1. 15

Онемение души.
Перестройка плохо повлияла на мой организм. Я не могла смотреть телевизор, слушать радио. Меня стопорило. Многих из старых друзей не хотела видеть. Мой организм стремительно перестраивался на христианский лад, и только дочь смягчала эту ломку. Мы разные и очень близкие. Я всегда считала, что она прямолинейная, а она, что я язвительная. Она уже тринадцать лет живет за границей, но каждый вечер я наслаждаюсь разговором с ней.
Постепенно жизнь наладилась. У меня появилась возможность перестроить дачу. Мои родители в свои лучшие годы скучали по Клинцам и не стремились обзавестись дачей под Москвой. Однако перед пенсией они купили маленькую дачку далеко от столицы, почти в лесу. После рождения Сашки я тоже стала ее посещать. Дочь же на ней выросла и именно ее воспринимала, как малую родину. Места замечательные. Высокие холмы, заросшие лесом. Воздух густой, как смола. Святой источник. Чистый воздух и влажный, поэтому деревья покрыты мхом. Леса с грибами, малиной. Болота с клюквой. Красивые маленькие деревеньки и толстые коровы с огромным выменем. Весь огромный дачный поселок занимают москвичи. В 1957 году землю давали жителям Фрунзенского района, центрального, включавшего Арбат.
Был период, когда Нина Сергеевна хотела выделить мне часть своей дачи. Это было застойное время. Потолкавшись в инстанциях, я поняла, что мне никогда не дадут вступить в число владельцев в районе Барвихи. Рылом не вышла. Вам же хуже. И вот, когда возобновилось проектирование и у меня появились деньги, я построила свою дачку. Теперь именно там я встречаюсь на отдыхе с Сашей, ее мужем и моими внуками.
Сашка моя спасительница. Очень серьезная она всегда заботилась обо мне. У нее я гостила и в Соединенных Штатах и в Англии.
В русской церкви в Вашингтоне мы крестили внуков. Знакомых там не было и мы через интернет связались с о. Виктором Потаповым. Он назначил нам время крещения наших двойняшек. Им был от роду 1 месяц. Мальчика Саша захотела назвать в честь последнего царевича. Имя дочери дал Тони. Простое английское имя Джейн. Перед отъездом в Вашингтон я отыскала в святцах соответствующее православное имя - Иоанна. Батюшка не стал возражать, так их и крестили. При крещении присутствовали родители Тони. Именно из за них о. Виктор провел службу на двух языках – на славянском и на английском.
Воспитанные и доброжелательные родители присутствовали и на венчании Тони и Саши в Москве в Храме Архангела Михаила в 1998 г.  В Россию они приезжали один раз и на несколько дней. Причем ни о какой пышной свадьбе не было речи. У нас совсем не было денег.
В это же время шло строительство храма в Иерусалиме в Горнем монастыре. Праздник души посещать Святую Землю, даже если это командировки. Не могу забыть, как матушка Рахиль, тогда шофер монастыря, два дня возила по Святым местам Израиля. Вифлеем, Гевсимания, Илион, монастырь Георгия Хозевита, монастырь 40-дневного поста Спасителя, Иерихон, Мертвое море, Кумран, Иордан, Галилея, Копернаум, Назарет, Тиверия, Каны, Фавор, Яффа, монастырь св. вмч. Георгия и у гроба Господня перед самым отлетом в Москву.
Такие путешествия - подарок судьбы. Как не оттаять сердцем.


Рецензии