Похвала графомании

 Да-да-да!!! Верьте-верьте глазам своим! Хотя, как сказал мой приятель Серый: "мы живём в России и если у нас что-то пишется на заборе, то это совсем не означает, что за ним есть то, о чём говорит надпись". НО! Тут я, как Эразм Роттердамский, в своё время произнёсший "Похвалу глупости" желаю произнести "похвалу графомании".
 Читать графоманов, в наше время, в том числе и интернет-графомань, кому как, а мне доставляет истинное удовольствие. Графоман чем-то сродни школьному зубриле-отличнику, честно "высиживающему" свои оценки. Хорошие оценки ему ставят не за ум и способности, а за упорство и труд.
 И! В конце-концов! Авторы незабвенного "Тарзана" и "Марсианских хроник", а так же "Фантомаса" - тоже были графоманами! Да и наши поэты-"шестидесятники": Новелла Матвеева, Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский - тоже. И какими! К тому же - они удачно попали "в струю" со своими опусами. Обществом были востребованы именно такие герои и такие произведения!
Кстати, далеко не все графоманы дураки и абсолютные бездари. Попадаются среди них и весьма неглупые люди, но... им чего-то не хватает, чтобы их опусы стали настоящей литературой, а не просто писаниной. Чего-то такого, чего можно было бы назвать талантом. Или, хотя бы способностями.
 Далее цитата:"Графоманию обычно определяют как «страсть к бесплодному сочинительству». Как бы не так! Графоманы как раз очень плодовиты, не только в плане количества написанного, но и в количестве изданного. Тут пример - наши дамы-писательницы типа Е. Вильмонт, Дарьи нашей Донцовой, или Юлии,  не к ночи будь помянута,  - Шиловой. Графомания – это и есть упорное стремление автора навязать свои творения слушателям и читателям. Стремление на грани одержимости, его не могут остановить ни безразличие слушателей, ни насмешки критиков, ни пылящиеся в кладовке тысячные тиражи своих «фолиантов», так и не нашедшие признания у неблагодарных  Вот, например, был такой известный в XIX веке графоман Хвостов. Уж он, бедолага так старался, так старался! Напишет поэму о наводнении в Петербурге в 1824 году... А тут - бац! Пушкин со своим "Медным всадником"! Абыдна, да? Но, тем не менее, Хвостов был "Королём графоманов". И был известен в обществе. Ну, примерно, как наши "звездюлины"из всевозможных "Фабрик". Или как Ксюша Собчак с Настюшей Волочковой.
  Далее опять цитата: " Но для того, чтобы стать «звездой» на графоманском поприще, недостаточно просто плохо писать стихи. Нужно, чтобы безграмотность и наглость этих стихов доходила до степени гениальности, чтобы сам автор был в этой гениальности убеждён. Ещё нужен максимум усилий, чтобы стихи просто заметило поэтическое окружение. Да и самому графоману не мешало бы быть одновременно и заметной, и забавной личностью.
 Всем этим требованиям отвечал Дмитрий Иванович Хвостов – герой бесчисленного множества эпиграмм и анекдотов, признанный ещё при жизни настоящим «королем графоманов». Кстати, - к прозе это тоже относится.
 Насмешки Хвостов встречал с истинной невозмутимостью «гения». Мол, потомки меня ещё оценят. Правда, льстецов у него тоже хватало. Безусловно, большинство из них интересовало не столько творчество графа, сколько его меценатские возможности. Наивный Хвостов постоянно организовывал какие-то журналы, что, вкупе с безвозмездным изданием книг и рассылкой бюстов, вконец расстроило его состояние.
 Острые языки говорили, что перед кончиной Суворов, на дочери которого был женат Хвостов, умолял находящегося подле него графа, чтобы тот бросил писать стихи. Когда же Хвостова спросили, что говорил ему умирающий генералиссимус, он ответил одним словом: «Бредил».
 Настоящим девизом истинных графоманов мог бы стать эпиграф Хвостова на титульном листе своих «Лирических стихотворений», вышедших в 1828 г.: «За труд не требую и не чуждаюсь славы».
 Стоит сказать, что после смерти графа 2 ноября 1835 г. его произведения, насколько мне известно, отдельным изданием никогда не выходили. Вплоть до 1997 года, когда в московском издательстве «Совпадение» вышли «Избранные сочинения графа Хвостова».
 Вторым примером графоманства можно было бы назвать Дж. Р. Р. Толкина. И его "Сильмариллион". Хотя, строго говоря, - "Сильмариллион" и не литературное произведение вовсе. Но, простите, тогда что? Да, это вариации на тему народных эпосов типа "Эдды", "Калевалы" и прочего. Между прочим, история Турина Турумбара практически без изменений слизана с истории Куллерво из "Калевалы". Прочтите, если не лень. Просто профессору до зарезу хотелось, чтобы у Англии был свой эпос. Вот и пытался его создать. Но кишка оказалась тонка.
 Однако самым ярким примером графоманства, пожалуй, можно назвать Алексашу нашего Солженицына. Вот где что ни писулька - то перл! Начиная от "Матрёнина Двора" и до пресловутого "Архипелага". Я не стану сейчас касаться изложенных в том же "Архипелаге" фактов - уже известно, что на 99% там враньё. Я про другое. Так обращаться с русским языком, как он, мог только человек для которого русский язык не родной, либо настолько ненавидящий всё, что с Россией связано, что даже язык русский насиловал в каждую запятую.
   А вообще - моя ЖЖ-френдесса Энн  со мной тоже согласна - графоманы прекрасны! Но она признаёт только "издатых" графоманов. А я всяких. Потому что читают и "издатое" на бумаге, и то, что в сети. А с распространением ридеров электронные издания станут такими же доступными, как и печатные.
Но! Графоманы прекрасны! Я с этим согласна!Более того - они нужны! Некоторые из них, занимаясь издательским делом, как  Майкл Муркок, или тот же Хвостов, давали "путёвку в жизнь" многим талантливым писателям и поэтам.  Тот же Крылов нередко печатался в журнале, который издавал Хвостов. А из современных - это некто Юрий Петухов, в "лихие 90-е" издававший альманах современной фантастики. Сам Петухов был типичнейшим графоманом, но в его издательстве начали свой путь многие талантливые современные фантасты. Так что ребята, вобщем-то живут и дают жить другим, более достойным.
 Ну и, конечно же, нельзя не  сказать пару слов о вышеупомянутых Дарье Донцовой и Юлии Шиловой. Этих двух дам не пнул только ленивый. Хотя - Донцова хоть писать умеет. У неё за плечами журфак МГУ - очень, кстати, престижное образование, что несколько смазывает "клиническую картину". Литвиновы - очень даже ничего. Ну и, конечно, Екатерина Вильмонт и Диля Еникеева. Именно этим аффторам, в своё время не убившим себя ап стену мы обязаны возникновением литературного фастфуда, коим заполнены наши книжные прилавки.
 В наше время графоманы в основном избирают для себя либо детектив, либо фантастику. Как сказала моя подруга Марго, тоже, кстати, не чуждая графоманства:
- Никто не знает, что будет в будущем. Поэтому писать надо фантастику.
 И, коль уж речь зашла о графоманах от фантастики, то нельзя не упомянуть уже многажды обруганного и обстёбанного мной Ивана Ефремова... Это песня! Но! Именно благодаря ему в советской литературе и появился жанр фантастики. Ведь до Ефремова только Алексей Толстой с "Аэлитой" рискнул, да Ян Ларри со "Страной Счастливых" и "Приключениями Карика и Вали". И всё. До самой хрущёвской "оттепели" фантастика у нас была под запретом. Ну конечно, Ефремов не мог не написать, что в будущем на всей Земле победит коммунизм... Это была чума! Но зато потом были братья Стругацкие и Кир Булычёв на которых выросла, в том числе и я.
 Так что графоманы нужны! Более того - они необходимы! Иногда и в их опусах появляются интересные мысли, или сюжеты, которые не грех позаимствовать и более талантливым авторам.
 Ну и напоследок, опять про графа Хвостова. Его упомянул даже Пушкин, в своём "Медном всаднике":
 «…Граф Хвостов,
Поэт, любимый небесами,
Уж пел бессмертными стихами
Несчастье невских берегов».

А "бессмертные стихи" эти были такие:

«…Свирепствовал Борей,
И сколько в этот день погибло лошадей!…
Под вётлами валялось много крав,
Лежали они ноги кверху вздрав…»

Кравы, как вы понимаете, это коровы, поэтическая вольность, так сказать".
 (цитата из ЖЖ Сергея Цветкова)
 Читайте!


Рецензии