Опавшие листья предков

               
    Лет сорок назад  я купил в магазине кулек орехов древовидного растения -   маньчжурского ореха  ( северного родственника грецкого ореха).Меня предупредили, что всхожесть плохая , но я все же посадил сам несколько орехов. У меня, из десятка семян, выросло только одно дерево, большое, раскидистое с шикарными почти метровыми листьями. Примерно через десять лет  дерево стало плодоносить, и я закопал в плодородную землю молодые орехи, надеясь получить поросль. В этот год у меня ничего не получилось. И в следующем году неудача, хотя я изменил состав земли. Я продолжал эксперименты. Мы с приятелем, у которого по периметру участка была земля разная, от глины до болота, посадили вдоль забора пару десятков орехов,  ожидая  выявить предпочтения растения. И здесь ждала неудача.

   Была ранняя осень. С деревьев начали слетать редкие  еще зеленые листья. С каждым днем листопад нарастал, и земля покрылась листвой. И  вот, кроме листвы, на мягкое одеяло стали падать орехи. А с заморозками, уже опавшие орехи покрыл толстый слой    пожухлых листьев, оставив деревья голыми.

   И я подумал, что может быть, в этом и секрет  сохранения вида, который отрабатывала природа может быть  тысячи лет. Я решил смоделировать природный процесс. Взял  деревянный ящик, насыпал на дно слой опавших листьев, положил несколько орехов,  а затем еще один слой листьев. Сверху, для защиты от ветра, на этот слоеный пирог   положил  доску и поставил  ящик под дерево.

   Весной, когда сошел снег, и появилась листва, я решил проверить, как пережили зиму мои «детки». Во первых, меня поразила листва в ящике. Верхний слой листьев был сухой и пышный. А вот нижний почернел и был очень влажный. Вот в этом «супе» и лежали почерневшие орехи. Это была не просто влажная среда, она была питательная , ибо химический состав листьев был особый, свойственный только для этого растения. Например, для маньчжурского и грецкого ореха – это высокая концентрация йода.Причем потом, когда уже стало тепло,верхний слой листьев  высох образовал воздухопроницаемую теплоизоляционную перину, а нижний слой,оставаясь под ее защитой,продолжал быть  влажным о создавал идеальные условия для роста "младенцев". То есть природа создала идеальные условия прорастания семян. Может быть, не случайно, каждое растение имеет свой, особый химический состав, не зависящий от химического состава почвы. Каждое растение «терпеливо собирает» вещества, нужные для следующего поколения.

   И семена соответственно  отреагировали на хорошие условия зимовки. Два ореха треснули и из щели выглядывали как клыки, белые ростки новых растений.Эти белые клыки-ростки устремились вниз, к центру земли, к воде, а "борода" мелких корешков,окружающих этот могучий орган добычи влаги, продолжала подпитывать его жизненной силой, беря соки из потемневших влажных листьев. И только потом, через месяц, над ящиком появилась зеленая поросль.

    Этот эксперимент я повторял несколько лет не только с маньчжурским орехом, но  с фундуком,с желудями, рябиной и всегда результаты были положительны. И здесь уже уместна и практическая рекомендация, расширяющая использование результатов многолетнего  эксперимента. Если хотите добиться высокой схожести любых семян, замачивайте их не просто в воде, а сделайте настой листьев этих растений прошлого года.

    Но мои размышления  не ограничились только проблемами растениеводства. А в нашей, человеческой жизни, разве не те же законы? Разве атмосфера в семье , это не тот же «питательный суп». А тепло и запах деревенской печки и вообще дома, разве не делает нас терпеливее и добрее? А манера поведения взрослых в чрезвычайных ситуациях, а сказки и просто разговоры с ушедшими из жизни родителями, бабушками и дедушками, разве они не выручали нас в трудные времена и помогли нам стать мудрее ,сильнее и воспитывать собственных детей?
 Словом, все так же, как и у маньчжурского ореха


Рецензии
Давид, интересно!
Пошлю дочери,учится ландшафному дизайну.
Считаю,что написано живо, интересно,лаконично и познавательно

Тамара Свинцова   02.05.2014 16:36     Заявить о нарушении
Уважаемая Татьяна. Спасибо за добрый отзыв.К сожалению , по возрастным проблемам сейчас не могу писать. А читать пока могу. Особо радует, когда написанное может помочь или заставляет читателя задуматься.
Всего Вам доброго.

С уважением

Давид Слободник   02.05.2014 23:26   Заявить о нарушении
Давид, Татьяна - это Микулич, а я - Тамара. Не обижаясь, завидую,
(понимать - шутливо)Такой красоте, как у Микулечки, трудно не завидовать.
Кавалеры всех возрастов, не кивая на проблемы с написанием, у её ног!
С улыбкой и пожеланием прозрения (читать и в прямую, и в шутку!)
Тамара.

Тамара Свинцова   03.05.2014 11:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.