Вечные вопросы Добро и Зло

Эссе к книге Иова.

Ответ вопросом.

 Объяснение причин невозможного. Чтобы осознать (и тем более принять) Божественную справедливость, необходимо быть начисто лишенным, свойственного всем людям эгоизма.

История человечества, многочисленные большие и малые трагедии в судьбе народа Израиля, как и книга пророка Иова, способны поколебать веру в любовь и милосердие Всевышнего к своим творениям, к избранному народу и к безгрешному, удалившемуся от зла, праведнику.
Книга Иова - не терапия в лишениях и бедствиях, а - болезненный поиск ответа, объясняющий природу зла для всех, признающих существование Одной и Единой духовной силы, обладающей абсолютной властью. (Разговор с сатаной следует понимать исключительно как внутренний диалог Бога.)
Свобода выбора, которой Творец всего сущего наделяет именно человека, неизбежно порождает непримиримую борьбу внутреннего мира людей. Человек становится производной Бога, только выбрав путь добра, где единственным ориентиром служат Божественные заповеди. Существование зла и несправедливости - есть неизбежное (но не фатально-предопределенное), роковое следствие свободы выбора, дарованной человеку Богом. Таким образом, для искоренения самой природы зла, Бог должен или ограничить свободу человека, превратив его в функцию и тем самым, прервать ход мировой истории человечества, либо «образу и подобию» следует осознанно и добровольно принять волю Бога, заключенную в заповедях. Учитывая, что Всевышний предписывает исполнять лишь те нравственные основы, что под силу человеку, ничего невозможного нет и не может быть в установлениях Бога. 
Добро и зло существуют, пока есть человек.
Скудные намеки на посмертное воздаяние делают зорче и суровей взгляд совести на нескончаемую череду событий, где добродетель унижена и несчастна, а порок возвышен и благоденствует.
Пророк Иов - муж непорочный, справедливый, богобоязненный, по праву мог считаться счастливым человеком. Богатство и благополучие Иова не противоречат праведности(!) – явный и безусловный Божественный знак.
Всевышний решает испытать благочестие Иова, лишая его изобилия, здоровья, имущества и продолжателей рода. Пережив трагедию, Иов остается стойким и непоколебимым в вере и личной непорочности. Жена Иова в отчаянии призывает мужа проклясть Бога. Двое друзей (духовные предвестники двух мировых религий), несмотря на возражения Иова, настаивают, что страдания, выпадающие на долю человека всегда результат греха. И лишь третий друг (пришелец с другого берега), осуждая предыдущие мнения, равно как и безудержно-искреннее самооправдание Иова, утверждает, что мудрость Всевышнего скрыта и непостижима для человека, а Его справедливость, в созданном Им мире, неоспорима.
Иов принимает не имеющие видимых причин жесточайшие удары судьбы, быть может, это - единственный случай, когда Божественное наказание не является следствием какого-либо греха.
История Иова покидает традиционные границы морали: представления о Добре и Зле, Возмездии, Суде, Милосердии и Справедливости… Вопрос: «За что?» кажется абсурдным, ибо в основании личной драмы не замечено дурное начало, исходящее от мира людей. В подлинной причине душевных и физических страданий Иова зло начисто отсутствует! Но есть Великая Тайна сотворения мира, которую человек не способен постичь и… боль, смысл которой не доступен пониманию.
Где был человек, когда Всевышний основал землю?
Ответ снимает любые претензии к Богу, оставляя множество вопросов, мучающих людей в течение земной жизни…
Человечеству еще предстоит преодолеть тлетворные симптомы язычества, выразившиеся, в пещерной неблагодарности и  утрате безграничного и полного доверия к Всевышнему.
Да, и еще: вправе ли человек относить нескончаемый поток людского зла и гнуснейших пороков на счет Бога? Упрекая Творца в отсутствии милосердия или сомневаясь в Его всемогуществе? Ответ на этот раз очевиден.
Нет! И еще раз нет! Если люди не готовы разделить судьбу безвольных ангелов.
Интернационал дурного начала мира людей на редкость сплочен и хорошо организован, тогда как доброе начало человека все еще ищет пути к всеобщей солидарности.
История человечества и избранного народа продолжается…
Победа всегда за выбором Бога!

Урок книги Иова. Подобно тому, как Бог смилостивился над Иовом, щедро воздав за испытания, человеку должно стремиться исправлять зло, причиненное другим людям.


Рецензии