Кризис

- Дедушка, а почему ты пьешь? – спросил, сидевший на краю кровати, мальчуган лет четырех-пяти. Они пришли в больницу с мамой к дедушке, и пока она разговаривала с лечащим доктором, маленький Антошка остался наедине с дедом.

 Измученный,  сухонький старичок, который лежал, запрокинув голову, открыл глаза и уставился в потолок.

- Да я не пью, сынок, нет, уже не пью… - пробормотал невнятно старик. Он был похож на высохшую мумию. И если бы не одеяло, то можно было бы ужаснуться, насколько  изможден его организм.

- А, все говорят, что ты пьяница. И Санек в саду тоже…- заключил малыш, - а я всем говорю, что ты, деда, не пьешь, просто у тебя сердце горестливое.

 - Горестливое, прошептал, старик... Антош, а мама где, позови ее?

- Мама разговаривает с доктором. Он обещал тебе витаминки выписать, чтоб ты скорей поправился, деда. Это я его попросил, – заметил мальчик, без лишней скромности. Он спрыгнул с кровати, и подошел к лицу старика. Тот все еще смотрел в потолок.

- Деда, а ты головой можешь крутить? А что это за трубочки у тебя в руке? Деда, а Любовь Сергеевна, говорит, что люди пьют, потому что работы нет. А работы нет, потому что они в школе плохо учились. Деда я буду учиться в школе на одни пятерочки, я уже, и читать умею. Хочешь,  я тебе почитаю, вот смотри.

Мальчуган достал из-под кровати спящего соседа по палате газету, открыл на развороте и стал шевелить губами. - Кэ, начал он, ре, и зэ и сэ - кризис, нэ е – не, пэ, о, жэ, а, эл, е лэ, пожалел, нэ,и ка, гэ, о, никого – кризис не пожалел никого! Деда, а что такое кризис, и почему он никого не пожалел? Может, его никто не любит, поэтому он злой…

- Нет, сынок, кризис это не человек, он не может быть злым. Ну это ситуация такая… Ну вот, например, идешь ты по улице, а тебе навстречу три злые собаки…

- Овчарки?!- воскликнул малыш.

- Ну, например, овчарки.

- Ох, как я их боюсь, этих овчарок, у них вот такие зубы! – разведя руками в сторону, показал малыш.

- Нет, Антош, ты послушай, вот бегут эти овчарки тебе навстречу и лают, и рычат, ты испугался и бежишь от них, а они – за тобой. И вот ты сворачиваешь в темный переулок, а там тупик, понимаешь -  нет хода. И тебе некуда деваться, и ты не знаешь, что делать. Бежать больше некуда, стена высокая - не перелезть, а кричать – никто не услышит. Тут то и наступает кризис… - вздохнул тяжело старик.

- Деда, - прошептал малыш, подойдя совсем близко и поставив свой подбородок на подушку, - а у тебя был кризис?

Старик повернул голову и увидел большие распахнутые синие глаза совсем рядом. Еще ни на чьем лице он не видел такого невинного интереса к себе. Ему сразу захотелось рассказать малышу всю свою жизнь, как тяжело ему было, как трудно ему все давалось, как женился он на нелюбимой женщине, как жизнь он свою давно похоронил. Да что он поймет, ему всего четыре! Но он хоть выслушает… Сердце заскрипело, и у него хлынули слезы.

- Деда, не плачь, я не хотел… деда, ну не плачь… -малыш стал стирать своими маленькими ручонками слезы с морщинистых щек.

- Антош, ты прости деда, я ведь и вправду пьяница, и тут лежу потому что пил много, Антош, ты прости меня, слабый я, Антош… - целуя его руки продолжал он, - Сынок, ты не живи как дед, я ничего не сумел, пил, курил… всю жизнь свою пил, и бабушка умерла, что переживала много, Антош, ты прости за бабушку, сынок, я больше не буду…

 - Деда, ну не плачь, - уже сам, ревя в три ручья, просил малыш.

- Антош, мы с тобой в зоопарк на выходных пойдем, вот только я вылечусь, я лодку научу тебя мастерить, и свистульки тоже, Антош, только не бросай меня, не бросай меня сынок…

- Ах, ты старый пьяница, ты чего ребенка до слез довел, - в палату ворвалась мать, вырывая мальчика из костлявых рук старика, - все нервы нам вымотал, так хоть ребенка не мучай. За что же нам это наказание. Три месяца тебе осталось, допился?! Цирроз у тебя, сам виноват! Антош, он тебя, что стукнул? Малыш, качал отрицательно головой, всхлипывая на руках у матери.

- Так, я приду завтра, у тебя все есть, там - в тумбочке, - отрезала она и вышла за дверь вместе с маленьким Антоном.

Старик, лежал еще  в оцепенении минут пять, не делая глубоких вдохов. Потом повернулся на другую сторону и посмотрел через окно. На улице накрапывал мелкий дождь.


Рецензии