Ночной Гость

За окном уже стемнело, когда входная дверь распахнулась и в нее, пошатываясь, вошел потертого вида незнакомец. Мы с мужем переглянулись, окинув привычным взглядом очередного посетителя. За многие годы работы в английском пабе, эта привычка стала совершенно неосознанной – за сотые доли секунды ты должен определить, в каком состоянии опьянения находится человек, стоит ли ему наливать еще, и способен ли он вызвать разнообразные проблемы.

Жизнь на Туманном Альбионе, и в особенности работа в пабе, который мы с мужем сняли десять лет назад, научила меня очень многому. Нам много чего пришлось здесь повидать, включая пьяный разгул английской публики, потасовки и жестокие разборки, заканчивающиеся довольно часто кровопролитием, полицией и Скорой помощью. Но все-таки этот ночной визит застал меня немного врасплох - с такого рода клиентами за свою долгую работу я еще не сталкивалась.

Мужчине с виду было не более 45 лет, и, как выяснилось, он был гражданином Латвии. С тех пор, как прибалтийские республики вошли в Европейский Союз, к нам все больше стали заглядывать мои бывшие сограждане. Но сегодняшний ночной гость каким-то образом отличался даже от них. Он был одет во все темное и выглядел довольно непримечательно.  Необычным во всем его облике был только взгляд совершенно пустых глаз – в них не выражалось ничего. Эта была та пустота, заглянув в которую хочется поскорее отступить, как если бы там зияла глубокая пропасть. Возможно, это пропасть безнадежности и глубокого отчаяния, а возможно, и чего-то еще, но в любом случае, ты начинаешь чувствовать сильный дискомфорт, сменяющийся желанием убежать подальше от самого края…

Выпив бокал Гиннеса, поиграв с моим мужем в пул (наподобие русского бильярда, только поменьше), и подремав с полчасика на удобном диванчике, гражданин Латвии смог, наконец, достаточно расслабиться, чтобы начать со мной разговор. Оказывается, у него были замечательные  идеи по поводу того, как улучшить наш бизнес, и наполнить бар несметным количеством народа. Меня это немного удивило, и я с улыбкой ответила: «Вы знаете, мы как-нибудь разберемся с бизнесом сами». Улыбку вызвал тот факт, что я уже слышала что-то подобное от других моих бывших соотечественников. Только «наши» чуткие души умеют, случайно затесавшись, с умным видом давать советы по вопросам, которые их совершенно не касаются. Англичане такими проблемами не заморачиваются , и у них все просто – пришли, выпили, ушли. Вот такое полное безразличие!

Постепенно вопросы бизнеса перешли на другие рельсы, и выяснилось, что наш гость остался недавно совсем бездомным, и совсем безработным, хотя живет с этой стране уже целых шесть лет. Его предложение нам помочь незаметно переросло в просьбу о помощи, причем он быстренько перешел со мной на «ты»: «Слушай, помоги, а? Дай работу – я все умею делать! Что нужно в баре, все сделаю. Да и жить мне сейчас негде». На что я со всей искренностью ответила: «К сожалению, у меня нет для тебя работы – трудные времена, и все приходится делать самим. К тому же у меня нет сейчас ни одной свободной комнаты – я уже поселила квартирантов». Незнакомец проигнорировал все мои ответы, и продолжал настаивать: «Да мне не нужна комната! Постели мне здесь в баре, на полу». На моем лице появилось выражение крайнего недоумения, что он, видимо, принял за ложный сигнал: «Куй железо, пока горячо!».

«Да как я тебе постелю на полу?- спросила я.- У меня вон сколько товара в баре».
«Чё, своим не доверяешь? Да нужен мне твой товар очень! Я ничё не трону»
«Ага, конечно, не тронешь. Я ж тоже так подумала. Что совсем меня принимаешь за наивную?»

Когда все попытки обращения ко мне, как к хозяйке, не увенчались успехом, пошел жестокий прессинг на мою национальность. Теперь мне предстояло отбиваться от него еще и в роли русской гражданки.

«Слушай, ты вообще кто - русская?»
«Да, русская»
«Спа-си-бо!,-  повысил он голос, делая ударение на каждом слоге.- Вот так русские помогают своим!»

На такой безупречный козырь я не сразу даже могла найти вразумительный ответ, и поэтому почувствовала сильное раздражение. Все, что мне пришло в голову в тот момент, чтобы отпарировать настойчивые требования незнакомца, это фраза: «Я тебе ничего не должна!» Когда же эта перепалка стала сильно меня утомлять, я просто отошла на противоположный конец прилавка, заведя разговор с другими посетителями.

Гражданин Латвии не унимался – он продолжал проигрывать одну и ту же пластинку, как будто намереваясь взять меня измором. Он проговаривал слова без какой-либо эмоциональной окраски, как будто это был не человек, а какая-то заводная кукла, внутри которой проигрывалась одна и та же коротенькая кассета. Он даже не слушал мои ответы, а просто продолжал без умолку говорить.

Мое терпение в тот вечер было тестировано до отказа. Но избавиться от назойливого незнакомца можно было только одним способом - закрыть бар. Было уже довольно поздно, только что ушли последние посетители, и у меня появился замечательный предлог. Мой ночной гость не сильно возрадовался перспективе закрытия и потребовал «Налить!», причем налить бесплатно – у него закончились деньги. До этого он уже получил одну бесплатную пинту, нагло заявив: «У меня нет денег! Ну слушай, отдам завтра. Ты чё? Не веришь?» Но об этом он уже успел забыть. Его душа требовала еще, и он почему-то ожидал, что ему будут наливать! Вот такие странные ожидания бывают у некоторых людей.

Когда я в очередной раз объявила, что бар закрывается, он неохотно и медленно поплелся к выходу, продолжая бубнить себе что-то под нос. Придя ниоткуда, без имени и фамилии, он также навсегда растворился в ночной темноте. Через пару дней появление ночного гостя нашло свое объяснение. Кто-то в баре рассказывал, что  группа латвийцев устроила пожар на заброшенной фабрике неподалеку от нас. Эти люди вроде там жили в летнее время, а тут наступил холодный сезон – вот они и решили развести костерчик… прямо на полу. Соседи вызвали пожарников, а те, в свою очередь, погасив огонь, выгнали всех бомжующих из здания и заколотили все окна и двери фанерой – дабы не повадно было больше сюда просачиваться.

В принципе на этом история и закончилась, и я так и не узнала, что случилось с моим незнакомцем после его ухода. Но так как многие годы я нахожусь в духовном поиске и пишу на духовные темы, то меня стали мучить различные вопросы. Как так получилось, что человек, очутившийся в беде, пришел ко мне за помощью, а я на него разозлилась и даже выгнала?  Как так получилось, что я, проповедуя безусловную любовь на каждом углу, не почувствовала ничего, кроме раздражения и нетерпения?

Если бы я не занималась медитацией, я бы  возможно вспоминала об этом человеке с презрением. Но я медитирую. Я медитирую на всё – на любое происшествие, на отношения с окружающими людьми, на любые трудности и препятствия, на любые решения и сомнения, и на все, что только можно. Почему? Потому что это занятие, как никакое другое, дает мне полную безоговорочную ясность! А ясность нам всем нужна для того, чтобы видеть дорогу впереди, а также, чтобы не сбиться с этой дороги. Были годы, когда я брела по этой дороге в полном тумане, натыкаясь на различные предметы и людей, и проклиная эти столкновения. Были годы, когда я теряла эту дорогу и шла в совершенно неизвестном направлении. Но больше мне не хочется! Это время ушло безвозвратно.

Как хозяйка бара, я все сделала правильно. Ведь мне по роду занятий приходится ежедневно играть эту роль, сохраняя порядок в своем лицензионном пространстве. Как русская, к чему мой гость апеллировал больше всего, я тоже вроде никому ничего не должна, и особенно прибалтийским народам. Насколько мне помнится, латвийцы всегда относились к русским, мягко говоря, не совсем благосклонно, и даже во время Великой Отечественной находились в противоположном лагере, не говоря уже о послевоенных временах, когда они считали русских оккупантами. Да и сейчас, когда Латвия обрела независимость, она отказалась дать гражданство коренным русским жителям! И что интересно, граждане этой республики всегда считали себя намного выше русских по культурному и бытовому уровню, и ближе к голубоглазым и белокурым арийцам! Так что здесь моя совесть была совершенно чиста.

А как с точки зрения человеческой и духовной? Должны ли мы, духовные создания, что-либо друг другу? Да, конечно, мы должны проявлять сострадание к неимущим, потерянным и обездоленным. Мы можем помогать людям советом, добрым словом или каким-нибудь делом. Мы можем помогать финансово, если это позволяют наши средства и возможности. Но должны ли мы помогать тем, кто настойчиво и агрессивно требует этой помощи, или все-таки помощь – это добровольный акт милосердия?

Я всегда проверяю свои действия по следующим критериям: Буду ли я делать для другого человека то, что я не хотела бы для себя? И что принесут мои действия – пользу или вред? Я бы, например, не хотела, чтобы чужие люди постелили мне в баре на полу, и кормили меня своими объедками. Я бы не хотела выпрашивать у чужих людей подачек и ставить их в неудобное положение. Я бы хотела для себя чего-то намного лучшего. Да и пользы от такой помощи мало. Ну, постелила бы я ему на полу, а дальше? Не считая моих значительных потерь в бутылочном измерении, этот человек довел бы себя до крайнего алкогольного отравления, отдав концы прямо у меня в доме.

Можно ли помочь взрослому человеку, который должен сам нести ответственность за свою жизнь, и зарабатывать себе на хлеб насущный и крышу над головой? Имеет ли право взрослый человек перекладывать эту обязанность на других, имея при этом руки, ноги и все остальные атрибуты физического здоровья? Имеем ли мы право лишать его этого права, взяв эту ответственность на себя, и подставив ему костыли? Ведь когда человек слишком долго ходит на костылях, он разучивается ходить.

И хотя все мои рассуждения казались мне логичными, я все же открыла дневник и записала первый вопрос:
- Почему я не почувствовала ни капли сострадания к этому одинокому существу?»
- Потому что убогих и уродливых любить намного тяжелее. Люди всегда выбирают тех, кого любить легче.
- Но почему?
- Потому что всем хочется душевного покоя. Люди отталкивают неудобных людей и придумывают тысячи оправданий, почему их невозможно любить.
- Да, но почему все-таки неудобных людей так трудно любить?
- Потому что страшно заглядывать в чужую пропасть.
- А что случится, если в нее заглянуть?
- Ничего не случится. Но страх  все равно будет преобладать. Это инстинкт самосохранения.
- Значит, мне стало страшно, что кто-то нарушит мой идеальный покой?
- Да, ты заблокировала все свои чувства. Твое чувство сострадания было похоронено под многочисленными ролями, которыми ты прикрыла свою живую человеческую суть. Этот человек показался тебе угрозой – для твоего окружения и твоего покоя.
- Значит, это еще одна ступенька, которую мне нужно преодолеть на пути к безусловной любви? Но как преодолеть этот страх?
- Всегда помни, что люди ничего не могут у тебя отнять, а также добавить. Ты всегда останешься тем, кем ты была до сих пор и будешь всегда - человеческим существом, находящимся в процессе роста и раскрытия своего потенциала. Это и есть твоя главная роль. Остальные роли будут навязывать тебе другие сценарии, но твоя задача – всегда возвращаться к главной роли. Только там, на дне твоей души, и живут любовь и сострадание, которые ты так ищешь.
- Что этот человек пришел мне показать?
- Что тебя еще раздражают люди, которые потеряли свою дорогу.
- Что я не так делаю?
- Ты смотришь на них с высоты человека, который уже нашел свою дорогу и перестал понимать заблудившихся.
- Чему я должна научиться?
- Ты должна снять с себя одеяния ролей и начать молиться за спасение и исцеление заблудившихся душ.

Я закрыла дневник и тихо поблагодарила жизнь за еще один важный урок…


Рецензии
Татьяна,
отметил, каким нелёгким трудом занимаетесь Вы с мужем. Понял, что Вы очень добрый человек, потому что этого наглого нахрапистого типа надо было выставить сразу. Сам рассказ очень интересный. Насмотрелись Вы, понятно, за десять лет всякого, хватит не на один роман.
С дружеским приветом,
Владимир

Владимир Врубель   05.06.2014 12:24     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир! Я уже и позабыла об этом рассказе. Это было года три назад. В прошлом году мы ушли из паба, и я сейчас сижу дома,а муж работает. Мне захотелось покоя и посвятить себя полностью литерптуре. Но покой нам только снится! Мой урок остается в силе. Теперь молюсь за миллионы заблудших душ...
С уважением

Татьяна Купер   05.06.2014 15:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.