало, сало, ти до душі припало"..., как поётся в песне из репертуара Поплавского.
                С нами в отряде были девочки, поступившие в техникум на базе 8-и классов, т.е совсем юные, по 14-15 лет. Их жизнь из домашних, маминых  условий бросила сразу в суровые, в корчагинские. А тут еще погода напрочь испортилась: холодная, промозглая, сырая, ветер завывает... Так было страшно, неуютно, даже мне, взрослой, 18-летней. Перед сном то там, то тут слышались всхлипывания. Девчоночки наши младшенькие не на шутку испугались, все это подкреплялось голодом, сало его, скорее всего, только возбудило. Надо было спасать положение. И я тихонько стала читать стихи. Я их так много знала наизусть, память у меня тогда была феноменальная. Стоило 2-3 раза прочесть поэму или стихотворение и они откладывались в памяти на веки вечные. Слышу: замолкли. Когда читала "МАТЬ" Сергея Острового плакали не только малыши, но и моя группа помогала, из-за наших слез дождь только усилился. Перешла на юморески... И так постепенно все успокоились и стали тихо посапывать. Для закрепления эффекта я несколько песенок спела: "Огромное небо", "Белеет ли в поле пороша", "Алексей, Алешенька, сынок", колыбельные... Не зря же у нас был лучший девчачий ансамбль в школе и в ее окрестностях. Чувствую и сама засыпаю...
                На следующий день меня обступили девчонки моей группы и наперебой стали говорить, что уже и кандидатура комсорга есть. Они меня, видно, узнали по голосу, (я же полночи их убаюкивала!), и открыли во мне лидера. Не удалось мне отсидеться в подполье, пришлось впрягаться. Девочки все рассказали классной даме, она тоже была с нами, но ночевали преподаватели не в бараке, у них были более сносные условия. А может, меня заложили девчонки, которые спали со мной рядом. Не знаю.
                Комсомольское собрание провели прямо в помидорном поле, сидя на корзинах, единогласно я была избрана комсоргом спецгруппы №120, специальность "Госбюджет СССР".
                После тяжёлой, изнурительной сельскохозяйственной практики мы наконец-то вернулись в Одессу и приступили к учебе. Все было настолько интересно. Финансы, которые оказались не деньгами, как мы привыкли говорить в обиходе: "финансы поют романсы", имея в виду, что денег нет, а "особыми экономическими отношениями, которые складываются в процессе образования, распределения и использования общегосударственного фонда денежных средств. "Помню дословно. Преподаватель предмета "Финансы" мог бы мной гордиться, хотя прошло столько лет. Но он на протяжении учёбы с этой фразой заходил в аудиторию и с ней же выходил. Не запомнить просто было нельзя! Экономика. Бухгалтерский и бюджетный учеты. Политэкономия. Статистика. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Совправо. Английский...
                С головой окунулась в общественную работу, т.к. учеба давалась "слегонца". Достаточно было прослушать лекцию и просмотреть перед сном конспекты и отличная оценка была обеспечена. Быт тоже много времени не отнимал, готовить в общежитии не разрешали, мы питались в столовой. Повышенная стипендия в то время в средних учебных заведениях составляла 37руб. 50 коп. На эти деньги я полностью кормилась, в день на питание у меня уходил 1 рубль,(20 коп. - завтрак, 50 - обед и 30 - ужин). Больше потратить я не могла себе позволить, иначе, не впишусь в бюджет, который должен  был быть бездефицитным, ни на дотацию, ни на субвенцию, ни на спонсорскую помощь рассчитывать не приходилось), а остальные на дорогу и на гостинцы, с пустыми руками никогда домой не ездила. Этих денег мне хватало. Маме оставалось только тратиться, изредка, на одежду.
                Меня и мою подругу-старосту Галочку Г. назначили дикторами радио ОФТ.
Передачи проводились в основном на больших переменках, озвучен был весь техникум и столовая. "Внимание, внимание!!! Говорит радиоузел Одесского финансового техникума!" Такими словами я ежедневно, иногда ежепеременно начинала передачу. Чего мы только не придумывали! Каких только рубрик не вели, изощрялись как могли: освещали студенческие новости и нововведения, хвалили за учебу и ругали за промахи, прогулы, двойки, критиковали, поздравляли, юморили, брали интервью... Ребята-звукооператоры только диву давались, у нас всегда был фонтан идей!
                Помню, беседуем с Людочкой Шмыголь, золотозубой красавицей, я с ней жила в одной комнате, что-то у неё с учёбой не ладилось, очень страдала за своим любимым парнем, и она, выслушав вопрос, смотрит на нас и говорит: "Та я шо? Та я ніколи, нікому, нічо, нішо. А як шо, то шо? Не можна чи шо? Воно і не без того, щоб не то, а як то, то давай зразу, тому що що?" Это она выпалила скороговоркой, так не возмутимо, что мы все расхохотались. Интервью не получилось.
                А какие вечера и конкурсы мы проводили! Художественная самодеятельность, выставки... Правда, я ни разу не участвовала в танцевальных вечерах с солдатами из воинской части,  которые проводились по выходным, так как каждое воскресенье спешила домой, в свой родной Кучурган, к маме и младшей сестрёнке. Любовные приключения мне были не нужны. Я все еще страдала...
"Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет." - три девчонки из Одесского финансового техникума поняли это сразу. Не просто складывались отношения трёх избранных лидеров. Все мы были сильными личностями и поначалу не могли найти точки соприкосновения, разделить сферы влияния. Чувствуем, что распри до хорошего не доведут, собрались в отдельной комнате, выложили претензии друг к другу, выкричались, выплакались и ... стали лучшими подругами. С Галочкой, старостой, мы дружим семьями до сих пор. Я иногда, вспоминая наш "Тройственный договор": не ставить палки в колеса, уважать мнение и решение друг друга, все делать сообща, даже дышать в унисон, думала: вот бы мудрость молодых девчушек да передать руководству страны... Наша договоренность очень помогла превратить нашу, 120 спецгруппу, в лучшую! Почему спец? Мы попали в эксперимент. Учиться нам надо было не 2 , а всего 1,5 года. Мы так гордились своими девчонками, их отличными оценками, активностью. Но до сих пор меня мучает и тяготит одна ситуация... О ней в следущий раз.


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...


Рецензии
Очень интересный документальный рассказ ваш. Раньше такие специальности как финансист, кооператор, экономист не ценились - в престиже были технические ВУЗы для парней и Медицина, Педагогика для девчат.
Теперь вы наверное - крупный госслужащий с хорошей зарплатой и шикарной квартирой? Что человеку еще надо.

Алекс Савин   11.03.2016 18:24     Заявить о нарушении
Вы правы! Всё это есть!Когда я поступала в Ленинградский Гос.университет, то на филологический был конкурс 11 человек и я не прошла по конкурсу.
Вернулась в Одессу и круто изменила судьбу. ОФТ, ОИНХ ...Ни капли не жалела и не жалею.
А мои одноклассники почти все пошли в Политех.В итоге - минимальная пенсия.
А Нархоз тогда не очень ценился: 2-3 чел на место.

Тамара Ненчина   11.03.2016 18:59   Заявить о нарушении
Так нас учили в советской школе. Экономика и финансы были на заднем плане. А жизнь не жалует романтиков, у нее свои законы - нужны не только науки, но и умение "считать деньги". У Драйзера есть хорошая книга "Финансист", а у Золя "Деньги".
Хорошо теперь в Одессе под Саакашвили? Там у меня бывшая любовь - Валера Переяславская - привет ей!

Алекс Савин   11.03.2016 19:50   Заявить о нарушении
К сожалению, не смогу выполнить Вашу просьбу, т.к. давно там не живу.
Полтавщина, г.Комсомольск-на-Днепре вот уже 40 лет стал мне родным домом.

Тамара Ненчина   11.03.2016 20:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.