Культуру в массы

Чем подчуют публику современные российские режиссеры, почему они так уверены в своем таланте и где грань между искусством и де…мом?
О, сколько нам открытий чудных готовит… Нет, не просвещенья век и даже не авангарда. А просто век всего-подряд-непонятного. Наш двадцать первый аж!
В рамках культурной олимпиады под занавес Года театра в Сочи проходил театральный конкурс «Текстура-Олимп». На курорт привезли, по мнению организаторов, лучшие современные российские постановки: «Мефисто вальс» театра DEREVO, «Бабушки» театра «Практика», «Копы в огне» театра Le Cirque de Sharles la Tannes, «Калека с Инишмана» Пермского театра «У моста» и другие. Лучший по мнению жюри спектакль будет показан во время зимних олимпийских игр в Сочи в 2014 году. Честь большая, не так ли?
- «Текстура-Олимп» - это не просто конкурс, - сказал художественный руководитель этого мероприятия Эдуард Бояков, -  это форум, праздник. Здорово, что заявки прислали со всей России: талантливые люди могут быть откуда угодно, театральная энергия может возникнуть в любом городе. Культурная олимпиада дает театрам прекрасный шанс, открывает дорогу молодым талантам. Игры в Сочи – это высокий уровень и большие возможности. Пусть все пройдет по-дружески, радостно. Давайте пользоваться этой возможностью, давайте искать новый театр, новых драматургов, новых героев.
Создателю фестиваля «Золотая маска», московского Пасхального фестиваля, фестиваля современной пьесы «Новая драма», фестиваля «Текстура» Эдуарду Боякову хочется верить и доверять. А в Совете конкурса такие люди, что дух захватывает: Ингеборга Дапкунайте (председатель), Александр Любимов, Вениамин Смехов, Алиса Хазанова… Они не только выбирали лучшие постановки, но и слушали читки пьес современных российских авторов.
Итак, предвкушение космическое, так хочется вкусить плодов с древа театральной жизни, а удается лишь с древа познания театрального добра и зла. Как говорится, приехали.
«Копы в огне» - ярчайшая афиша, ажиотаж бешеный, молодежь Сочи на ушах. Вот это да! Фойе бурлит, полно знакомых: вон гуляют художницы – мама и дочь, там хороший поэт с кем-то обсуждает картины, а это и сочинские актеры. Кстати, нашим авторам удалось войти в основную программу читок «Текстуры-Олимпа», и жюри услышало «Парикмахершу» автора текста Сергея Медведева и режиссера Максима Корня. Но это все прелюдии. Скоро все начнется.
- Тебе нравится рэп? – спросила меня одна знакомая, имеющая отношение к фестивалю.
- О, просто обожаю, - ответила радостно я.
- Тогда тебе надо идти на «Копов в огне», - это нечто новое.
Ну, я и пошла. А потом ушла, после 30 минут просиживания в недоумении. Как жаль, что анкеты о работе Зимнего театра и о постановках мы заполняли до спектакля. Ух, я бы написала!
А что копы? Ах, копы! Мат! Много мата под ритмичную музыку, психоделика действия (шум, дергания, разорванный свет) и бесконечные напоминания зрителям, в чем суть сюжета. Хотите пару цитат? Мне неловко, право.
«Я надеру тебе жопу», «Замри, заткнись, мать твою», «херня, ублюдки, хер, жопа, сука…». Ну как – бодрит? Я не смотрела фильм «Изображая жертву», кстати, победителя позапрошлого «Кинотавра». Там тоже, говорят, еще та сцена с матом из уст полицейского. И какой успех! А вы думаете «Копы в огне» лыком шиты? Да этот спектакль стал лауреатом фестиваля театра и кино о современности «Текстура-2010» в номинации «Награда зрителя». У меня мнение такое: зрители чего-то покурили или пожевали перед просмотром, как и режиссер. И вот они слились в едином порыве и поняли все. То есть если так ругается пьяный гастарбайтер в маршрутке, на него можно возмутиться и попросить угомониться, а вот если это делают актеры, изображающие копов, а ты – надушенная и красивая сидишь в мягком театральном кресле, тогда что?
Я ничего не поняла. Как и десятки тех, кто смылся из Зимнего раньше. Там по сюжету, хорошие копы побеждают плохих убийц. Рада за них, не более. А вот за зрителей и за себя не рада: столько времени было потрачено зря, так еще и денег. Это нам, журналистам, вход бесплатный, а люди-то платят. За «культуру», за «шедевры», за «современный взгляд» и за пр.
Если копы кому-то понравились, это, наверное, нормально: люди-то разные и вкусы тоже. Но вот у меня вопрос: как можно такое тошнотворное нечто преподносить как хороший современный спектакль и предлагать идти на него? «Зрителям до 18 лет не рекомендуется» - где-то прочла на афише. Думала, может, эротика там, стриптиз на худой конец. Нет, господа совершеннолетние! Все намного проще: кушайте нецензурщину, идейный мусор, терпите, пытайтесь понять и, разумеется, наслаждайтесь!
Любимый Зимний театр, чего только не увидела твоя сцена, чему только не стала безмолвным свидетелем. Как после таких сюрпризов я могу с уверенностью говорить людям: «ходите в театр, это освежает чувства, заставляет задуматься о вечном и прекрасном, это просто вдохновляет на новые дела». Я молчу и думаю. Вот и все.
P.S.: По итогам обсуждения членов Совета конкурса, награды распределили так:  1-я премия - "Калека с Инишмана" (театр "У моста", Пермь); 2-я премия - "Луна и трансформер" ("Коляда-театр", Екатеринбург); "Награда зрителя" - "Бабушки" (театр "Практика", Москва). Гран-при получил спектакль “Копы в огне» (цирк «Ле Шарлатан», Москва).
Занавес.


Рецензии
Мир сошел с ума :-(

Алексей Шеин   02.02.2012 12:41     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.