Детская ревность

В вашей семье ожидается радостное и волнующее событие – у вас будет второй ребенок! Увлекаясь активной подготовкой к его рождению, мы порой не замечаем, что есть один человек, у которого появление в доме еще одного малыша может вызвать тревогу, или даже огорчение. Вы, конечно догадались о ком идет речь: это ваш первый ребенок!
Сегодня, дорогие читатели, мне хотелось бы поговорить с вами о том, как избежать детской ревности, причин ее возникновения, и обсудить методы борьбы с ней.

Ты уже большой.
С появлением второго ребенка в семье, наши первые дети, как правило, стремительно взрослеют (и не важно, сколько им в этот момент лет). Дело вовсе не в них, а в нас – родителях. Мы совершенно забываем, что еще пару недель назад завязывали шнурки своему сыну, а теперь кричим: «Ты уже взрослый, должен делать это сам». Совсем недавно на голове своей дочки мы сооружали необыкновенные прически, а сегодня она слышит: «Возьми расческу и причешись сама. Ты уже большая!» Я совершенно не против детской самостоятельности, просто иногда сознание ребят не в силах выдержать такой резкий скачек из статуса «младший в семье» в понятие «уже взрослый». Вот тут-то и появляется ревность. Ребенок прочно связывает перемену вашего поведения с рождением младенца и у него возникает чувство, что этот карапуз отнял у него любовь и внимание  родителей.

Помоги мне, малыш!
Давайте вернемся на шаг назад, в тот момент, когда вы только ждете младенца. Я предполагала, что будет непросто наладить отношения между детьми, и старалась привлекать свою дочку к подготовке этого события. Мы вместе выбирали в магазине погремушки для будущего братика и яркие ползунки. Я говорила, что все что она выбрала, ему обязательно понравится! И тут же покупала какую-нибудь мелочь, которая ей самой приглянулась. Объясняла, что без ее помощи карапуз не обойдется, так как она умеет многое, а он - пока ничего. И когда в доме наконец появился новорожденный, я как и прежде говорила своей старшей дочке: «Помоги мне, малыш!» - и она с удовольствием бежала за соской, бутылочкой или пеленкой. Главное, что она чувствовала себя нужной и включенной в процесс воспитания.

Негодный мальчишка!
Несмотря на все старания, мне все-таки не удалось совсем избежать чувства ревности у дочери. Разница в возрасте моих детей 8 лет. Дочка уже была вполне самостоятельной и рассудительной, когда у нее появился младший брат. Конечно, я в основном крутилась вокруг младенца. Однажды, судя по всем симптомам, у него сильно болел животик. Карапуз плакал, а я совершенно выбилась из сил, пытаясь ему помочь. Дочь периодически подходила ко мне с какими-то вопросами и просьбами, но я каждый раз отвечала ей, что сейчас занята и  мне не до нее. И тогда она обиделась, села на диван и со слезами в голосе сказала: «Почему, как только он запищит, ты сразу к нему бежишь, а от меня весь вечер отмахиваешся! У тебя всегда для меня нет времени». И тут я поняла, что моя девочка права. Из-за сложившихся обстоятельств, я действительно стала ей уделять очень мало внимания. Нужно было срочно как-то выходить из создавшейся ситуации. Главное, чтобы старший ребенок не начал относиться враждебно к младшему. Идея пришла мгновенно.
Сынок по-прежнему орал у меня на руках. «Как тебе не стыдно! – громко воскликнула я, - ты совсем обнаглел, негодный мальчишка! Ведешь себя отвратительно! У меня уже никаких сил не осталось. Из-за тебя я всех забросила, и если не замолчишь, сейчас тебя отшлепаю!..» - возмущенно продолжала я, нежно прижимая младенца к себе и покачивая. Мой «спектакль» длился всего 2-3 минуты, но этого времени оказалось вполне достаточно, чтобы дочь смогла осознать ситуацию и определить свою позицию раз и навсегда. По ее глазам было заметно, что в душе происходит внутренняя борьба между собственной выгодой и справедливостью. Мне кажется, что чувство добра и справедливости в детях все-таки заложено от природы.
«Маленьких обижают!» - промелькнуло в ее взгляде, и она тут же бросилась на защиту брата. «Мама, прекрати его ругать, - уговаривала она меня, - он же еще совсем крошечный, у него просто животик болит, ему плохо!» Буквально через пару минут я «послушалась» советов дочери, сказала ей, что просто очень устала и поэтому сорвалась. Крепко обняв своих детей, я подумала: как хорошо, что в этот момент дочка сама сделала верный выбор и лишила себя возможности пойти по другому пути.
Не могу сказать, что потом между моими детьми никогда не возникало мелких ссор и разногласий, но главное, что они действительно были мелкими и всегда легко решались. Я уверена, что все мы должны задумываться, правильно ли мы ведем себя с детьми, ведь своим отношением к ним мы закладываем их будущие взаимоотношения.


Рецензии