192. ВИ. Агошков. Кром. Поле. НЕ. Лежепёков

192. ВИ.Агошков. Кромское Поле.

Герой Соц. Труда
ЛЕЖЕПЁКОВ НИКИТА ЕВСТАФЬЕВИЧ

Антонина Никитична Постникова встретила меня вначале не очень дружелюбно. На мой вопрос: здесь ли проживал Герой Социалистического Труда Лежепёков Никита Евстафьевич, отве-тила: «Раньше надо было об отце спрашивать, когда он был жи-вой!».

Действительно, нет пророков в своём отечестве. Никто почему-то не ведёт учёт прославленных земляков.

Одной из причин этого, конечно, является то, что нет до сих пор краеведческого музея района. Но самое главное за-ключается в том, что новое время рождает новых героев, о прежних вспоминать некогда в нашей быстроменяющейся суе-те. Культ денег и всего остального, что с ними связано, заслонил настоящие ценности. Но приходят времена, и всё становится на свои места. Вновь выходят на сцену люди труда, обладающие высокими морально-волевыми качествами...

Н.Е. Лежепёков прошёл войну, вернулся домой. И, как по-ётся в песне Михаила Исаковского, пришлось Никите Евстафье-вичу пить не за здоровье, а за упокой жены. Двух детей взяла к себе свояченица. Первую жену убило осколком от снаряда. Был на войне ранен и Лежепёков. В труде глушил своё горе фронто-вик. До войны 6 тракторов-«хатызиков» управлялись с делами. Теперь их не было. В МТС посоветовали Лежепёкову создать тракторную бригаду, механизаторов найти ему удалось.

Стали вместе думать, где брать трактора. Вспомнили, что один «колёсник» видели в Студёном логу, второй — в лесу, у п. Яс-ная Поляна, ещё два трактора обнаружили в д.Рассыльная. А затем пришла и заслуженная награда. Указ Президиума Вер-ховного Совета СССР от 30 марта 1948г гласил: «За Ваши ис-ключительные заслуги перед государством, выразившиеся в по-лучении в 1947 году в обслуживаемых колхозах урожая стебля южной конопли 60,3 центнера и семян южной конопли 10,66 центнера с гектара на площади 30 гектаров Президиум Верхов-ного Совета СССР своим Указом от 30 марта 1948 года присво-ил Вам звание Героя Социалистического Труда».

Награду под номером 004767 вручали Никите Евстафье-вичу не в Кремле, а в Орле. При вручении награды Первый сек-ретарь Орловского обкома партии рассказал, якобы, следую-щее: И.В. Сталин, просматривая списки награждённых Золотой звездой Героя, остановил свой взгляд на фамилии «Лежепёков» и, прочитав, что тот удостоен высокой награды за рекордный урожай конопли, возмутился: «За верёвку — даём Героя!».

Антонина Никитична подала мне две фотографии. На од-ной — сам Никита Евстафьевич со звездой Героя на груди, на другой — он вместе со второй женой — Анной Васильевной, до-черью Антониной и внучкой Аней. А вот статью об отце найти не могла, а потому и проводила к своей сестре — другой дочери Ни-киты Лежепёкова — Надежде, живущей в Кромах.
Сама же Антонина Никитична живёт в доме, что находится напротив правления колхоза «Путь к рассвету», ныне преобразо-ванного в кооператив. Надежда Никитична вручила мне часть еженедельника «Семья» (№36 за 1991г), где напечатан очерк Александра Алёшина «За верёвку — даём Героя'».

см 2


Рецензии