Мельница Одина. Действие первое. Картина четвертая

Картина четвертая
Все та же гора, только опавшие листья на ней побурели. Светит месяц. На гору опускается Один. Он в прекрасном настроении и радостно потирает руки.
Один: Среди хлопот и забот
            Промелькнул как птица год.
            Вихрем месяцев промчался
            Разноцветный хоровод.
            Горы, долы, небосвод –
            Все живое зиму ждет.
            Нужен снег. И снова Один
            В руки мельницу берет.
(Подходит к месту, где оставил мельницу, оглядывается в недоумении). Да где же она? (Разводит руками). Вот старый дурак – позабыл, куда спрятал мельницу...  (Заглядывает за камень на скале.). Может, здесь? (Бросается к другому камню, заглядывает за него). Или здесь? (Устремляется к третьему камню). Или… (Делает шаг и случайно задевает ногой медную ручку мельницы, слышится звон.). Что это? (Наклоняется и поднимает ручку с камней). Будь я проклят, если это не ручка моей мельницы! А где же жерновки? (Мечется по скале, разыскивая пропажу. В отчаянии). Их нет! Чудесная мельница погибла! Что я наделал! Безумец, как, как я мог оставить ее здесь?! (Неожиданно приходит в ярость). Но кто дерзнул погубить чудесную мельницу?! Кто посмел пойти против самого Одина? (Внезапно, замечает копошащегося среди камней горного тролля). А-а-а! Ну, конечно! Это ты! Вечно ты! Ни одно злодеяние, ни одно грязное дело не обходится без тебя! Долго я терпел твои гнусные выходки, но сегодня чаша моего терпения переполнилась! (Выхватывает из-за спины копье и направляет его в сторону тролля).
Тролль (ухватившись руками за копье, нимало не смущенный): Ну и ну, так-то ты собираешься отблагодарить меня?
Один (в гневе): Отблагодарить тебя?! Мерзавец, как только повернулся твой поганый язык требовать благодарности, после того, что ты сделал…
Тролль (протестующе): Тихо-тихо-тихо! Я ведь как раз затем и пришел – рассказать тебе, кто разбил волшебную мельницу…
Один (не веря): Ты хочешь сказать, что мельницу разбил…
Тролль (обрывая его): Король Олаф!
Один (отбрасывает копье и хватает Тролля за шкирку): Ты, видно, помешался?! Неужели ты думаешь, я поверю, что благородный король Олаф, неустанно пекущийся о благе своих подданных, мог уничтожить мельницу, от которой зависит жизнь  Скандинавии?
Тролль (хрипя и извиваясь): В некоторые вещи трудно поверить… Но я готов поклясться, что так оно и было.
Один (презрительно): Поклясться! Что стоят твои клятвы?
Тролль (продолжая извиваться): Ну, хорошо, а если бы мои слова подтвердили те, кому ты доверяешь?
Один (грозно): Кто может подтвердить твои слова?
Тролль (хрипя): Твои вороны… Они вечно здесь крутятся. Наверняка они видели, кто разбил мельницу.
Один (изумленно): Как? Хугин и Мунин?
Тролль (хихикая): Они самые. Спроси-ка у них, что они скажут?
Один (недоверчиво): Что ж… Спросим у воронов. (Угрожающе). Но если ты солгал мне…. (Встряхивает Тролля за шиворот, затем пронзительно свистит. На свист появляются вороны и усаживаются на камни неподалеку от Одина).
Хугин (развязно): Карр! Ни днем, ни ночью нет покоя… Но для старого друга… 
Мунин (также развязно): Карр! Да! Для друга мы готовы хоть сквозь дождь и тьму… Но к чему такая спешность? Можно было бы подождать до утра, как говорится – утро вечера мудренее…
Один (обрывает его, предъявляя ручку мельницы): Что это?
Хугин и Мунин (одновременно, втянув головы в плечи, повалившись в ноги Одину и умоляюще сложив крылья, перебивая друг друга): Карр! Это не мы! Не мы! Это все король Олаф! Мы видели – это он разбил ее своим чудовищным мечом!
Один (в гневе): Почему вы не сказали мне раньше?
Хугин (умоляюще складывая крылья): Карр! Мы боялись! Честное слово, мы боялись!
Мунин (также, сложив в мольбе крылья): Карр! Мы просто ужас, как боялись! Все перья тряслись!
Хугин (обнимая ногу Одина): Карр! Пощади нас! Честно слово, мы не виноваты!
Мунин (обнимая другую ногу): Карр! Да! Мы совсем ни при чем! Пощади нас!
Один (досадливо): Как я могу наказывать вас, когда сам виноватее всех?! Как мог я послушаться совета глупых птиц? Как мог оставить бесценное сокровище в горах?
Тролль (извиваясь в руках Одина): Да, уж, Один, признаться, свалял ты дурака! Кстати, буду весьма тебе признателен,  если  ты наконец перестанешь трясти меня… (Один отпускает Тролля. Тот с облегчением потирает шею). Вот и славно! (Смотрит на побледневшее небо). Светает… Мне пора. (Удаляясь, глумливо). Можешь меня не благодарить!
Один (не замечая его слов, глубоко задумавшись): Я не знаю, и не хочу знать, что заставило короля Олафа совершить столь ужасное дело. Но если через три дня, до того, как первый луч солнца коснется вершины этой горы, жернова не найдутся, Скандинавия погибнет. (Воронам). Летите к короля Олафу и передайте ему мои слова! (Ударив тупым концом копья по скале, Один исчезает).
Хугин (облегченно): Карр! Уффф! Легко отделались!
Мунин (поеживаясь): Карр! Скажешь тоже! У меня до сих пор перья дрожат! (Разводит крылья, демонстрируя как дрожат на них перья. Потом делает несколько энергичных упражнений крыльями, стараясь унять дрожь. Ему это удается). Ну что, летим?
Хугин (с иронией): Карр! Куда?
Мунин (не понимая): Карр! Как куда? К королю Олафу…
Хугин (презрительно): Карр! Ты братец мой, совсем глуп. А если он найдет жернова? А? Тогда для чего было затевать всю историю?
Мунин (не понимая): Карр! Да как он их найдет, когда я сам видел, что один жернов укатился прямо к пещере самого Фафнира, а второй утащил к себе в подземелье старый Брок. А они не из тех, кто готов отдать что-либо, попавшее им в лапы! (Хрипло каркает, смеясь).
Хугин (настороженно): Карр! Тихо ты! Говорят, даже у камней есть уши, так что помалкивай! (Обводит подозрительным взглядом все вокруг). Найти жернова в три дня человеку не под силу, но рисковать все-таки не будем…
Мунин (растерянно): А Один? Что мы ему скажем?
Хугин (пожимает плечами):  Там видно будет…
Конец четвертой картины.


Рецензии