Мировоззрение индейцев Калифорнии
В среде калифорнийских племен можно выделить две группы шаманов:
– диагносты,которые только определяли причину болезни
– лекари – могли не только диагностировать,но и обладали знаниями и навыками исцеления.
Причину болезни шаманы видели в материальных предметах,попавших в тело. А.Кребер обозначает их английским словом «pain» – боль.Избавить человека от болезни считалось возможным,только высосав эту «боль» из тела.«Боль»,по поверью калифорнийцев, может сделать человека шаманом,если он сумеет преодолеть ее и подчинить себе.
По мнению А.Кребера,шаманизм у калифорнийцев находился на самой ранней ступени развития. Шаманизм ассоциировался со знахарством особенно у племен Центральной Калифорнии,где знахари исцеляли целебными травами,используя магические заклинания и молитвы.
Путешественник В.Головин так делился своими впечатлениями об одном из индейских шаманов помо (кашая)«О религии их я ничего сказать не могу,но знаю,что они верят сверхъестественным действиям своих колдунов,или,как сибирские народы их называют,шаманов.В вышепомянутом порте видел я,как один такой шаман лечил больного.Сидя над больным в шалаше,он беспрестанно что-то говорил нараспев и пел,махая разным образом бывшею у него в руках палкою с привязанными к ней перьями.Семейство больного,находившееся в том же шалаше, в известное время ему отвечало и помогало петь.Сие продолжалось при нас более часа,и после,когда мы оставили их,шаман продолжал свои действия».
Шаманы и знахари калифорнийцев облегчали вступление в контакт со сверхъестественным с помощью сильных психотропных наркотиков,воздействующих на поведение и сознание.Ими применялся дурман и пейотль,получаемый из верхушек кактуса.
Одним из следствий близкого родства между человеком и животными является склонность калифорнийских индейцев имитировать животных в одежде и действиях. Одежда с перьями птиц, перьевой орнамент для танца и перья в волосах служат для того,чтобы перенять способности птиц.
Конечным следствием идеи о близком родстве с животными является анимализм, ;то есть понятие о духах как о животных (или представление их в облике животных)Конечно,везде, где существуют охотничьи культуры, сверхъестественные существа предстают в животных обличьях. В Калифорнии визионарный комплекс видения) усилил и увековечил веру в животных духов. Калифорнийские индейцы; считают,что животные таинственны по своей природе и их поведение одновременно и сходно с поведением человека и отлично от него.Так противоречие между известным и понятным и неизвестным и непонятным обычно создает чувство чего-то жуткого,не вполне принадлежащего к нормальной реальности.Калифорнийские аборигены полагали,что большинство камней мертвы,но некоторые из них живые. Знахаримогли разговаривать с ними и слышать их ответы.Очевидно,что камни разделены в зависимости от наличия или отсутствия у них мистических свойств. Сходное правило применимо и к животным.Все медведи обладают в той или иной степени таинственными магическими качествами,но у одних,способных говорить или менять форму (как это предстает во снах или видениях)они более сильны, чем у других.Одни медведи,несмотря ни на что,обычные звери, другие – духи.Однако иногда бывает трудно установить,какую категорию медведя имели в виду в конкретном случае индейские информанты – носители языка и традиций.
В религиозном мышлении калифорнийских племен существует разделительная линия между тем,что принадлежит к обычному,или естественному,миру вокруг нас,и тем, что принадлежит к сверхъестественному,или миру духов.Некоторые исследователи отвергают существование такого деления на категории среди индейцев или считают,что оно имеет место только у индейцев,знакомых с христианством. Однако анализ всех фактов делает очевидным,что индейцы в своем спонтанном переживании или видении религиозных чудес и в некоторых случаях в своих мыслях о таких явлениях проводят разделение между обычным и сверхъестественным миром. Трудно указать,к какой категории принадлежит тот или иной субъект. Как уже упоминалось, медведь может быть и обычным животным, и может выступать как сверхъестественное существо.
Для некоторых племен калифорнийцев определенные горы попадают в разряд духов, для других – нет.Некоторые природные явления и предметы культуры калифорнийцев насыщены сверхъестественным и выделяются из всех других вещей. Они священны и,следовательно,опасны – табу. Некоторые индейские высказывания звучат так, будто бы вся Вселенная, особенно окружающая природа,священна.Это неверное понимание. Если бы это было так, индейцы не отмечали бы определенные камни, горы и озера как священные. «Зеленые» (политическое движение,партия. – Авт.) ошибочно решили,что индейцы – своеобразные экологи,потому что они якобы заботятся о природе.В действительности же существует много примеров опустошения природы индейцами. Тем не менее они стремятся защищать природу как проявление сверхъестественного.Они охраняют деревья,потому что деревья дают свидетельства сверхъестественного,они бережно относятся к животным,потому что животные могут представлять духов,они заботятся об обширных землях,потому что земли могут явить им Бога.Природа потенциально священна, или, скорее,она может стать священной материей, когда люди «общаются» со сверхъестественным в видениях,при медитации или в ритуалах.До сих пор достаточно не изучен вопрос о взаимоотношении естественного мира и мира духов в мировоззрении индейцев Калифорнии.Возможно,что для калифорнийских племен духовное открывает истинную природу обычного мира вокруг нас,но это лишь предположение. Западная религиозная дихотомия между миром духовного богатства и миром материального несовершенства (дуализм),свойственна христианской и гностической доктринам, не имеет своего подобия в сознании калифорнийцев. Индейцы высоко ценят жизнь на земле,и их религия поддерживает существование человека в этом мире. Дух их религии – это дух гармонии, жизненности, энергии и любви к окружающему миру. Европейское понимание «природы» слишком узко, чтобы его можно было использовать в этом контексте. Природа, Мир и Вселенная – понятия, которые свободно перетекают из одного в другое в индейском сознании. То,что ряд исследователей описывает как «обряды природы»,индейцы рассматривают как взаимодействие со всей Вселенной.Сверхъестественные силы, правящие Вселенной, многообразны.Обычно существуют:небесный бог правящий небом хозяин духов, управляющий атмосферными силами многочисленные духи,влияющие на жизнь человека на земле а также некоторые существа, включая Мать-Землю,блуждающие по преисподней. Очень часто эти духи или некоторые из них представляются как единое целое. Это единение может состоять из нескольких духов или представлять собой верховное существо; (;обычно идентифицируемое с небесным богом), обладающее комплексом различных сверхъестественных сил. Концепция мира у калифорнийских племен предполагает понятие жизни, резко контрастирующее с подобным понятием в христианстве. Нет ни резкой дифференциации между божеством и человеком, ни четкого различия между человеком и животными. Не только отлична взаимосвязь между этими существами в разных традициях,но и сами они рассматриваются в рамках различных понятий. Христианский мир ставит в фокусе одно божество – Бога,а у калифорнийцев,хотя они и имеют понятие «верховного существа»,наблюдается многообразие духов и сил.Эти силы не удалены от человека и свободно вступают в связь с ним,особенно во снах и видениях.Некоторые животные – духи,и некоторые духи – животные. В общем,взгляды на «природу» калифорнийских индейцев гораздо более живые и более наполнены духовной активностью по сравнению с картиной природы христианского мира. Концепция мира коренных жителей Калифорнии может в некоторых случаях характеризоваться как ярко выраженная мировая (космическая) гармония.Францисканцы, прибывшие в Калифорнию для обращения индейцев в христианство,были изумлены, обнаружив религию, столь отличную по структуре и выражению от их собственной католической веры. «Их суеверия безграничны, – писал один из монахов о чумаш. – Всеми их действиями руководит дьявол, разговаривающий с ними то в обличье вороны или другой птицы,то в виде пламени или духа, и все это происходит во снах,которым они придают большое значение. Они рассматривают сон как властелина жизни это – бог страны. Это то, что диктует им, заниматься ли охотой или устраивать пиры, ловить ли рыбу или идти на войну,определяет их торговлю с соседями, их пляски, игры, песни». Мифология калифорнийских индейцев представлена мифами о творении, и о культурных героях. В лице демиургов, творцов мира или культурных героев выступают разные персонажи, иногда антропоморфные,иногда зооморфные:койот (луговой волк),серебристая лисица.Дуализм калифорнийцев проявляется в двух формах конфликта:
– между верховным существом и культурным героем или трикстером (ловкачом)
– между двумя культурными героями миро определяющего значения.
Дуализм,иными словами, предполагает соперничество в мифические времена между божественным существом (обычно идентифицируемым с верховным существом, богом, играющим отличительную роль в молитве или ритуале) и культурным героем; (появляющимся только в мифологии, а не в молитве или обряде).
По существу,оба представляют сходные функции,и в некоторых местах Калифорнии культурный герой (обычно койот) одновременно представляется и как верховное существо.В большинстве племен калифорнийцев существовало четкое различие между двумя персонажами,определяющееся их способностями как творцов мира.Главный творец отвечает за позитивное и законченное творение, а удел культурного героя – второстепенные задачи (такие как основание культурных и религиозных институтов) или менее благотворный или сомнительный вклад в сотворение мира (например,привнесение в него смерти).Религии индейцев Калифорнии развивались свободно – ограниченные только пределами естественного устройства мира, социальной структурой и общей культурной традицией.
В основном религии калифорнийцев имеют сходное представление о мире,общее понятие о мировой гармонии с акцентом на непосредственно испытываемые видения и общий взгляд на цикл жизни и смерти.Большинство коренных народов Калифорнии считали, что существование человека задумано божественными творцами в момент «начала всех начал». В то время все существа на земле были в той или иной степени человеческого происхождения,но затем многие из первобытных существ превратились в животных или птиц.Только люди сохранили свое первоначальное обличье.Вследствие этого генезиса и сегодня все еще существует близкое родство между людьми и животными:они братья,и задача человека – уважать их и жить в гармонии с ними. Интересно, что некоторые домашние животные,например собака, не были включены в это братство. Другая характерная форма религии калифорнийских индейцев связана с возрастными инициациями.У калифорнийцев эта система выступает в очень усложненном виде,своеобразном для каждой племенной группы.У племен,населявших северные и центральные районы Калифорнии,помо, майду, мивок, юки и некоторых других,по данным А.Кребера,существовал культ куксу. Куксу(«большая голова») – это вторая стадия посвящения молодого человека.Ритуал,пройденный в детстве,считался первым посвящением.Участники церемонии исполняли его в масках. Участвовали в ней одни мужчины.Обряды инициации устраивались в специальном мужском вигваме.Культ куксу,по словам А.Кребера – зародышевая форма религиозного мужского союза у вышеуказанных племен.
Мифологические персонажи подобного рода обрядов инициации у каждого народа были различны.Основу церемоний инициации коренных народов Южной Калифорнии составляет употребление одурманивающего напитка толоаче. Под воздействием входящих в состав напитка наркотических веществ посвящаемый юноша впадает в прострацию и получает видение,которое для него становится предметом религиозного почитания.Обязательным для посвятительных церемоний было соблюдение поста в течение тридцати дней и физические испытания.Например, юношу клали на муравейник,подвергая его тело многочисленным укусам.На этом церемония заканчивалась,с вновь посвященного снимали символический пояс голода и стряхивали муравьев крапивой.Главной религиозной церемонией у некоторых племен северо-западного побережья Калифорнии была церемония; «Восстановления (Обновления) Мира» (от англ.Repair – починка, fixing – фиксация мира).Целью этой ежегодной церемонии является восстановление или укрепление Земли на следующие один либо два года.Определенные ритуалы индейцы юрок,юпа, карок называли «установкой столбов под Мир» Эта церемония по описанию А.Кребера проводится таким образом, что начало ее совпадает с новолунием и достигает своего апогея с новым появлением месяца,что также указывает на символизм обновления.Но понятия обновления,реставрации,починки,стабилизации и т.д.в религиозном сознании калифорнийских индейцев представляются как ритуальное повторение акта Сотворения Мира.И на самом деле,жрец (шаман) тщательно повторял слова и жесты «Бессмертных»,то есть духов,обитавших на Земле до людей и покинувших ее (либо превратившихся в камни),когда калифорнийские племена заняли их территории.Итак, Мир,в котором поселились калифорнийские индейцы, сотворили «Бессмертные»,а кроме того,они организовали структуру взаимоотношений – гражданские, религиозные институты. Церемониал состоял из двух частей: первой – эзотерической, выполняемой жрецом в полном одиночестве и строгой тайне,и второй – публичной. Последняя состоит из плясок и турнира по стрельбе из лука у юношей.Публичные церемонии также достаточно глубоко пронизаны богатым религиозным символизмом.В основе эзотерического ритуала лежит рассказ или диалог,содержащий слова «Бессмертных духов».Рассказ сопровождается жестами,символизирующими действия «Бессмертных», произведенных в мифические времена.Совокупность ритуалов составляет сценарий,имеющий космогоническую структуру.При этом частично перестраивают или чинят церемониальный вигвам,в котором происходят ритуальные пляски,и такая работа символизирует Утверждение Мира.В некоторых племенах юрок Утверждения Мира достигают путем ритуальной перестройки вигвама-потельни. Второй ритуал заключается в разжигании нового огня, пламя и дым которого неприкосновенны для зрителей.Известно,что в различных частях света накануне Нового года очаг гасят,чтобы ритуально вновь его разжечь в первый день наступившего года. Космогонический символизм этого ритуала очевиден:новый огонь означает рождение нового мира.Третий ритуал– длительное странствие,в период которого жрец посещает все священные места,в которых «Бессмертные» совершали определенные действия.Эти маршруты не только тщательно воспроизводят маршруты «Бессмертных»,но и включают повторение их действий,совершенных в мифические времена, действий,в результате которых Мир приобрел тот облик, который он имеет сегодня.Церемония состоит из ночных бдений жреца в потельне,чтения молитв,приношения даров.Но основной фазой является церемониальный прием пищи, состоящей из мяса лосося или желудевой каши.Специально для этой цели изолированный жрец готовит и в одиночестве съедает эту пищу.Здесь речь идет о жертвоприношении первых плодов,так как эта церемония служит сигналом для открытия сезона ловли лосося и снимает запрет на сбор нового урожая желудей. После символического воссоздания Космоса жрец церемониально распределяет первые плоды Нового Мира.Разумеется,у разных племен существует множество вариаций известных церемоний,но структура сценария остается единой.У карок жрец является представителем,а точнее, инкарнацией (воплощением) «Бессмертных».Это подчеркивается присваиваемыми ему именами и теми табу, которые на него накладываются.Его называют «Бессмертным» или «духом».Во время церемоний,когда он разжигает огонь и когда ест, на него запрещено смотреть. Через два или три месяца после церемонии жрец все еще ограничен определенными запретами, например, есть, и говорить он должен только сидя, не должен пить и т.д.Основные ритуалы продолжаются в течение 10–12 дней.Некоторое время жрец проводит в потельне, постит и молится.Но главным образом имеют значения слова и ритуалы,которые свершаются и произносятся во время его странствия.Один жрец карок (племя инам) подробно рассказал антропологу Калифорнийского университета Гиффорду обо всем, что он делает и говорит во время своего странствования по святым местам. Он ныряет в реку и под водой «мыслит» молитву.Выйдя из воды, он идет по дороге и думает,что «вот так в мифические времена шли Бессмертные». Он продолжает молиться для благоденствия общины. Прибыв на место,где находится камень,он должен медленно повернуть его,чтобы Мир стал более стабильным.; Затем он направляется к святому месту и разводит огонь.После этого он начинает подметать,приговаривая: «Бессмертный так подметал для меня.Все больные отныне будут чувствовать себя лучше».Он подметает границы Мира на востоке и на западе,после чего забирается на гору,отыскивает сук,из которого делает палку, нашептывая «Этот Мир расколот,но после того как я протащу палку по земле, все трещины затянутся, и Земля вновь станет твердой».Он снова разжигает огонь и подметает, как и прежде границы Мира.Затем он спускается к реке,отыскивает там камень,прочно устанавливает его и говорит: «Земля,которая была разрушена, будет заново восстановлена.Люди будут жить долго и станут сильными». После этого он садится на камень,и как объяснял Гиффорд А.Креберу,при этом «Мир больше не поднимается и не разрушается».Камень этот находится на этом месте еще со времени «Бессмертных»,то есть с начала Мира.Туда он был принесен божественным Существом,имя которого Исивсанен – означает Мир,Вселенная. На шестой день паломничества жрец становится воплощением самого могущественного из «Бессмертных» (ixlareya),по имени Astexewa wekareya.После любых произнесенных им слов, например: «Тот, кто сделал эту работу,будет долго жить и не будет болеть», – он непременно добавляет: «Астексева Векарея говорит это».Когда он отыскивает подходящее место для проведения состязаний по стрельбе из лука,он говорит: «Это я, Астексева Векарея, выбрал это место». Он вновь взбирается на гору и разводит огонь,после чего режет сорные травы, читая заклинание:«Мир полон болезней,Астексева Векарея отрезает все болезни Мира».После этого он принимает подметать место,приговаривая:«Сейчас Астексева Векарея выметает все болезни Мира.Мое дитя не будет болеть». Выражение «мое дитя» относится ко всем детям вообще.Он обстругивает палку, кладет ее на землю и говорит: «Астексева Векарея кладет палку. Пусть судьба всех их будет лучше, пусть больше не будет болезней в Мире.Пусть дичь и рыба будут в изобилии и будут легче ловиться». После разведения огня он уходит на 5–6 километров от места и повторяет ту же церемонию.Вечером в лагере исполняется Танец Лани. Как только жрец начинает разводить огонь,кто-нибудь криком оповещает об этом,и при этом все прикрываются покрывалами или ветками. Затем довольно продолжительное время жрец заливает огонь водой и прыгает в реку со скалы высотой в несколько метров. Для участников церемонии это сигнал к тому,чтобы открыть лица.На следующий день жрец отправляется к находящимся в горах двум кострищам,в которых накануне разводился огонь,и тщательно собирает пепел. Десять дней странствий жреца карок установлены «Бессмертными».При этом каждое посещаемое место соответствует месту,откуда,после свершения определенных ритуалов, исчезал «Бессмертный».«Бессмертные» постановили, что каждый год жрец должен возвращаться во время церемонии Обновления Мира и точно повторять то,что совершали они. Юпа,юрок и карок верят,что людям на земле предшествовала раса «Бессмертных» (kixunai),которая учредила все человеческие институты и установила порядок церемоний. Все мифы и заклинания связаны с действиями «Бессмертных».Священные камни представляют бессмертных,не успевших покинуть Землю до пришествия людей,и составляют теперь часть платформы перед ритуальным вигвамом.Космогонический сценарий сотворения Мира у калифорнийцев состоит из совокупности ритуалов.Бессмертные в мифические времена сотворили Мир,в котором поселились калифорнийские индейцы.Они очертили границы территории, зафиксировали Центр и опоры,обеспечили изобилие лосося,желудей, изгнали болезни.Однако настоящий Мир уже не является вневременным,безальтернативным Космосом,в котором жили «Бессмертные».А.Кребер называл Мир калифорнийцев живым, в котором обитают,и который используют существа из плоти и крови, и он подчиняется закону становления,старения,смерти.Он также требует периодического обновления,утверждения,починки.Но обновить его можно лишь повторением того, что «Бессмертные» делали in illo tempore (во время оно),повторением акта Творения.Поэтому жрец воспроизводит путь бессмертных,повторяя при этом их слова и жесты.В конечном счете он воплощает «Бессмертных»,иначе говоря,на время празднования Нового года они как бы вновь присутствуют на Земле.Этим объясняется то,что ритуал ежегодного «Обновления Мира» является самой важной религиозной церемонией для калифорнийских племен.Благодаря ему Мир не только обновляется и стабилизируется,но и как бы освящается присутствием «Бессмертных». Инкарнирующий (воплотившийся) их жрец на это время сам становится бессмертным,и поэтому на него запрещено смотреть и нельзя до него дотрагиваться. Он совершает ритуалы вдалеке от людей в полном одиночестве, поскольку,когда их совершали впервые «Бессмертные»,на Земле еще не было людей.В каждый Новый год Мир символически возобновляется,«Бессмертные» делают его снова стабильным,святым,богатым, то есть таким,каким он был изначально. Поэтому жрец провозглашает,что не будет больше болезней и катаклизмов,что у людей будет пища в изобилии.Снятие запрета на рыбную ловлю и сбор желудей позволяет людям потреблять продукты вновь рожденного Космоса.Они едят точно так же,как первые человеческие существа впервые ели на Земле. Современному человеку,который давно уже утратил опыт ощущения пищи как святыни,трудно вообразить религиозное значение ритуального поедания первых плодов.Но попытаемся все же представить,что могла бы значить для члена традиционного общества возможность касаться,пробовать, жевать, глотать дары обновленного, заново освященного присутствием «Бессмертных» Космоса.Для того чтобы понять этот опыт,нужно вспомнить эмоции человека, либо впервые для себя открывшего любовь,либо впервые путешествующего в далекую и прекрасную страну,либо встретившего произведение искусства, отвечающее его художественному вкусу. «Впервые» – в этом слове заключен весь смысл,это ключ к пониманию подобного рода ритуалов и церемоний,следующих за обновлением Мира,за повторением космогонии.За этим угадывается глубокое желание переживать любой опыт как бы впервые,когда он представлял своего рода эпифанию,встречу с чем-то могущественным, значительным,стимулирующим,дающим смысл всему существованию. В современном мире уже давно утерян религиозный смысл физической работы и органического функционирования.Там же,где это еще сохраняется,их религиозному значению угрожает безудержное распространение техники и идеологий европейского происхождения.Понять этот смысл можно,лишь приняв во внимание необходимость для традиционного человека периодически переживать шок инициирующего опыта, иначе говоря,переживать различные модальности существования как бы впервые, когда все было внове и составляло шифр трансцендентной реальности.Такую необходимость периодического обновления Космоса,мира,где мы живем,того единственного реально существующего нашего мира,мы обнаруживаем во всех традиционных обществах.Конечно, выражение этой необходимости варьируется в различных обществах в зависимости от соответствующих каждой культуре структур и обусловлено многообразием исторических форм,у калифорнийских индейцев речь идет о символическом возвращении «Бессмертных».
Таким образом,религиозный мир калифорнийских индейцев,совершенен, построен «Бессмертными» и воссоздаваем ежегодно жрецом (шаманом),его одиноким паломничеством,медитациями и молитвами.Совокупность ритуалов и религиозная идеология калифорнийских аборигенов – периодическая регенерации Времени,а космогонический сценарий,согласно которому происходит обновление Мира, связан с новым урожаем и сакрализацией акта приема пищи.
С приходов в Калифорнию европейцев постепенно создавалась атмосфера обмана и взаимной подозрительности между коренными калифорнийцами и миссионерами.С одной стороны, сначала на белых смотрели как на вернувшихся к ним с дарами предков. Действительно, у них была белая кожа, как у духов умерших, и они прибывали на кораблях.С другой стороны,обосновавшись в индейских землях, белые,беззастенчиво угнетали индейцев,загружали самой тяжелой работой да еще пытались обратить в христианство.Двойственное отношение к белым объясняет как антизападные движения за национальное освобождение,так и зависть,ревность, механическое подражание западным ценностям.Почти все культы калифорнийских племен категорично отвергают христианство. Однако культы калифорнийцев ассимилировали христианские идеи,потому что индейцы обнаружили в христианстве свой старый традиционный эсхатологический миф. Им была знакома идея воскрешения мертвых, проповедуемая христианством.И если индейцы разочаровались в миссионерах,если большинство их религиозных культов приняло антихристианский характер,то причину следует искать не в самом христианстве,а в том,что миссионеры и новообращенные вели себя не как истинные христиане.Встреча индейцев с официальным христианством сопровождалась многочисленными трагическими обманами. Так, более всего в христианстве их привлекало предсказание радикального обновления Мира,неотвратимый приход Христа и воскрешение мертвых.Именно профетические и эсхатологические аспекты христианской религии нашли у индейцев самый живой отклик. Именно этими аспектами пренебрегали миссионеры и новообращенные.И когда вожди и лидеры калифорнийских племен поняли, что их косвенные вдохновители, миссионеры не верят в реальность кораблей, «привозящих умерших с дарами»,и вообще не верят в неотвратимость наступления Царствия, воскрешение мертвых и установление Рая,освободительные движения многих калифорнийских племен приняли; антихристианский характер.
Свидетельство о публикации №211120201236